12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Родной край в годы Великой Отечественной войны

ФИО: Аджимуллаева Фарида Нурутдиновна

Место работы: МБОУ г. Астрахани ”Основная общеобразовательная школа №31’’

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: краеведение

Класс: 8

Тема и номер урока в теме: Родной край в годы Великой Отечественной войны. Урок № 21

1.Цель урока: проанализировать события, происходившие в Астраханском крае в 1941-1945 г.г. Подвести учащихся к пониманию того, что любовь к Родине, желание быть независимыми помогли нашему народу в целом и жителям Астраханской области выстоять в борьбе с фашизмом.


2. Задачи урока:

- актуализация знаний, полученных в ходе изучения темы «Вторая мировая война»;

- показать героизм советского народа в борьбе за независимость своей страны,

уяснить смысл подвига народа в войне;

- развивать умение самостоятельно добывать знания, раскрывать причинно –

следственные связи, правильно излагать свои суждения;

- продолжить работу по воспитанию патриотизма и чувства ненависти ко всякому

порабощению и угнетению, гуманистического отношения к другим людям.


3. Планируемые результаты:

Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Предметные:

Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;

планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей (регулятивные УУД). Анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать различные источники информации, осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания (познавательные УУД). Проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, коллективной работе, работать в группе; объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично(коммуникативные УУД).


4.Тип урока: урок открытия новых знаний.


5. Формы работы учащихся: групповые.


6. Оборудование: карта «Великая Отечественная война Советского Союза»;

стенд «Нашей Отчизны герои»;

таблица «Ущерб, нанесенный Астраханской области»;

презентация, ноутбук, мультимедийная доска.


7. Структура и ход урока

1)Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: Сомкнули мы вокруг врагов кольцо,

Мы полыхнули гневом им в лицо.

Январь суровый саваны снегов

Стелил, стелил для вражеских полков,

Окончен тот Великий смертный бой,

Синеет мирно небо над тобой,

Над нашей вечной Волгой голубой,

Над славною солдатской головой.

/«Поклонимся великим тем годам» Мих. Львов/

Ребята, посмотрите на оформление урока, ещё раз прочтите эпиграф и определите тему сегодняшнего урока.

Учащиеся формулируют тему урока: Родной край в годы Великой Отечественной войны.

Учитель: Как вы думаете, какой может быть цель этого урока? Что мы должны сделать для достижения цели урока?

Учащиеся формулируют цель урока: изучить боевые действия, развернувшиеся на территории Астраханской области; познакомиться с астраханцами – героями войны; узнать какой вклад внесли наши земляки в общую победу.

Учащиеся определяют задачи: познакомиться с предложенными документами, изучить их, обсудить и выполнить предложенные задания.


План урока

«Всё для фронта, всё для победы!»

В огненном кольце.

Героизм воинов на подступах к Астрахани.

Наступление советских войск на астраханском направлении.

Состояние экономики в 1943-1945 годах. Помощь фронту.


2)Изучение нового материала

Способ достижения намеченной цели: Разделившись на 5 творческих групп, исследуйте документальные материалы и выполните задания. (см. Приложения)


Самоконтроль учащихся во время работы в группах

Коррекция


3)Рефлексия

Оценивание занятия и своего личного участия


Критерии

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Активность в вводной беседе






Составление таблицы (объем, полнота, логика изложения, анализ, выводы)






Работа в парах






Устный ответ






Полученные знания

Останутся невостребованными


Смогу применить на занятиях


Смогу применить на практике

От 6 до 12 баллов – невысокий уровень участия и полезности

От 13 до 20 баллов – средний уровень

От 21 до 25 баллов – высокий уровень


Оценивание деятельности учащихся в группах учителем

Умения

Критерии

Работа с ключевыми понятиями

Четкое и полное определение важных понятий – 3 балла, неполное определение – 2 балла, отбирается незначительное количество – 1 балл

Логика изложения

Полный и правильно построенный ответ – 3 балла, частично нарушается – 2 балла, нарушена последовательность изложения – 1 балл

Ценности

Оценка, самооценка, умение слушать и аргументировать свой ответ – 3 балла, не может использовать весь предоставленный материал, не может полностью аргументировать свой ответ – 2 балла, не может выразить своего отношения, воспроизводит взгляды, представленные в источниках – 1 балл

От 3 до 5 баллов – «удовлетворительно»

От 6 до 7 баллов – «хорошо»

От 8 до 9 баллов – «отлично»

КАРТА САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

Тема
урока

Момент урока,
вызвавший интерес

Что

не понравилось

на уроке

Моя

активность

Самооценка

Предложения

















4) Задание на дом

Подготовить сообщения об астраханцах – участниках Великой Отечественной войны


Приложения

Задания для групп:

Задание 1

Вся жизнь Астраханского округа в большом и малом перестраивалась на военный лад, на заводах и фабриках в связи с изготовлением военной продукции внедрялось новое оборудование, перестраивались технологические процессы, широко проводилась работа по обучению рабочих новым профессиям.

Большое внимание придавалось экономии сырья и материалов и развитию изобретательства и рационализации.

На общих собраниях рабочие и служащие принимали решения о переходе на 10-11 часовой рабочий день.

На судоверфи им. Кирова коллективы всех цехов вынесли решение о переходе на работу каждого станочника на двух и трех станках. Кузнец Волков выполнял производственное задание на 450-500 процентов. Бригада т. Давыдчина отремонтировала пароход за трое суток вместо установленных 50 рабочих дней. Токарь т. Токарев перешел работать на три станка.

На крупнейшем в Союзе рыбоперерабатывающем предприятии – Астраханском рыбоконсервно – холодильном комбинате с самого начала войны была образована целая система подготовки специалистов из женщин. Газета «Коммунист» 29 июля 1941 г. сообщила об организации курсов электриков, регулировщиков закаточных машин.

На 1 января 1942 г. на комбинате от общего числа рабочих – специалистов женщины составляли 75% против 44% в 1940 г. Большинство из них выполняли нормы на 120-150%. Все судоремонтные заводы Астрахани наряду с выполнением государственного плана судоремонта выполняли и специальные военные заказы, а отдельные имели особо важное оборонное значение.

На моторостроительном заводе «Рыбсудмотор» изготавливались корпуса 45-миллиметровых снарядов. На судоверфи «Рейдтанкера» изготавливались патроны НЛП-40, судоремонтном заводе им. Сталина – авиационные бомбы ЗАБ-50. Судоремонтному заводу им. Ленина было поручено полностью изготовить сто 50-миллиметровых минометов, отлить и обработать 20 тысяч корпусов гранаты Ф-1, производить сборку и изготовить 100 деталей к 82-миллиметровому миномету. Управлению Волго-Каспийского треста было поручено приступить к освоению 50-миллиметровых мин, в декабре 1941 г. изготовить сто 50-миллиметровых минометов, отлить и обработать пять тысяч гранат Ф-1.

Высокий трудовой патриотизм показали работники рыбной промышленности. Если средний улов на одного рыбака в 1941 г. составлял 69,4 центнера рыбы, то в 1942 г. он достиг 75,8 центнера. Астраханские рыбаки, выполняя поставленную задачу – дать больше рыбы фронту, - проявляли подлинное мужество и героизм.

Понимая значение увеличения добычи рыбы для фронта, фашистские летчики буквально охотились за мирными сейнерами и моторными рыбницами, подвергали бомбардировке, расстреливали их из пулеметов и пушек. По-военному работали рыбаки, на промысловых сейнерах и рыбницах устанавливались спаренные пулеметы. По указанию наркома рыбной промышленности в августе 1942 г. была создана военизированная флотилия, более 56 паровых баркасов, моторных рыбниц, сейнеров вошло в состав флотилии.


Динамику добычи рыбы трестами можно проследить по таблице:

/ в тысячах центнеров /

Тресты

годы

1940г.

1941г.

1942г.

Волго-Каспийский

1712,9

1850,2

1675,3

Урало-Каспийский

361,2

352

337,9

Калмыцкий

292,2

331,1

310,3

Каспзвертрест

88,3

98,3

111,6


Вопросы: 1. Как происходила перестройка жизни Астраханского округа на военный лад?

2. Кто пришел на смену мужчинам, ушедшим на фронт?

3. Какие виды вооружения и боеприпасов изготавливали на астраханских

предприятиях?

4. В каких условиях приходилось работать астраханским рыбакам?


t1598541678aa.jpg

t1598541678ab.jpg


t1598541678ac.jpg



t1598541678ad.jpgt1598541678ae.jpgt1598541678af.jpgt1598541678ag.jpgt1598541678ah.jpgt1598541678ai.jpg

t1598541678aj.jpgt1598541678ak.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.