Выступление «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
«Организация исследовательской проектной деятельности
учащихся в начальной школе»
Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Поэтому тема над которой я работаю «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
Данная тема актуальна, т.к в современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает – самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников.
В государственных стандартах нового поколения особое место занимает проектная деятельность. С 2011 года метод учебного проекта активно внедряю в урочную и внеурочную деятельность учащихся.
В своё время еще Пифагор сказал:
Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ моего педагогического опыта – это создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
Мной было проведено исследование: влияние проектной деятельности на учащихся.
Целью данного исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции
Объект исследования - интеллектуально тренированные учащиеся.
Предмет исследования- процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения.
В начале исследования для себя я чётко определила, что такое учебный проект и какова специфика проектной работы в начальной школе.
Цель проектного обучения - создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меня– увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.
В каждом новом наборе класса у меня всегда находятся и умные родители и интеллектуально тренированные обучающиеся.
Для меня, как учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. В моей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации.
Формулировка темы проекта должна заключать в себе определённую интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы.
«Моя родословная» (история)
«Какой породы мой кролик?» (биология)
«Какова роль геометрических тел в жизни человека?»
(геометрия, химия)
«Как вырастить снежинку из соли» (химия)
«Свойства лимона» (химия)
«Необычное применение листа бумаги» (математика, физика)
Для ученика проект - это
Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;
Деятельность, которая позволяет
проявить себя,
попробовать свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат.
Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы
Для учителя проект - это
Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.
Форма организации учебного процесса.
Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.
Педагогическая технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.
Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.
По данным моих исследований:
- учащиеся отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими друзьями»
- интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.
72% учащихся отмечают, что проект был интересен потому, что выполнялся самостоятельно.
- 70% стали выше оценивать свои возможности, 21% учащихся стали увереннее себя чувствовать в коллективе, 13% повысили качество своих знаний.
- 45%- выделяют самый интересный исследовательский этап, 35%-этап обработки материала, 20%-презентацию.
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники отвечают:
распределять правильно время;
анализировать собственные действия;
презентовать результат своего труда;
доделывать начатое дело до конца;
достигать поставленной цели;
рассматривать тему с разных точек зрения.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе.
Итак, подводя итоги, можно сказать. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.
Проект- это метод обучения. Проект- это содержание обучения. Проект- это форма организации учебного процесса. Проект- это особая философия образования. Школа будущего - школа проектов.
Подготовила: Решетова Анна Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ «Средняя школа № 2 р.п. Мулловка».
9