Выступление «Роль классного руководителя в трудовом воспитании школьников нарушением интеллекта»

1
0
Материал опубликован 21 October 2016 в группе

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязаны понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности должно проходить по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры должны соответствовать возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени.

Но не всякий труд является фактором воспитания и разностороннего развития личности. Развивающее и воспитывающее влияние на человека оказывает только та­кой труд, который является свободным. Если труд осуществляется человеком по принуждению или по необходимости как средство существования, он не приносит ему морального удовлетворения и задер­живает духовное развитие.

Трудовое воспитание является со­ставной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества.

Творческой разработке путей раз­вития трудового воспитания в шко­ле, методике организации детско­го труда серьезное внимание уделя­ли Н.Н.Крупская, А.О.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Они писали, что при целесообразном применении труд может стать рычагом развития детей. Для этого он должен заинтересовать детей, быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети трудились не только в школе, но и за ее пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим. Непосильный труд воспитывает лодырей, людей, ко­торые халатно относятся к своему тру­ду. Педагоги-практики были убеждены в том, что ценность детей как будущих полноправных граждан общества будет определяться в нем тем, насколько они в состоянии будут принимать активное участие в труде, насколько они к нему будут подготовлены.

Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности надо учиться. Трудовое обучение в системе воспитания умственно отсталых, в частности, в содержании работы вспомогательной школы, в отличие от обычных школ для нормальных детей всегда занимало одно из центральных мест.

Объясняется это не столько коррекционной ролью труда, сколько задачей подготовки умственно- отсталых к производительному труду.

Опыт исследования работы вспомогательной школы убедительно подтверждают возможность широкого участия умственно отсталых учащихся в различных видах деятельности. Во внеурочное время преобладает практическое использование и закрепление полученных умений и навыков. В процессе коллективного труда осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие школьника, формируются его мировоззрение, моральные качества, воля, характер.

Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии в коррекционной школе – гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети в основной своей массе могли бы стать беспомощными, невостребованными в обществе, живущими только в своем уязвленном мире.

Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель коррекционной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности.

Трудовое воспитание в коррекционных школах 8 вида - важнейшая цель обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как, снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последовательный ход его выполнения, затруднения в словесном оформлении результатов работы.

Современные школы успешно решают задачи трудового воспитания, дают учащимся широкий круг знаний, осуществляют производственное обучение.

Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Классный руководитель добивается того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.

Перед классным руководителем стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Не менее важно формировать у школьников личностное отношение к будущей профессии. Понимание ее значимости и смысла. Потребность в самовоспитании, волевую установку на труд.

Пристального внимания требует изучение личности школьников, которое не может сводиться к разовым, бессистемным обследованиям. Каждый человек талантлив в какой-либо области. Важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности.

Такой подход к профориентации требует воспитания у молодежи способности и стремления активно трудится на общее дело. Важно в процессе подготовки школьников к выбору профессии вооружить их знаниями, научить включаться в общественно полезный, производительный труд, в социально общественные отношения, что, в свою очередь, требует от школы изыскать такие формы профориентации, которые бы содержали элементы специализации и производственной практики, вооружили школьников современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических, нравственных, медицинских аспектах.

Классный руководитель берет на себя задачу сформировать у учащихся общую готовность трудиться, для этого необходимы различного рода профориентационные беседы, тренинги, игры и т.д. Учитель призван активно влиять на профессиональное самоопределение учащихся, знакомя их с различными видами и технологией труда, трудовыми процессами, раскрыть экономический потенциал страны.

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

организует посещение учащимися дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;

организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами профессиональных учебных заведений.

Направления и формы работы.

Работа с учащимися

Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

Анкетирование

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

проведение родительских собраний, (общешкольные, классные);

лектории для родителей.

индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

анкетирование родителей учащихся;

привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Задача классного руководителя – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему воспитаннику, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

Используемая литература.

Воронковой В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. - М.: Школа-пресс, 1994.

Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. /'/ Дефектология. 1986. N6.

Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (Воспитательная концепция профессиональной ориентации). – М.: Педагогика, 1979. – 160 с.

Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Питер, 2005.

Крупская Н.К. О профессиональной ориентации школьников. – М.: Просвещение, 1965.

Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ “Перспектива”, 2005.

Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.

Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ, часть 3. – Вологда, 1997.

Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Менщиков и др. – М.: Высш. шк., 1989. – 272 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 224 с.

Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Фликта, 2003.

Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации