Материал на проверке

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
0
Материал опубликован 25 January

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


                                                                                            Некрылова А.П., воспитатель

                                                                                     МБДОУ г. Иркутска детский сад 145



                                                                                «Связная речь неотделима от мира

мыслей ребенка: речь-это связность мыслей.

В связной речи отражается логика мышления ребенка,

его умение осмысливать воспринимаемое

и правильно выразить его».

Л.В. Выготский


Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны- восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом любая фраза и в итоге каждый текст состоит из слова. Именно слово-инструмент речи.

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровища богатейшего русского языка открывается в блестящих произведениях устного народного творчества.

Фольклор- это и есть народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание. Нас интересует словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

Жанры устного народного творчества делятся на большие фольклорные жанры: сказки, легенды, былины, песни (исторические, народные, лирические) и малые фольклорные жанры (детский фольклор): пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, заклички, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, перевертыши, загадки.

Необходимость больше внимания уделять именно развитию речи детей с самого раннего возраста через фольклор -неоспорима. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса к окружающей нас действительности. По тому как ребенок в дальнейшем будет строить свои высказывания, мы можем судить об уровне его развития. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду. Использовать фольклор можно как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности. Каждый раз, готовясь к занятиям, мы спрашиваем себя: «А будет ли это интересно? Увлечет ли это детей?» В конечном итоге, каждый раз приходим к выводу, что занятие станет действительно интересным только тогда, когда воспитатель включен в него наравне с детьми, когда их объединяет общая цель.

Не секрет, что для ребенка младшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Именно в игре ребенок обучается и научается, не осознавая этого. Игра выступает мощнейшим мотивом к обучению, а совместная игровая деятельность является еще более сильным стимулятором к учению.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста чаще используют следующие фольклорные жанры: пестушки, потешки, прибаутки, заклички, динамические упражнения (игры имитации), загадки, сказки колыбельные.

Потешки, считалки, заклички являются уникальным и богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию и пониманию речи и формируем у него интонационную выразительность. Так же правильно подобранная потешка в адаптационный период поможет ускорить процесс установления контакта между педагогом и ребенком.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей: обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении.

Скороговорки используются для упражнения в скором и чистом произношении, для тренировки дикции и произношения.

С помощью перевертышей можно определить умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. По мере взросления детей, меняются формы речевых приемов, используемых для развития речи детей.

В режимных моментах (питание, сон, прогулки, - одевание, раздевание, гигиенические процедуры) так же не заменимыми помощниками стали малые фольклорные жанры.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков и творческих проявлений. Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего-в игре.

Сегодня в понятие «занятие» следует вкладывать следующий смысл: занятие как «занимательное», дело. А наша задача создать условия для самостоятельной деятельности, а также заинтересовать, замотивировать ребенка на усвоение знаний.

Умение интересно подобрать материал и грамотно его преподнести является залогом успеха. В нашем труде незаменимым помощником служит устное народное творчество.

Фольклор как источник и средство народной педагогики прошел многовековую проверку на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения. В нем учтены главные педагогические принципы: доступность, учет возрастных особенностей, движение в познании мира от легкого к более сложному, основные законы детской логики и восприятия, поэтому его педагогический потенциал неисчерпаем.


Литература:

Алексеева Т.А. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО/ Т. А. Алексеева, И. И. Сычева, Т. В. Перепелицина. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2018. - №13.1. - С 4-8.

Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников/ М. Асташина// Дошкольное воспитание. -2007. -№3. - С.61-68.

Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

Капица О.В. (1866-1937). Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры/ О. И. Капица. -Ленинград: Прибой,1928.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.