12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гузалия2094
Педагог-психолог в коррекционной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кинезиолог. Нейропсихолог.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
6

Родительское собрание «Развиваем внимание»



ОГКОУ «Школа-интернат №88 «Улыбка»

Собрание с родителями в 1 классе

 

«Развиваем внимание»

Уважаемые родители, я предлагаю вам сыграть в простую игру, в которую с удовольствием играют ваши дети.

Упражнение «Нос! Пол! Потолок!»

«Вам нужно быстро показать пальцем на свой нос, когда услышите слово «нос», на пол – когда прозвучит слово «пол» или на потолок, когда услышите слово «потолок». Слова произносятся в произвольной последовательности, при этом указываются правильное или неправильное направление. Нужно быть внимательным. Можно попытаться запутать играющих: «Я вижу, у кого-то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».

Молодцы! Эта простая игра тренирует слуховое восприятие, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Мини-лекция.

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания.   Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Внимание младших школьников еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Объем внимания узок, учащимся 1-2 классов трудно одновременно рассматривать картину и слушать рассказ о жизни и деятельности ее автора-художника. Они еще не умеют направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Если, например, в задаче речь идет о желтых и красных розах, на которые прилетели бабочки, ученики легко «соскальзывают» с оперирования числами на обсуждение бабочек, начинают вспоминать, где и когда они их ловили.

Упражнение «Найди всех, кто спрятался».

Посмотрите пожалуйста внимательно на изображение (слайд), и постарайтесь найти на нем как можно больше насекомых (всего 10).

Очень хорошо! Эта игра тренирует зрительное восприятие, способствует развитию концентрации внимания

Мини-лекция.

Первоклассники, а иногда и второклассники часто рассеянны. Причины рассеянности различны, их необходимо знать, чтобы успешно преодолевать трудности.

1. Рассеянность часто является результатом переутомле­ния ребенка. Если он поздно ложится спать, если родители перегружают маленького школьника впечатлениями: разрешают смотреть вечерние телевизионные передачи, часто водят в кино, в гости, — нервная система ребенка перевозбуждается. Он плохо и мало спит и приходит в класс в сонливом состоянии.

2. Рассеянность может быть следствием нарушения пра­вильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислоро­дом. Аденоиды (полипы), образовавшиеся в носоглотке, разра­стаясь, затрудняют дыхание через нос. Ребенок дышит ртом, и это пагубно сказывается на его работоспособности.

3. Рассеянность может возникнуть и как результат непра­вильного воспитания детей. Когда не в меру заботливые родители покупают ребенку слишком много книжек и игрушек, рано и часто водят его на выставки, в музеи и театры, ребенок привыкает к постоянной смене впечатлений. Не успевая разоб­раться в каждом из них, не имея возможности вдуматься в то новое, что ежедневно ему показывает взрослый, ребенок привы­кает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. В таких случаях борьба с рас­сеянностью ребенка требует умения показать детям уже знакомый им предмет, явление природы с новой для них стороны. Нужно «приоткрыть» ребенку те качества предмета, его особенности и связи, которых дети раньше не видели.

Упражнение «Топ-хлоп»

«Я буду произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если нет – топнуть»

Кошка варит кашу.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Собака хочет есть.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом ушел гулять.

На березе выросли яблоки.

Волк бродит по лесу.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Рыба поет песни.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Ветер качает деревья.

Писатели пишут книги.

Строитель строит дом.

Мама готовит обед.

Вода горячая.

Молодцы! Эта упражнение помогает тренировать слуховое восприятие, и концентрацию внимания.

Мини-лекция.

Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственное детям с церебральным параличом бедность интересов и повышенная утомляемость. С возрастом у детей с церебральным параличом несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Факт того, что основные психологические особенности ребенка с ДЦП обусловлены степенью поражения головного мозга не вызывает сомнений. Однако при одном и том же диагнозе выражаться эти тонкости поведения могут по-разному.

Дети становятся такими, какие они есть, в большинстве случаев из-за внешних, а не внутренних, факторов. При чрезмерной жалости, опеке и внимании со стороны окружающих. Подобное отношение блокирует личностный рост и развитие. Эмоционально-волевая сфера малыша остается незрелой, он не может принимать самостоятельные решения, постоянно чувствует себя незащищенным (парадокс: это при регулярной-то родительской заботе!), не умеет критиковать себя и эгоцентрично требует опеки.

В большинстве случаев развитие личности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата происходит по типу психологического инфантилизма, который как раз и выражается в недоразвитии волевой деятельности. Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места в мире к минимуму.

Упражнение «Знаем ли мы пословицы?»

Я сейчас озвучу вам пословицы, но в измененном виде. Вы должны вспомнить и произнести правильный вариант этой пословицы.

Измененные пословицы:

Кончил отдыхать, гуляй смело.

Готовь сани зимой, а телегу — летом.

Пар кости ломит.

Не все золото, что молчит.

Позже встанешь — позже работу кончишь.

Цыплят по весне считают.

Делу — время, потехе — день.

Сначала начинай, потом подумай.

Семь раз отрежь, один раз примерь.

Мастер дела боится.

Правильный вариант пословиц:

Кончил дело, гуляй смело.

Готовь телегу зимой, а сани — летом.

Пар костей не ломит.

Не все то золото, что блестит.

Раньше встанешь — раньше работу кончишь.

Цыплят по осени считают.

Делу — время, потехе — час.

Сперва подумай, потом начинай.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Дело мастера боится.

Хорошо! Эта игра тренирует слуховое восприятие, способствует развитию памяти, сосредоточенности и концентрации внимания.

Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом.

Вы можете воспользоваться любым из упражнений, в которые мы с вами играли сегодня, для развития произвольного внимания у ваших детей. А еще я предлагаю вам памятки (приложение 1) и небольшие книжечки для совместных занятий (приложение 2). Но вы можете придумать и свои собственные игры.

Педагог-психолог Бакшеева Г.Ф.


Развиваем внимание
PPTX / 1.41 Мб

Приложение 1

Уважаемые папы и мамы!

  Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

В основе внимания лежит интерес.  Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.

Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

Постоянно тренируйте его внимание. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

Развивая внимание ребёнка, не фиксируйте его неудачи, а отмечайте достигнутые им успехи.

Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.


 

Приложение 2


 

1. Используя шифр, как можно быстрее найди слова, которые скрываются за этими цифрами.

Шифр:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Д

Р

Т

М

А

О

Ч

К

В

Е

С

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

У

Ж

Б

Л

Н

Ы

Ш

П

И

Ц

8, 6, 15, 6, 14, 6, 8 ____________________________

19, 2, 12, 13, 20, 16, 5 _________________________

4, 17, 18, 8, 5 ________________________________

16, 6, 11, 20, 8 _______________________________

12, 15, 17, 14, 8, 5 ____________________________

15, 5, 4, 19, 6, 7, 8, 5 __________________________

12, 15, 20, 3, 8, 5 _____________________________

8, 6, 2, 6, 14, 6, 7, 8, 5 _________________________

13, 12, 7, 6, 8 ________________________________

13, 5, 9, 6, 2, 6, 16, 6, 8 ________________________


 

2. Соедини половинки слов так, чтобы получить целые слова:

сено па бал овод

шля ва воз ник

сли вал газ кон

мис марка гриб он

свет ёлка хор ода

яр ка бор глас


 


 

3. Найди и запиши 5 слов из рассыпанных слогов

ут ре нок ка

ли па га

са кни ще

_________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________

___________________________________________


 

4. Нарисуй по клеткам такого же слона.

5. Среди букв спрятались слова, найди их и подчеркни.

солнцеартерайонфватеновостьжшцбэкзаменйгктйыдахвостшжоклрпжтзетжрхоккеймториыьтлюбовьовтяспектакльгуенитьыпамятьэчитьнародтидфрфжмьмяжрадостьтиьмфтптшыпвгчттэшовиьконкурсзжбвмдьишдплаваниезйбовслабораторияьтчсхпеременаэцимюуширенаплокрадугашрфлдпмоэтиддфнатюрмортэтиячеловекщфшмдлоротбьтдтелевизорлграддломддугарллгншгплтпирюолпдокрепостьаиьшзуйзавтракьилоедлбылинаокщэьсердцеъхзгаышвкомпьютерлгзшлэ


 

7. В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20 вразнобой. Это значит, что какие-то 4 числа пропущены. При помощи ручки или карандаша отследите все числа и выпишите недостающие.

1

12

20

7

16

15

5

2

9

8

14

18

4

19

10

13

_________________________

4

18

3

20

12

2

8

17

9

7

11

10

14

6

19

16

________________________

11

1

15

9

3

13

2

17

16

18

5

19

8

6

10

14

_________________________


 

Проверь себя:

1. колобок, пружина, мышка, носик, улыбка, лампочка, улитка, коробочка, жучок, жаворонок

2. сеновал, шляпа, слива, миска, светёлка, балкон, возглас, газон, грибник, хоровод, борода

3. утка, репа, щенок, лиса, книга

5. солнце, район, новость, экзамен, хвост, хоккей, любовь, спектакль, нить, память, народ, радость, конкурс, плавание, лаборатория, перемена, радуга, натюрморт, человек, рот, телевизор, град, лом, дуга, пир, крепость, завтрак, былина, сердце, компьютер, рог, шар

7.

3, 6, 11, 17

1, 5, 13, 15

4, 7, 12, 20


 

Источники:

Литература

  • И.И. Мамайчук. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – 400с.

    А.А. Люблинская. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. – М.: «Просвещение», 1971. – 415с.

    Е.М. Рахманова. Игры и упражнения на развитие внимания. – СПб.: Литера, 2012. – 32с.

    Е.В. Языканова. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. – М.: «Экзамен», 2013. – 79с.

Сайты

https://infourok.ru/podbor-materialov-dlya-razvitiya-vnimaniya-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-564777.html

http://psixologiya.org/vozrastnaya/vnimanie/1684-razvitie-vnimaniya-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozr

http://pinme.ru/pin/51377eafc00470574f00011b/

http://psylist.net/pedagog/devexe028.htm

http://block-ford.ru/rospisi-po-kletkam/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Гузалия, 04.11.17 в 09:11 0Ответить Пожаловаться
Буду рада, если Вам пригодится этот материал
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.