Рабочая программа по родной литературе (9 класс)

20
12
Материал опубликован 6 August 2019 в группе

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5» г.Брянска

241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56,

тел.: (4832) 51-65-73, 51-63-41, 68-63-68

факс: (4832) 51-65-73

E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Сайт: http://www.gimnazia5-bryansk.ru/

 

 

 

 

«Рассмотрено»

На МО учителей русского языка, литературы и эстетического цикла

Руководитель МО

_____________/В.С.Легоцкая/

подпись ФИО

Протокол № __________

от «____»____________2019 г.

 

«Утверждаю»

Директор

____________/Г.В.Сауткина/

подпись ФИО

Приказ № __________

от «____»____________2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по родной литературе

9 класс

Легоцкая Вера Сергеевна,

 

учитель русского языка и литературы высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч.г.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

На изучение родного русского языка в 9 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 35 учебных недель).

Количество к/р, сочинений согласно учебным триместрам:

Форма контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Тестирование

1

1

1

Сочинение

1

1

1

 

В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся.

Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Срок реализации программы – 2019 – 2020 учебный год.


 

Планируемые результаты освоения предмета

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет перечень предметных результатов изучения родной литературы.

Личностные результаты

-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества;

-развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

-анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;  совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-овладение навыками смыслового чтения;

-умение извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- умение владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-умение перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Коммуникативные УУД:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Содержание учебного предмета «Родная литература»

 

Введение. (1 час)

Раздел 1. Древнерусская литература (2 часа)

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного

идеала, олицетворение Святой Руси.

Раздел 2.Литература 18 века (2 часа)

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.

Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

Раздел 3. Литература 19 века (12 часов)

Поэты пушкинской поры. (Обзор)

К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».

Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»).

А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».

Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».

П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».

Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Теория литературы. Золотой век русской поэзии.

Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.

Развитие речи. Лирические отступления в эпическом произведении. Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Обличение социальных пороков в комедии. Теория литературы. Конфликт. Комедия.

А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

Раздел 4. Литература 20 века (42 часа)

М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.

«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».

А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.

Д. Б.Кедрин. Кедрин как певец родной природы. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». Тема Родины в лирике. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа».

Развитие речи. Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений Д.Б.Кедрина).

Ю.Друнина. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.

К.Воробьев. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести.

В.Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.

В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.

Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».

Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».

Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».

Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».

В.П.Астафьев. «Царь-рыба». Жестокое обращение человека с природой. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.

В.Г.Распутин. «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы.

А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.

А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.


 

 

 

 

Раздел 5. Литература 21 века (11 часов)

Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.

М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.

 

Календарно-тематический план


 

п\п.

Темы уроков.

Дата проведения

По плану

По факту

 

 

 

 

 

Введение (1 час)

1.

Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

 

 

Древнерусская литература (2 часа)

2.

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

 

 

3.

Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного

идеала, олицетворение Святой Руси.

 

 

 

Литература 18 века (2 часа)

4.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.

 

 

5.

Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Ответ на проблемный вопрос.

 

 

Литература 19 века (12 часов)

6.

К. Н. Батюшков. Слово о поэте. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».

 

 

7-8.

Е. А. Баратынский. Слово о поэте. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»

 

 

9.

А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».

 

 

 

10-11.

Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры.

 

 

12.

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.

 

 

 

13.

Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

 

 

14.

Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

 

 

15.

Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского «Бедность не порок». Особенности конфликта в пьесе.

 

 

16-17.

А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Сопоставительный анализ образов главных героинь.

 

 

Литература 20 века (42 часа)

18-19.

А.М.Горький. Слово о писателе. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни.

 

 

20.

Своеобразие композиции и художественные особенности «Песни о Соколе».

 

 

21-22.

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова.

 

 

23-24.

А.Н.Толстой. Слово о писателе. Человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны в повести «Гадюка».

 

 

25.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения.

 

 

26.

Д.Б. Кедрин. Слово о поэте. Тема природы в лирике поэта. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка».

 

 

27.

Д.Б. Кедрин. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа». Тема Родины в лирике.

 

 

28-29.

Анализ лирического произведения. (Восприятие, истолкование, оценка).

 

 

 

 

 

 

 

30-31.

Ю.Друнина. Слово о поэте. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.

 

 

32-33.

К.Воробьев. Слово о писателе. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести.

 

 

34-35.

В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.

 

 

36-37

В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.

 

 

38-39

Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».

 

 

40-41

Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».

 

 

42-43

Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».

 

 

44-45

Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».

 

 

 

46-47

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Царь-рыба». Тема жестокого обращения человека с природой.

 

 

48-49

В.П.Астафьев. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.

 

 

50-51

В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний.

 

 

52-53

В.Г.Распутин. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы.

 

 

54-55

А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.

 

 

 

56-57

А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.

 

 

58-59

Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века».

 

 

Литература 21 века (42 часа)

60-61

Д. Сабитова. Слово о писателе. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

 

 

62-63

А. Жвалевский и Е. Пастернак. Слово о писателях. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

 

 

64-65

Т. Михеева. Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.

 

 

66-67

М.Ботнева. Слово о писателе. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.

 

 

68-69

Итоговое тестирование

 

 

70

Игровой урок

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу, Вера Сергеевна! Порадовалась 2 часам! А что за основу брали?

6 August 2019

Марина Юрьевна, если имеете в виду учебник, то я давно по учебникам не преподаю литературу в 9-11 классах.

6 August 2019

Большое спасибо, Вера Сергеевна. Нам выделяют всего 0,5 ч. на родную литературу.

6 August 2019

У нас не было этого курса раньше вообще, ни в 7, ни в 8 классах. Поэтому в 9-м отдали все. Спасибо за внимание к работе, Наталья Леонидовна!

6 August 2019

Вера Сергеевна, нас это ещё не коснулось, но беру на заметку. Обратила внимание, что в Вашей программе упомянуто несколько произведений, которые изучаются в курсе русской литературы в разных классах и разных УМК. Например, "Моцарт и Сальери", "Невский проспект", "Собачье сердце" и др. Как Вы это регулируете, чтобы не было повторов?

6 August 2019

Наталья Юрьевна, названные Вами произведения мною не изучались по УМК Коровиной, поэтому я взяла их в представленном курсе.

6 August 2019

Поняла, спасибо.

6 August 2019

Вера Сергеевна, спасибо за планирование, возьму для работы.

6 August 2019

Спасибо за отзыв, Людмила Ивановна!

6 August 2019

Программа составлена грамотно.Спасибо за труд!+

13 August 2019

Спасибо за отзыв, Роза Михайловна!

13 August 2019

Хорошая программа, Вера Сергеевна! Мне понравился выбор произведений. А у нас этот курс посвящен изучению литературы Севера.

3 September 2019