Статья «Роль классного руководителя в организации сотрудничества школы и родителей в духовно-нравственном воспитании ребенка»
Ирина Сергеевна Ошмарина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы № 17, город Иркутск
Олеся Николаевна Кондурарь, , учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы № 17, город Иркутск
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
«Дети – наше будущее» - это не просто красивые слова. В них заключается суть «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей, и следование им в личной и общественной жизни.
Обществу требуются люди, вооруженные современными знаниями, владеющими новейшими технологиями и, самое главное, обладающие высоким нравственным потенциалом. Поэтому сегодня духовно-нравственному воспитанию молодежи уделяется большое внимание. Федеральный государственный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образования. Ведущая роль в решении этих задач отводится классным руководителям.
Современное информационное общество, требующее от человека умения и желания учиться всю жизнь, часто доступностью и объемом материала обесценивают потребность познания. Подрастающее поколение перегружено избытком информации, которая не способствует духовно-нравственному воспитанию ребенка, а приводит к разобщенности старшего и младшего поколений. Дети лишены полноценного общения с родителями, вынужденными большую часть времени проводить на работе, и, находясь дома одни, сами выбирают, чем им заниматься. Чаще всего подростки все свободное время проводят в интернете, посещая, те сайты, которые не развивают духовность ребенка, а наоборот разрушают его личность.
Основная задача классного руководителя современной школы – это воспитание подрастающего поколения. Каждый педагог хочет воспитать ребенка настоящим человеком, но так как на формирование личности ребенка влияют три фактора: наследственность, среда и воспитание, все действия педагога (классные часы, индивидуальные беседы, внеклассные и внешкольные мероприятия), направленные на достижение этой цели, будут бесполезны, если это не получит поддержки в семье. Именно родители приобщают ребенка к жизни в обществе, а их поведение служит примером для поведения ребенка в различных ситуациях.
Опыт работы в школе показывает, что некоторые родители считают себя хорошими воспитателями, которые вправе давать советы педагогам, но далеко не все обладают нужными знаниями для этого. Другие, наоборот, не придают большого значения воспитанию: кто-то не задумывается над этой проблемой, а кто-то полагает, что воспитанием ребенка должна заниматься только школа.
Попадая в школу, ребенок получает опыт общения со сверстниками. Здесь формируются его социально-нравственные ценности, начинается духовно-нравственное становление. Теперь над воспитанием ребенка работают два социальных института: семья и школа, потому что правильное их взаимодействие и является определяющим в формировании внутреннего мира и нравственных качеств личности. Основная задача классного руководителя – направлять это взаимодействие в нужное русло.
Для того, чтобы добиться успеха в духовно-нравственном воспитании ребенка необходимо восстановить связь между поколениями, традиционный уклад семейной жизни, в котором дети не противостоят авторитету взрослых, а прислушиваются к их советам, а взрослые помнят, что дети нуждаются в их внимании и любви. Помочь родителям восстановить духовную связь со своими детьми должен педагог, но для этого необходимо взаимное доверие классного руководителя и родителей.
Когда между педагогом и родителями достигнуто взаимопонимание, то они, доверяя друг другу, начинают действовать сообща: обмениваются духовными и эмоциональными ценностями, педагогическим опытом и знаниями. Это помогает выработать общий взгляд на воспитание, разрешить противоречия.
У классного руководителя и родителей есть общая цель: и те, и другие стремятся к тому, чтобы выпускники были успешными, социализированными и конкурентоспособными во взрослой жизни. Этого можно добиться только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Формы взаимодействия классный руководитель-ребенок-родитель, направленные на духовно-нравственное становление личности разнообразны: проведение совместных внеклассных спортивных и культурно-массовых мероприятий, вовлечение родителей в соуправление образовательным учреждением, дискуссионные площадки, совместные формы трудовой деятельности и различные формы досуга. Оказывать воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка нужно через совместные мероприятия, где ребенок и родители обращаются к семейным традициям, к своей родословной. В моменты подготовки к мероприятию и происходит единение интересов двух поколений, укрепляется духовная связь «родитель-ребенок». Еще одной формой по достижению взаимного доверия между классным руководителем, родителями и детьми является моделирование ситуаций. При поиске решении возникающих конфликтов дети и взрослые включаются в обсуждение, делятся своими переживаниями, учатся смотреть на проблему с разных точек зрения и находить правильные пути решения.
Взаимодействие родителей, классного руководителя и обучающегося на протяжении всей школьной жизни ребенка способствует формированию духовности и нравственных качеств личности школьника, способного найти своё место в жизни, вырасти честным, добрым и заботливым человеком. Достичь такого результата возможно только при союзе педагогов, родителей и детей.
Список литературы:
Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО http://ethos.narod.ru
Внеучебная деятельность и воспитание в школе (авторский сайт П.В. Степанова) http://vneuchebnaya.ucoz.ru
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.
Стефановская Т.А.Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности. – М. «Издательский центр «Академия» 2008 г.
Белобородова А.Е. Жизнь как ценность: методические рекомендации. – Иркутск, 2013. – 90 с.