Рабочая программа по родной литературе (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г.Брянска
241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56,
тел.: (4832) 51-65-73, 51-63-41, 68-63-68
факс: (4832) 51-65-73
E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Сайт: http://www.gimnazia5-bryansk.ru/
|
|
«Рассмотрено» На МО учителей русского языка, литературы и эстетического цикла Руководитель МО _____________/В.С.Легоцкая/ подпись ФИО Протокол № __________ от «____»____________2019 г. |
|
«Утверждаю» Директор ____________/Г.В.Сауткина/ подпись ФИО Приказ № __________ от «____»____________2019 г. |
Рабочая программа по родной литературе
9 класс
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
На изучение родного русского языка в 9 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 35 учебных недель).
Количество к/р, сочинений согласно учебным триместрам:
Форма контроля |
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
Тестирование |
1 |
1 |
1 |
Сочинение |
1 |
1 |
1 |
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2019 – 2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет перечень предметных результатов изучения родной литературы.
Личностные результаты
-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
-анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-овладение навыками смыслового чтения;
-умение извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- умение владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-умение перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Содержание учебного предмета «Родная литература»
Введение. (1 час)
Раздел 1. Древнерусская литература (2 часа)
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного
идеала, олицетворение Святой Руси.
Раздел 2.Литература 18 века (2 часа)
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.
Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
Раздел 3. Литература 19 века (12 часов)
Поэты пушкинской поры. (Обзор)
К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».
Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»).
А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».
П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».
Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Теория литературы. Золотой век русской поэзии.
Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.
Развитие речи. Лирические отступления в эпическом произведении. Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
А.Н.Островский. «Бедность не порок». Обличение социальных пороков в комедии. Теория литературы. Конфликт. Комедия.
А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
Раздел 4. Литература 20 века (42 часа)
М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.
«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».
А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.
М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова.
К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.
Д. Б.Кедрин. Кедрин как певец родной природы. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». Тема Родины в лирике. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа».
Развитие речи. Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений Д.Б.Кедрина).
Ю.Друнина. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.
К.Воробьев. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести.
В.Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.
В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.
Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».
Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».
Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».
Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».
В.П.Астафьев. «Царь-рыба». Жестокое обращение человека с природой. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.
В.Г.Распутин. «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы.
А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.
А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.
Раздел 5. Литература 21 века (11 часов)
Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.
Календарно-тематический план
п\п. |
Темы уроков. |
Дата проведения |
||
По плану |
По факту |
|||
|
|
|
|
|
Введение (1 час) |
||||
1. |
Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны |
|
|
|
Древнерусская литература (2 часа) |
||||
2. |
Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». |
|
|
|
3. |
Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
|
|
|
|
Литература 18 века (2 часа) |
||||
4. |
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев. |
|
|
|
5. |
Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Ответ на проблемный вопрос. |
|
|
|
Литература 19 века (12 часов) |
||||
6. |
К. Н. Батюшков. Слово о поэте. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». |
|
|
|
7-8. |
Е. А. Баратынский. Слово о поэте. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» |
|
|
|
9. |
А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
|
|
|
|
10-11. |
Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. |
|
|
|
12. |
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.
|
|
|
|
13. |
Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
|
|
|
|
14. |
Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». |
|
|
|
15. |
Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского «Бедность не порок». Особенности конфликта в пьесе. |
|
|
|
16-17. |
А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Сопоставительный анализ образов главных героинь. |
|
|
|
Литература 20 века (42 часа) |
||||
18-19. |
А.М.Горький. Слово о писателе. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. |
|
|
|
20. |
Своеобразие композиции и художественные особенности «Песни о Соколе». |
|
|
|
21-22. |
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова. |
|
|
|
23-24. |
А.Н.Толстой. Слово о писателе. Человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны в повести «Гадюка». |
|
|
|
25. |
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения. |
|
|
|
26. |
Д.Б. Кедрин. Слово о поэте. Тема природы в лирике поэта. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». |
|
|
|
27. |
Д.Б. Кедрин. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа». Тема Родины в лирике. |
|
|
|
28-29. |
Анализ лирического произведения. (Восприятие, истолкование, оценка). |
|
|
|
|
|
|
|
|
30-31. |
Ю.Друнина. Слово о поэте. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике. |
|
|
|
32-33. |
К.Воробьев. Слово о писателе. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести. |
|
|
|
34-35. |
В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. |
|
|
|
36-37 |
В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. |
|
|
|
38-39 |
Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!». |
|
|
|
40-41 |
Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно». |
|
|
|
42-43 |
Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви». |
|
|
|
44-45 |
Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено». |
|
|
|
|
||||
46-47 |
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Царь-рыба». Тема жестокого обращения человека с природой. |
|
|
|
48-49 |
В.П.Астафьев. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия. |
|
|
|
50-51 |
В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. |
|
|
|
52-53 |
В.Г.Распутин. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы. |
|
|
|
54-55 |
А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.
|
|
|
|
56-57 |
А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе. |
|
|
|
58-59 |
Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века». |
|
|
|
Литература 21 века (42 часа) |
||||
60-61 |
Д. Сабитова. Слово о писателе. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся. |
|
|
|
62-63 |
А. Жвалевский и Е. Пастернак. Слово о писателях. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся. |
|
|
|
64-65 |
Т. Михеева. Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести. |
|
|
|
66-67 |
М.Ботнева. Слово о писателе. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести. |
|
|
|
68-69 |
Итоговое тестирование |
|
|
|
70 |
Игровой урок |
|
|
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Наталья Леонидовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Машичева Людмила Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна
Покутняя Роза Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна