Родителям, у которых есть школьник в семье!
Родителям, у которых есть школьник в семье!
Не забывайте что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд!
Учеба наших детей - это то, что сопровождает жизнь родителей, на протяжении длительного времени и в чем мы - родители (в разной степени конечно) обязательно участвуем. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение родителей (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. В 1-2 классах у детей ещё сохраняется положительное отношение к учению. Однако постепенно к 3 классу, отношение детей может изменяться. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, авторитет учителя падает, позиция школьника теряет для ребенка свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности. Важная задача для родителей – помочь своему ребенку в поддержании у него положительной учебной мотивации. Для помощи родителям в нашей школе в конце декабря психологом школы были организованы и проведены тематические родительские собрания «Мотивы учебной деятельности учащихся начальной школы». Цель данного мероприятия: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Собрания проводились в форме семинара – практикума. Родители совместно с педагогом и психологом выявляли типичные проблемы в учебной деятельности детей ( часто озвучивались сл. причины не успшности: неусидчивость, неустойчивое внимание, неумение понимать текст, неумение выражать мысль, не сформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности детей). Были отработаны практические приемы оказания помощи детям в учебной деятельности ( в группах, и индивидуально). В итоге плодотворной работы всех участников данной встречи каждый из присутствующих сформулировал свой «рецепт» поддержки учебной деятельности детей. Часто звучали сл. высказывания: «После сегодняшней встречи я решил (а) для себя, что никогда не буду сильно ругать своего ребенка за промахи в учебе, а чаще буду хвалить.» «После сегодняшней встречи я решил (а) для себя, что никогда не буду учить уроки с ребенком по несколько часов подряд, а буду давать ему отдыхать после школы.» «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это понимать потребности ребенка.» «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это жить с ребенком «на одной волне». Многие родители высказывали пожелания продолжить подобные встречи с участием психолога. Приложение 1. Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.
Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное». Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений. |
Волкова Светлана Ивановна
Горохова Наталья Анатольевна