Родительское собрание «"Нет!" насилию в семье» (5 класс)
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар балаларға арналған Қостанай арнайы мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Костанайская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» управления образования акимата Костанайской области
Мұғалім/ учитель: Кузнецова Е.А.
Костанай 2016
Родительское собрание:
«Нет!» насилию в семье»
Задачи собрания:
Познакомить родителей с различными видами насилия в семье;
Привлечение внимания общественности к проблемам насилия и жестокого обращения с детьми
Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.
Показать, что мир в семье — главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;
Ход собрания
Добрый вечер уважаемые родители! Мы с вами встретились, чтобы обсудить один немаловажный вопрос. В рамках проходящей акции «Нет насилию» должна быть проведена работа, посвященная этому вопросу. Тема нашего родительского собрания «Нет насилию в семье».
Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье.
Семья — это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы слишком долго ищем повод или предлог для разговора.
Упражнение «Народная мудрость»
Прочитать пословицы о семье
«Вся семья вместе, и душа на месте»;
«На что и клад, когда в семье лад»;
«Не будет добра, коли в семье вражда»;
«Согласную семью и горе не берет».
Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Особую озабоченность прогрессивной общественности оно стало вызывать, начиная с ХIХ века. Более углубленное изучение проблемы жестокого обращения с детьми, начавшееся в 70 годы ХХ века, подтвердило его широкую распространенность.
Что такое насилие в семье?
Насилие – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.
Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.
Виды насилия:
- Физическое насилие;
- Сексуальное насилие
- Психологическое насилие (критика, грубость, насмешки);
- Экономическое насилие;
- Духовное насилие (насильственное принятие другой веры).
В результате соц.опросов психологами и социологами были получены следующие данные:
35% родителей используют телесные наказания (вплоть до ожогов, нанесения детям колотых ран);
26% – предъявляют повышенные требования, издеваются, унижают детей;
15% – используют иные формы насилия.
С домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью – каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых. Более того, по утверждениям исследователей, количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
со стороны мужа по отношению к жене;
со стороны жены по отношению к мужу;
со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
со стороны старших детей по отношению к младшим;
со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
со стороны одних членов семьи по отношению к другим
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Анкетирование родителей
Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты:
Неуверенность в себе
Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих)
Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку)
Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения)
Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки)
Склонность к сомобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения)
Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.
Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод для беспокойства.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
Предлагается просмотр короткометражного фильма «Насилие над детьми». https://www.youtube.com/watch?v=5M3jHHoYIDY
Упражнение «Волшебное зеркало».
Для упражнения понадобится небольшое зеркало круглой формы.
(Все участники садятся в круг и закрывают глаза.)
Сейчас вы будете передавать друг другу зеркало. Тот, кто получит его, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыбнитесь ему. Чтобы ни какие беды не затрагивали Вас и вашу семью.
Наша встреча подошла к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?
Вы все были активны, слаженно работали. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Родителям раздаются памятки
Памятка для родителей
Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
Умейте принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
Предъявляйте к ребенку разумные требования.
Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.
Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.
Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.