Достаточно большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь, но современный мир нестабилен и изменчив. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.
Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.
Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
«В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“ в объеме 34 учебных часа… Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей. Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» позволит воспитать толерантное отношение к «иному» и «другому», привить уважение к прошлому нашей родины, ее традициям, которые невозможно представить без деятельности различных конфессий, без системы религиозных ценностей, без вклада Церкви в национальную историю. Также большую роль в процессе преподавания курса ОРКСЭ имеет приучение учащихся к самостоятельности мышления: содержание курса больше, чем в любом ином случае, предполагает не воспроизведение «чужой» позиции, а выработку своей собственной.
Цель данного курса – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей):
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Первый и последний уроки являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — единые духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические разделы дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Сегодня вам будет предложено выбрать модуль, оформить это документально (написать заявление). Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Первый и последний уроки являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — единые духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические разделы дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.
Сегодня вам будет предложено выбрать модуль, оформить это документально (написать заявление).
Давайте разберемся с каждым из модулей. Учебный модуль «Основы православной культуры». Этот модуль знакомит школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства, раскрывает его значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Содержание учебного предмета по православной культуре имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и истории России). Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит глубже изучать гуманитарные дисциплины.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры». В установленных методических и содержательных границах дается познавательная информация о том, что такое ислам как религия, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни. Курс имеет четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность, в нем много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим. Учебный модуль «Основы иудейской культуры». Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур». Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Учебный модуль «Основы светской этики» В ходе изучения модуля школьники получат знания о светской культуре, о нравственных качествах личности, смогут осознать источники возникновения и развития светской этики. Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
|