Родная природа в произведениях писателей 20 века
Тема: Родная природа в произведениях писателей 20 века
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: выявление художественных особенностей и идеи стихотворений.
Задачи:
развивать навык выразительного чтения
формировать навыки лексической работы
воспитывать любовь к родине и родной природе
Планируемые результаты: владеть знаниями о жизни и творчестве поэтов XX века: В. Ф. Бокова, Н. М. Рубцова, Р.М. Гамзатова, выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация изученного | Видеоролик «Амурск. Ледоход» - Узнали вы эти места? - Какие чувства вы испытывали во время просмотра? Почему? Работа с эпиграфом (на доске, в тетради) Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Г.Паустовский -Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с русским писателем? | Познавательные УУД Отвечать на вопросы учителя, владеть приёмами анализа и систематизации материала. Коммуникативные УУД использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей |
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). | Слово учителя: Действительно, любовь к Родине, к ее народу, традициям, родной природе является источником вдохновения художников, композиторов, писателей и поэтов. Скажите, вы знаете много стихотворений о природе? Но почему же поэты создают всё новые и новые стихотворения о природе, ведь, казалось бы, о природе уже сказано всё? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Открытие нового знания. Развитие речевых умений. | Да, сегодня мы прочитаем несколько стихотворений русских поэтов 20 века и постараемся ответить на этот вопрос «Поклон» В. Ф. Бокова С. 186 – выразительное чтение сведений о поэте С. 186-187 – выразительное чтение стихотворения - Что такое «поясной поклон»? - Кому шлет поклон герой стихотворения? Какие чувства он при этом испытывает? - Почему лирический герой называет соловья своим коллегой? - Прочитайте выразительно строчки стихотворения, в которых ощущается глубокая внутренняя связь лир. героя и природы родного края. «В осеннем лесу» Н. М. Рубцова С. 188 - выразительное чтение сведений о поэте С. 188-189 – выразительное чтение стихотворения - Найдите в тексте стихотворения сравнения. Какие мысли автора переданы в этих строчках? - Какое значение приобретают заключительные строчки стихотворения? Какие высказывания о природе созвучны размышлениям лирического героя? Выпишите 1 высказывание в тетрадь. На экране: Сила природы велика. (Цицерон) Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут приходим в себя. (М.М. Пришвин) Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги. (М.В. Ломоносов) «Песня соловья» Р.М. Гамзатова С. 189 - выразительное чтение сведений о поэте С. 189 – выразительное чтение стихотворения - В какой строчке стихотворения нашло отражение чувство гордости лирического героя за свою родину? - Почему песня соловья посвящена родине? - Почему всякая другая «давно надоела б ему»? - Какие пословицы подтверждают справедливость слов поэта? (1 пословицу в тетрадь) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Где выросла сосна, там она и красна. Своя земля и в горсти мила. Человек без родины – соловей без песни. Выразительное чтение стихотворений учениками | Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения. Коммуникативные УУД Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции |
VI. Итог урока. | - Так как бы вы ответили на вопрос «Почему поэты создают всё новые и новые стихотворения о природе?» Рефлексия: -Мне понравилось стихотворение …, потому что… Объявление отметок за урок | Коммуникативные УУД Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей |
VII. Домашнее задание. | Выразительное чтение стихотворений Наизусть одно из стихотворений Найти стихотворение о природе Дальнего Востока и выписать в тетрадь 4-8 наиболее понравившихся строк | Познавательные УУД Свободно пользоваться электронными и библиотечными ресурсами в учебных целях. |