12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
larisa81

Сценарий собрания

Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и повысить компетентность родителей в использовании игровых упражнений в развитии речи у детей с ОНР.

Задачи:

повысить уровень знаний родителей в области развития речи детей;

познакомить с пальчиковыми, артикуляционными и дидактическими играми по развитию речи;

помочь в организации совместной деятельности родителей с ребенком дома;

укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива в решении задач речевого развития детей.

Форма проведения: Игровой семинар – практикум.

Место проведения: Групповое помещение.

Подготовка:

анкетирование родителей;

выставка литературы по теме;

подбор речевых и пальчиковых игр в соответствии с возрастом ребенка;

картотека предлагаемых игр по развитию речи детей;

видеозапись дидактической игры с детьми данной группы;

памятка с описанием игр;

ноутбук и проектор.

План проведения:

Вступительное слово «Речевые особенности детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Мастер-класс по проведению игр (просмотр видеозаписи).

Игровые практические задания для родителей.

Динамическая пауза (игры пальчиковые и с движениями).

Организация выставки методической литературы по теме.

Проект решения родительского собрания;

памятка родителям с описанием игр.

Ход собрания:

Организационный этап.

Ознакомление с повесткой дня, целью и задачами.

Введение в проблему:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы родителей: Заниматься со специалистами, логопедом, посещать кружки, заниматься дома с ребенком.

Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если нет условий, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка.

Что должен знать ребенок 5 - 6 лет. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей входят слова, обозначающий материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описание предметов, их свойств, качеств и действий. Особое Внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируются умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик - радостный; поезд идет - движется), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к отдельному слову (умный – толковый), дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения: бежать – мчаться; пришёл - приплелся, а также значение имен прилагательных оценочного характера: умный - рассудительный, старый - дряхлый.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственных отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетанию (старый дом - Новый), к отдельным словам (легкий –тяжелый) или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой … (находит).

Расширяется понимание значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.

Расширяется экспрессивная речь притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, ...; первый, второй, третий, ..., десятый).

Закрепляется в речи понятие слово и умение оперировать им.

2. Основная часть.

1. Предлагаю вам посмотреть видеоролик «В гостях у Мудрой Совы», где педагог проводит ряд речевых игр с детьми.

2. Через игру ребенок готов выслушать и услышать, происходит сближение родителей со своими детьми. Сегодня мы предлагаем вам игры, в которые вы сможете поиграть с детьми, совмещая свои интересы и домашние дела. Игровые практические задания для родителей. Раздаются карточки с игровыми заданиями. «Ребенок и взрослый» играют в паре.

1. «Подбери слова»

Цель: расширение объема словаря и уточнение представлений о признаках предметов.

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

2. «Скажи наоборот»

Цель: умение подбирать слова, противоположные по значению.

Взрослый произносит слово, а ребенок должен произнести слово с противоположным значением (Холодный – горячий, большой – маленький, тяжелый – легкий).

3. «Я знаю три части»

Цель: расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части грузовика…

4. «Найди ответ»

Цель: развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

5. «Фантазёры»

Цель: развивать фантазию, творчество, расширение объема словаря.

Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например: Если вдруг на Земле исчезнут:

все пуговицы

все учебники и книги

все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент. Если Вы, родители, будете играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

3. Динамическая пауза.

Проводятся с родителями под музыку пальчиковые и артикуляционные игры (по выбору педагога: «Лошадка», «Качели», «Солнышко», «Цветы»).

Выставка методической литературы по теме.

Краткий ознакомительный ракурс логопеда с каждой книгой.

Проект решения родительского собрания:

1. Продолжать активную работу в тесном контакте «Родитель – Воспитатель – Логопед».

2. Обогащать словарный запас используя дидактические речевые игры, пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Пополнять картотеку с играми на развитие речи детей.

Педагоги раздают родителям памятки (брошюры) с описанием речевых игр, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно.

Благодарит родителей за активное участие в семинаре-практикуме.

Приложение 1

Анкета для родителей

Все ли нравиться в своем ребенке?

Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

Смотрите ли на ребенка, когда он говорит?

Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

Поправляете ли вы речь ребенка?

Отводите ли вы время для чтения ребенку?

Если у вашего ребенка собственные книги?

Если в доме место, которое отведено только ему?

Знаете ли вы любимую сказку?

Стараетесь ли вы сказать за ребенка все на приеме у врача, в магазине, в гостях, прежде чем он успеет открыть рот?

Если возможность поиграть в подвижные игры?

Приложение 2

Памятка для родителей.

Речевые игры на кухне.

«Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш…..грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».

«Один - много»

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много».

Один дом – много домов

Один стол - много столов

Один шкаф - много шкафов

Один жук – много жуков

«Покупки».

Выполняются различные задания.

- назови, что не надо варить или жарить?

- что здесь самое вкусное?

- что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)?

Удачи вам в совместной игре и работе с ребенком!



Литература:

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., Мозаика-Синтез, 2002.

Блохина С. В. Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Б.м.], 2010-2016.

Будкевич Л. П. Использование дидактических игр технологии ТРИЗ в развитии связной речи старших дошкольников // Современные дети - какие они? : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Т. 4. - Мурманск : МГГУ, 2012. –115с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как? – М. 2001.

Давыдова М. А. Обогащение словарного запаса дошкольников в процессе игровых заданий и театрализованной деятельности // Соврем. детский сад. – 2009. – № 2. –69с.

Дудка Т. Г. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников // Воспитание дошкольников : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф., 28 сент. 2012 г. / Чуваш. отд-ние акад. пед. и соц. наук, Акад. наук Чуваш. Респ., Чувашский гос. пед. ин-т им. И. Я. Яковлева (Чебоксары), Науч.-исслед. ин-т педагогики и психологии. – Чебоксары, 2012. –72с.

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. 2005.

Зажигина О.А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. / О.А.Зажигина. – СПб.: Детство - Пресс, 2012. – 96с.

Светличная В. Е. Формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр // Актуальные проблемы специального и интегрированного образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 26 дек. 2011 г. – Волгоград, 2011. –213с.

Серегина О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ – технологий // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 5. –211с. ;

Симонова Е. Г. Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи посредством дидактических игр / Е. Г. Симонова, А. Н. Манькова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. ст. – Ульяновск, 2014. –137с.

Ушакова О.С., Струнина Е.Н., Методика развития речи детей дошкольного возраста. /В.А.Салахетдинова.- М.: Владос, 2002. – 287с.

Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх : пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О. Ю. Филимонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 125 с.​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.