Методическая разработка урока на тему «Родной край» (5 класс)
Методическая разработка урока на тему: «Родной край»
Автор: Присекина Елена Владимировна, учитель географии, проживающая по адресу: С. Ивановка. Ул.Зеленая,д2. Нижнеингашского района, Красноярского края.
Урок предназначен для учителей, работающих по УМК «Школа России». Конспект урока на тему «Родной край» - это путешествие по страницам книги родного края. Цель: развитие чувства любви и патриотизма к своей «малой родине» у школьников.
Тема урока. «Родной край»
Цель урока:
1. Привлечь внимание обучающихся к культурному, природному и историческому наследию родного края.
Задачи урока:
- повторить географическое положение нашего края на карте России, обобщить знания учащихся о растениях и животных края, вспомнить историю образования края;
- развивать логическое мышление, память, внимание, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: карта Красноярского края, фотографии Красноярского края, животных, растений и заповедник «Столбы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Дорогие ребята, сегодня тема нашего урока «Родной край»
- Ребята. Скажите, в каком крае вы живете? (Красноярский край) карта Красноярского края.))
- Что мы понимаем под словом «Родина», какой смысл вы в него вкладываете?
Родина - место, где мы родились, выросли, живём. Это наше село, наш район, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия.
Как выдумаете. Как называется наша тема? (Ребята предлагают темы урока)
На уроке мы будем говорить о нашем родном Красноярском крае, Нижнеингашском районе, о селе Ивановка, где мы живём.
Сибирь»:
Мы живем в Сибири — Красноярском крае,
Нет просторов шире. Нет полей бескрайних.
В нашем крае много и лесов и речек,
Родиной гордится каждый человечек...
III. 1. «Географическое положение края».
(рассказ учителя о географическом положении края, показ границы края)
Красноярский край расположен между 51° и 81° с. ш. (вместе с островами) в бассейне водной системы Енисея. Самая северная точка края на материке—мыс Челюскин (77С41' с. ш.). Мыс является крайней оконечностью Азии.
С севера на юг, от берегов Ледовитого океана до хребтов Западного и Восточного Саянов, Красноярский край протянулся на 2886 км, что составляет (без островов) 26 градусов. С запада на восток протяженность края неодинакова: самая широкая 1250 км, на юге 450, а вдоль Транссибирской магистрали — 650 км.
Наш край разделён на районы. Мы живём в Нижнеингашском районе, районный центр – поселок Нижний Ингаш, в двеннадцати километрах от которого расположено наше село Ивановка. По территории района протекают реки: Пойма и Коха.
2. «Историческая справка» (рассказ учителя)
«История Приениисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым укладом жизни» (Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск: Русская энциклопедия, 1998. С. 9). Первые русские появились в приенисейском крае с севера в месте которое они называли Туруханским краем .В 1619 году был основан Енисейский острог, сыгравший большую роль в русском освоении Сибири.
Красноярский край был образован практически в прежних границах бывшей Енисейской губернии. Административно-территориальное деление в 1935—1936 годах претерпело существенные изменения. Были образованы новые районы: Березовский, Даурский, Идринский, Иланский, Игарский, Козульский, Краснотуранский и Тюхтетский, в 1936 году - Емельяновский район. В 1991 Хакасская автономная область вышла из состава края и была преобразована в республику. С 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации — Красноярский край в пределах границ трёх ранее существовавших субъектов, автономные округа вошли в состав края как Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы.
Физминутка.
3. « Викторина «Что я знаю про свой край?».
1.Как называется город (село), в котором ты живёшь?
2.Как называется область (край), в котором ты живешь?
3.Какие города края ты знаешь?
4.Назови животных нашего края.
5.Назови растения края.
6.Какие знаешь растения, которые охраняются в нашем крае?
7.Какие знаешь животные, охраняемые в нашем крае?
8 .Каких знаменитых людей знаешь, прославивших наш край?
4. «Интересные факты».
Рассказывая о природных особенностях Красноярского края, невозможно не упомянуть заповедник «Столбы». Под охраной властей находится уникальный комплекс скал причудливой формы. В результате застывания лавы, эрозии и выветривания образовались каменные фигуры, ставшие настоящим символом субъекта страны.
Самая многоводная река России – Енисей, она протекает по территории региона, и разделяет его административный центр на две части. Длина потока – почти 4000 км. Он выносит в Карское море 600 кубических км. воды, что в три раза больше данного показателя Волги.
Красноярский край – один из главных центров добычи золота в Российской Федерации. Тут находится пятая часть всего золотого фонда страны. Кроме того, 99% запасов металлов платиновой группы, 65% никеля и 30% меди хранится именно здесь.
Наконец, Красноярский край – это географический центр нашей родины. Точнее, он расположен на озере Виви, что находится в Эвенкийской республике.
В административном центре края расположено несколько любопытных достопримечательностей:
·памятник пьянице дяде Васе;
·скульптура, посвященная сотрудникам Водоканала «Дядя Яша и стажер»;
·ротонда «Александр Пушкин и Наталья Гончарова»;
·старейший в Сибири краеведческий музей;
·парк развлечений «Бобровый лог», с высочайшим в России скалодромом;
·музей вечной мерзлоты.
Чтобы изучить все особенности, культурные и природные достопримечательности Красноярского края, наверняка понадобится полжизни, ведь каких только загадок, малоизвестных и забытых фактов не таит огромная территория региона.
5. Учитель. Наш урок я хочу закончить стихами нашего соотечественника, Сергея Прохорова:
Как велика, бескрайня ты, Россия,
Хоть вдоль тебя измерь, хоть поперёк,
Но где меня судьба бы не носила,
Есть у меня заветный уголок.
Светлеет неба утреннего шелк,
Над кронами уснувших тополей,
Встает рассвет над Нижним Ингашом -
Над родиною малою моей.
Я так люблю предутренней порою
По сонным твоим улицам бродить,
Черемух опьяняющим настоем
Воспоминанья юности будить.
По звонким крышам летний дождь прошел,
Повеяло прохладою с полей,
Встает рассвет над Нижним Ингашом –
Над родиною малою моей.
И если мне вдруг загрустится где-то
На вираже на жизненном крутом,
Возьму билет до остановки детства,
Где старенький вокзал и отчий дом.
И все, как прежде, будет хорошо
В кругу родных и ласковых друзей.
Встает рассвет над Нижним Ингашом
Над родиною малою моей.
VI. ИТОГ УРОКА
Дорогие ребята, вот и закончился наш урок о Красноярском крае. Я, надеюсь, что вы любили, любите и будете любить свой край, свой уголок, где вы родились.
Д/З. Составить кроссворд о своей деревне.