12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Легоцкая Вера Сергеевна43550 Люблю работать. Россия, Брянская обл., Брянск Материал размещён в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"» |
Рабочая программа по родной литературе, 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г.Брянска
241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56,
тел.: (4832) 51-65-73, 51-63-41, 68-63-68
факс: (4832) 51-65-73
E-mail:
Сайт:
|
|
«Рассмотрено» На МО учителей русского языка, литературы и эстетического цикла Руководитель МО _____________/В.С.Легоцкая/ подпись ФИО Протокол № __________ от «____»____________2019 г. |
| «Утверждаю» Директор ____________/Г.В.Сауткина/ подпись ФИО Приказ № __________ от «____»____________2019 г. |
Рабочая программа по родной литературе
9 класс
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
На изучение родного русского языка в 9 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 35 учебных недель).
Количество к/р, сочинений согласно учебным триместрам:
Форма контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Тестирование | 1 | 1 | 1 |
Сочинение | 1 | 1 | 1 |
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2019 – 2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет перечень предметных результатов изучения родной литературы.
Личностные результаты
-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
-анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-овладение навыками смыслового чтения;
-умение извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- умение владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-умение перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Содержание учебного предмета «Родная литература»
Введение. (1 час)
Раздел 1. Древнерусская литература (2 часа)
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного
идеала, олицетворение Святой Руси.
Раздел 2.Литература 18 века (2 часа)
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.
Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
Раздел 3. Литература 19 века (12 часов)
Поэты пушкинской поры. (Обзор)
К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».
Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»).
А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».
П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».
Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Теория литературы. Золотой век русской поэзии.
Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.
Развитие речи. Лирические отступления в эпическом произведении. Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
А.Н.Островский. «Бедность не порок». Обличение социальных пороков в комедии. Теория литературы. Конфликт. Комедия.
А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
Раздел 4. Литература 20 века (42 часа)
М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.
«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».
А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.
М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова.
К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.
Д. Б.Кедрин. Кедрин как певец родной природы. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». Тема Родины в лирике. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа».
Развитие речи. Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений Д.Б.Кедрина).
Ю.Друнина. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.
К.Воробьев. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести.
В.Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.
В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.
Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».
Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».
Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».
Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».
В.П.Астафьев. «Царь-рыба». Жестокое обращение человека с природой. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.
В.Г.Распутин. «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы.
А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.
А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.
Раздел 5. Литература 21 века (11 часов)
Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.
Календарно-тематический план
п\п. | Темы уроков. | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||
|
|
|
|
|
Введение (1 час) | ||||
1. | Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны |
|
| |
Древнерусская литература (2 часа) | ||||
2. | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». |
|
| |
3. | Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
|
|
| |
Литература 18 века (2 часа) | ||||
4. | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев. |
|
| |
5. | Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Ответ на проблемный вопрос. |
|
| |
Литература 19 века (12 часов) | ||||
6. | К. Н. Батюшков. Слово о поэте. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». |
|
| |
7-8. | Е. А. Баратынский. Слово о поэте. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» |
|
| |
9. | А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
|
|
| |
10-11. | Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. |
|
| |
12. | А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.
|
|
| |
13. | Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
|
|
| |
14. | Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». |
|
| |
15. | Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского «Бедность не порок». Особенности конфликта в пьесе. |
|
| |
16-17. | А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Сопоставительный анализ образов главных героинь. |
|
| |
Литература 20 века (42 часа) | ||||
18-19. | А.М.Горький. Слово о писателе. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. |
|
| |
20. | Своеобразие композиции и художественные особенности «Песни о Соколе». |
|
| |
21-22. | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова. |
|
| |
23-24. | А.Н.Толстой. Слово о писателе. Человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны в повести «Гадюка». |
|
| |
25. | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения. |
|
| |
26. | Д.Б. Кедрин. Слово о поэте. Тема природы в лирике поэта. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». |
|
| |
27. | Д.Б. Кедрин. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа». Тема Родины в лирике. |
|
| |
28-29. | Анализ лирического произведения. (Восприятие, истолкование, оценка). |
|
| |
|
|
|
|
|
30-31. | Ю.Друнина. Слово о поэте. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике. |
|
| |
32-33. | К.Воробьев. Слово о писателе. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести. |
|
| |
34-35. | В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. |
|
| |
36-37 | В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. |
|
| |
38-39 | Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!». |
|
| |
40-41 | Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно». |
|
| |
42-43 | Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви». |
|
| |
44-45 | Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено». |
|
| |
| ||||
46-47 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Царь-рыба». Тема жестокого обращения человека с природой. |
|
| |
48-49 | В.П.Астафьев. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия. |
|
| |
50-51 | В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. |
|
| |
52-53 | В.Г.Распутин. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы. |
|
| |
54-55 | А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.
|
|
| |
56-57 | А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе. |
|
| |
58-59 | Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века». |
|
| |
Литература 21 века (42 часа) | ||||
60-61 | Д. Сабитова. Слово о писателе. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся. |
|
| |
62-63 | А. Жвалевский и Е. Пастернак. Слово о писателях. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся. |
|
| |
64-65 | Т. Михеева. Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести. |
|
| |
66-67 | М.Ботнева. Слово о писателе. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести. |
|
| |
68-69 | Итоговое тестирование |
|
| |
70 | Игровой урок |
|
|