Статья «Роль библиотеки в организации исследовательской работы школьников» (7–11 класс)
З. З. Искандарова
учитель, руководитель Малой академии наук
(Россия, Уфа, ГБОУ БРГИ №1 им. Р. Гарипова)
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: исследовательская деятельность, метапредметное умение, краеведение, библиотека, чтение
Всем известно, что библиотека является настоящим хранилищем национального культурного достояния. На современном этапе она привлекает читателей не только богатым содержанием, но и новыми интересными формами представления информации. Библиотека – это один из главных инструментов развития познавательного интереса школьников. Чтение книг способствует формированию самостоятельного мышления ученика, расширению его кругозора, становлению мировоззрения.
Педагогический коллектив Башкирской республиканской гимназии-интерната №1 имени Рами Гарипова уделяет большое внимание вовлечению обучающихся в чтение. Формированию этого метапредметного умения способствует в полной мере организация исследовательской деятельности учеников.
Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность детей, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
С целью организации исследовательской работы обучающихся в нашей гимназии функционирует Малая академия наук. Занимаясь исследованиями в рамках МАН, гимназисты развивают свои интеллектуальные способности, становятся более восприимчивыми к учению, раскрывают в себе творческие возможности, успешно удовлетворяют познавательные потребности. Одаренные дети, занимающиеся при МАН БРГИ №1 имени Рами Гарипова, становятся ежегодно победителями и призерами конкурсов исследовательских работ республиканского, всероссийского и международного уровня. Хочу поделиться опытом работы педагогов нашей гимназии и подчеркнуть важную роль библиотеки в организации исследовательской деятельности школьников.
Учителя нашего образовательного учреждения в первую очередь изучают интерес ученика или формируют его в определенной области науки. Сбор материала, ведение наблюдений, обращение к научной литературе составляют первый подготовительный этап исследовательской работы. При этом руководители учат обучающихся правильно работать с библиографией, справочной литературой, книжными изданиями, словарями и энциклопедиями.
Сбор необходимых материалов по изучаемой теме невозможен без посещения библиотеки. Здесь на помощь юным исследователям приходят наши школьные библиотекари. Библиотека БРГИ №1 имени Рами Гарипова оснащена фондом в 48300 книг, выписываются газеты и журналы разных направлений на башкирском и русском языках. При нашей библиотеке имеется медиатека, оснащенная компьютерами, с доступом к сети Интернет, где ребята под руководством учителя активно пользуются электронными образовательными ресурсами. Обучающиеся накапливают здесь информацию, необходимую для дальнейшего изучения темы, изучают историографию вопроса.
С целью углубления знаний по выбранной теме наши ученики в процессе исследования обращаются за дополнительной литературой в Центр юношеского чтения Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди. Обучающиеся приходят в эту библиотеку не только за книгами. Они принимают активное участие и в мероприятиях, проводимых Центром, – во встречах с писателями, поэтами, журналистами, выдающимися деятелями культуры и посещают разнообразные выставки, организуемые здесь. Благодаря совместной работе наших учителей и библиотекарей Центра, гимназисты учатся самостоятельно добывать знания и применять их в жизни, постигают прекрасное, воспитывают в себе высокие чувства и нравственность, а главное – приобщаются к духовной культуре родного края. Порой именно такие встречи со знаменитыми людьми, знакомство с произведениями искусства пробуждают в детях исследовательский интерес.
Следующим этапом исследования становится систематизация собранного учеником материала. Отбирая нужное в накопленном, учитель и обучающийся конкретизируют исследовательскую линию. Именно на этой аналитической стадии начинается научная работа, которая позволяет автору выявить нерешенную проблему. Руководителем и юным исследователем формулируется тема работы.
Следует отметить, что актуальными темами для наших обучающихся на современном этапе являются темы, связанные с краеведением. Прививать любовь к родной республике, изучать язык, культуру, искусство, историю своего народа, знать выдающихся личностей, прославивших нашу землю, становятся основными целями воспитания истинного гражданина Башкортостана.
Богатый материал для освещения краеведческих тем обучающиеся нашей гимназии-интерната черпают в главной сокровищнице нашей республики – Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди. Они посещают отделы электронных ресурсов, читального зала, периодических изданий, информационный и справочно-библиографический, рукописей и редких изданий, башкирской литературы и краеведения в поисках информации, необходимой для подготовки к конференциям и конкурсам исследований.
Выбор краеведческой темы изучения актуален для наших воспитанников и потому, что они участвуют не только в республиканских, но и во всероссийских конференциях школьников и знакомят с языком, культурой, искусством, историей своего народа представителей других наций. Так, стало доброй традицией участие наших гимназистов в Российской научной конференции школьников «Открытие» (г. Ярославль), во Всероссийской учебно-исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» (г. Саранск), во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского (г. Москва), в Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей (учащихся и студентов) «Образование. Наука. Профессия» (г. о. Отрадный). Рассказывая о своих исследованиях, наши ученики познакомили участников этих конференций и конкурсов с самыми известными реалиями жизни нашей республики: башкирским мёдом, башкирским конём, народными инструментами - курай и думбыра, эпосом «Урал батыр» и со славными сынами башкирского народа – Кахым туря, Ахмет-Заки Валиди и многими другими.
Таким образом, исследовательская деятельность с привлечением краеведческого материала формирует у обучающихся бережное отношение к родной культуре, развивает вкус к её неповторимому своеобразию, прививает любовь ко всему самобытному и уникальному, что есть в Башкортостане. А средоточием этого бесценного духовного богатства является библиотека, роль которой в современном образовательном процессе велика.