План-конспект урока истории в 8 классе «Родной край в годы Великой Отечественной войны»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Родной край в годы Великой Отечественной войны
ФИО: Аджимуллаева Фарида Нурутдиновна
Место работы: МБОУ г. Астрахани ”Основная общеобразовательная школа №31’’
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: краеведение
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: Родной край в годы Великой Отечественной войны. Урок № 21
1.Цель урока: проанализировать события, происходившие в Астраханском крае в 1941-1945 г.г. Подвести учащихся к пониманию того, что любовь к Родине, желание быть независимыми помогли нашему народу в целом и жителям Астраханской области выстоять в борьбе с фашизмом.
2. Задачи урока:
- актуализация знаний, полученных в ходе изучения темы «Вторая мировая война»;
- показать героизм советского народа в борьбе за независимость своей страны,
уяснить смысл подвига народа в войне;
- развивать умение самостоятельно добывать знания, раскрывать причинно –
следственные связи, правильно излагать свои суждения;
- продолжить работу по воспитанию патриотизма и чувства ненависти ко всякому
порабощению и угнетению, гуманистического отношения к другим людям.
3. Планируемые результаты:
Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Предметные:
Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей (регулятивные УУД). Анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать различные источники информации, осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания (познавательные УУД). Проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, коллективной работе, работать в группе; объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично(коммуникативные УУД).
4.Тип урока: урок открытия новых знаний.
5. Формы работы учащихся: групповые.
6. Оборудование: карта «Великая Отечественная война Советского Союза»;
стенд «Нашей Отчизны герои»;
таблица «Ущерб, нанесенный Астраханской области»;
презентация, ноутбук, мультимедийная доска.
7. Структура и ход урока
1)Мотивирование к учебной деятельности
Учитель: Сомкнули мы вокруг врагов кольцо,
Мы полыхнули гневом им в лицо.
Январь суровый саваны снегов
Стелил, стелил для вражеских полков,
Окончен тот Великий смертный бой,
Синеет мирно небо над тобой,
Над нашей вечной Волгой голубой,
Над славною солдатской головой.
/«Поклонимся великим тем годам» Мих. Львов/
Ребята, посмотрите на оформление урока, ещё раз прочтите эпиграф и определите тему сегодняшнего урока.
Учащиеся формулируют тему урока: Родной край в годы Великой Отечественной войны.
Учитель: Как вы думаете, какой может быть цель этого урока? Что мы должны сделать для достижения цели урока?
Учащиеся формулируют цель урока: изучить боевые действия, развернувшиеся на территории Астраханской области; познакомиться с астраханцами – героями войны; узнать какой вклад внесли наши земляки в общую победу.
Учащиеся определяют задачи: познакомиться с предложенными документами, изучить их, обсудить и выполнить предложенные задания.
План урока
«Всё для фронта, всё для победы!»
В огненном кольце.
Героизм воинов на подступах к Астрахани.
Наступление советских войск на астраханском направлении.
Состояние экономики в 1943-1945 годах. Помощь фронту.
2)Изучение нового материала
Способ достижения намеченной цели: Разделившись на 5 творческих групп, исследуйте документальные материалы и выполните задания. (см. Приложения)
Самоконтроль учащихся во время работы в группах
Коррекция
3)Рефлексия
Оценивание занятия и своего личного участия
Критерии | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Активность в вводной беседе | | | | | |
Составление таблицы (объем, полнота, логика изложения, анализ, выводы) | | | | | |
Работа в парах | | | | | |
Устный ответ | | | | | |
Полученные знания | Останутся невостребованными | | Смогу применить на занятиях | | Смогу применить на практике |
От 6 до 12 баллов – невысокий уровень участия и полезности
От 13 до 20 баллов – средний уровень
От 21 до 25 баллов – высокий уровень
Оценивание деятельности учащихся в группах учителем
Умения | Критерии |
Работа с ключевыми понятиями | Четкое и полное определение важных понятий – 3 балла, неполное определение – 2 балла, отбирается незначительное количество – 1 балл |
Логика изложения | Полный и правильно построенный ответ – 3 балла, частично нарушается – 2 балла, нарушена последовательность изложения – 1 балл |
Ценности | Оценка, самооценка, умение слушать и аргументировать свой ответ – 3 балла, не может использовать весь предоставленный материал, не может полностью аргументировать свой ответ – 2 балла, не может выразить своего отношения, воспроизводит взгляды, представленные в источниках – 1 балл |
От 3 до 5 баллов – «удовлетворительно»
От 6 до 7 баллов – «хорошо»
От 8 до 9 баллов – «отлично»
КАРТА САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩЕГОСЯ
Тема | Момент урока, | Что не понравилось на уроке | Моя активность | Самооценка | Предложения |
| | | | | |
4) Задание на дом
Подготовить сообщения об астраханцах – участниках Великой Отечественной войны
Приложения
Задания для групп:
Задание 1
Вся жизнь Астраханского округа в большом и малом перестраивалась на военный лад, на заводах и фабриках в связи с изготовлением военной продукции внедрялось новое оборудование, перестраивались технологические процессы, широко проводилась работа по обучению рабочих новым профессиям.
Большое внимание придавалось экономии сырья и материалов и развитию изобретательства и рационализации.
На общих собраниях рабочие и служащие принимали решения о переходе на 10-11 часовой рабочий день.
На судоверфи им. Кирова коллективы всех цехов вынесли решение о переходе на работу каждого станочника на двух и трех станках. Кузнец Волков выполнял производственное задание на 450-500 процентов. Бригада т. Давыдчина отремонтировала пароход за трое суток вместо установленных 50 рабочих дней. Токарь т. Токарев перешел работать на три станка.
На крупнейшем в Союзе рыбоперерабатывающем предприятии – Астраханском рыбоконсервно – холодильном комбинате с самого начала войны была образована целая система подготовки специалистов из женщин. Газета «Коммунист» 29 июля 1941 г. сообщила об организации курсов электриков, регулировщиков закаточных машин.
На 1 января 1942 г. на комбинате от общего числа рабочих – специалистов женщины составляли 75% против 44% в 1940 г. Большинство из них выполняли нормы на 120-150%. Все судоремонтные заводы Астрахани наряду с выполнением государственного плана судоремонта выполняли и специальные военные заказы, а отдельные имели особо важное оборонное значение.
На моторостроительном заводе «Рыбсудмотор» изготавливались корпуса 45-миллиметровых снарядов. На судоверфи «Рейдтанкера» изготавливались патроны НЛП-40, судоремонтном заводе им. Сталина – авиационные бомбы ЗАБ-50. Судоремонтному заводу им. Ленина было поручено полностью изготовить сто 50-миллиметровых минометов, отлить и обработать 20 тысяч корпусов гранаты Ф-1, производить сборку и изготовить 100 деталей к 82-миллиметровому миномету. Управлению Волго-Каспийского треста было поручено приступить к освоению 50-миллиметровых мин, в декабре 1941 г. изготовить сто 50-миллиметровых минометов, отлить и обработать пять тысяч гранат Ф-1.
Высокий трудовой патриотизм показали работники рыбной промышленности. Если средний улов на одного рыбака в 1941 г. составлял 69,4 центнера рыбы, то в 1942 г. он достиг 75,8 центнера. Астраханские рыбаки, выполняя поставленную задачу – дать больше рыбы фронту, - проявляли подлинное мужество и героизм.
Понимая значение увеличения добычи рыбы для фронта, фашистские летчики буквально охотились за мирными сейнерами и моторными рыбницами, подвергали бомбардировке, расстреливали их из пулеметов и пушек. По-военному работали рыбаки, на промысловых сейнерах и рыбницах устанавливались спаренные пулеметы. По указанию наркома рыбной промышленности в августе 1942 г. была создана военизированная флотилия, более 56 паровых баркасов, моторных рыбниц, сейнеров вошло в состав флотилии.
Динамику добычи рыбы трестами можно проследить по таблице:
/ в тысячах центнеров /
Тресты | годы | |||
1940г. | 1941г. | 1942г. | ||
Волго-Каспийский | 1712,9 | 1850,2 | 1675,3 | |
Урало-Каспийский | 361,2 | 352 | 337,9 | |
Калмыцкий | 292,2 | 331,1 | 310,3 | |
Каспзвертрест | 88,3 | 98,3 | 111,6 |
Вопросы: 1. Как происходила перестройка жизни Астраханского округа на военный лад?
2. Кто пришел на смену мужчинам, ушедшим на фронт?
3. Какие виды вооружения и боеприпасов изготавливали на астраханских
предприятиях?
4. В каких условиях приходилось работать астраханским рыбакам?