Выступление «Роль библиотеки в воспитании патриотизма у школьников»
Роль библиотеки в воспитании патриотизма у школьников
Киржацкая Наталья Владимировна,
педагог- библиотекарь
МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.
Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.
Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.
Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари считают, что главное это эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к детям старшего возраста просматривается еще одна педагогическая задача - помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.
Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания библиотек. Формирование у читателей - детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы школьной библиотеки.
Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи- основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.
К их чести нужно отметить, что они никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.
Что же может и должна делать библиотека для решения проблем патриотического воспитания сегодня? Библиотека должна способствовать:
- формированию активной жизненной позиции гражданина -патриота, гордящегося своей Родиной;
-воспитанию любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.
Основные задачи, которые стремится решить библиотека:
формировать у подрастающего поколения чувство любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
познакомить обучающихся с боевыми традициями вооружённых Сил, примерами мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;
сохранить память о великих полководцах, формировать у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
воспитать у молодёжи готовность к защите Отечества и службе в армии;
формировать глубокое понимание воинского и гражданского долга перед своим отечеством;
побуждать желание соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
изучать историю и культуры Отечества и родного края.
Эти задачи взаимосвязаны и реализуются только в единстве педагогического коллектива, школьного библиотекаря, семьи обучающихся.
Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.
Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс их — книга. Знакомить детей с хорошей книгой - такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа эта должна быть целенаправленной, и библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы. Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра.
Вся система эффективна при непрерывном процессе на протяжении школьного обучения.
Задача библиотек состоит не только в том, чтобы сохранить, но и передать молодому поколению то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им.
Эффективность работы школьных библиотек по формированию патриотизма зависит не только от форм и методов работы, но и в большей степени от состава и организации книжного фонда. Работа, которая проводится в библиотеках для формирования патриотизма у детей включает в себя различные формы и методы. Это могут быть:
Рекомендательные беседы происходят прямо у книжной полки. Опыт работы с детьми и знание книг подсказывает библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книге надо обратить внимание, чтобы лучше узнать книгу. Можно порекомендовать другую книгу, более подходящую по уровню развития ребенка.
Беседы о прочитанных книгах помогут не только узнать мнение ребенка о прочитанной книге, но и подскажут, что ему еще можно порекомендовать почитать о Родине.
Книжные выставки бывают тематические, посвященные определенному жанру литературы или определенному писателю.
Литературные игры дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Литературные игры – это форма работы, которая развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.
Формы и методы работы помогают воспитывать патриотизм формируют патриотизм у школьников. По словам видного советского педагога В.А.Сухомлинского: «Никогда человек не переживает так глубоко чувства долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».
Для младших школьников используются различные формы работы: беседы, уроки мужества, устные журналы, выставки, викторины. Наши дети изучают историю родины. К празднику 9 Мая в библиотеке оформляется выставка «Героический подвиг народа бессмертен». Проводятся викторины, конкурсы, посвященные Дню защитника Отечества, конкурсы рисунков и поделок. Для проведения традиционных мероприятий, посвященных Дню Конституции Российской Федерации, Дню народного единства, Дню России, Дню Государственного флага Российской Федерации, используются факты и материалы, способные вызвать у ребенка интерес, чувство гордости и ответственности за страну, в которой мы живем.
Все формы, использованные в работе школьных библиотек по воспитанию патриотизма, формирует у учащихся интерес к чтению и развивают интеллект. Воспитательное значение книги трудно переоценить. Ведь именно в детском, подростковом возрасте, когда человек восприимчив и к хорошему, и к плохому, появляется у него сильное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать. И здесь очень важна роль школьного библиотекаря. Умно и тактично мы должны помочь нашим читателям осознать то, что в крови у каждого человека – любовь к Родине. Ведь только истинный патриотизм может быть интернациональным, ибо без любви к отчему краю, к родному народу, к его истории, культуре и языку нет и не может быть чувства уважения и дружбы к другим народам.