12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Решетова Анна Владимировна66
Россия, Ульяновская обл., р.п. Мулловка
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Выступление «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

«Организация исследовательской проектной деятельности

учащихся в начальной школе»

Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, кото­рый бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ре­бенка и сохранению его индивидуальности. Поэтому тема над которой я работаю «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Данная тема актуальна, т.к в современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает – самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справ­ляться с различными жизненными ситуациями.

Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников.

В государственных стандартах нового поколения особое место занимает проектная деятельность. С 2011 года метод учебного проекта активно внедряю в урочную и внеурочную деятельность учащихся.

В своё время еще Пифагор сказал:

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ моего педагогического опыта – это создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также  способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Мной было проведено исследование: влияние проектной деятельности на учащихся.

Целью данного исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

Объект исследования - интеллектуально тренированные учащиеся.

Предмет исследования- процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения.

В начале исследования для себя я чётко определила, что такое учебный проект и какова специфика проектной работы в начальной школе.

Цель проектного обучения - создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меняувлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

В каждом новом наборе класса у меня всегда находятся и умные родители и интеллектуально тренированные обучающиеся.

Для меня, как учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. В моей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации.

Формулировка темы проекта должна заключать в себе определённую интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы.


 


 


 

«Моя родословная» (история)

«Какой породы мой кролик?» (биология)


 

«Какова роль геометрических тел в жизни человека?»

(геометрия, химия)

«Как вырастить снежинку из соли» (химия)


 

«Свойства лимона» (химия)

«Необычное применение листа бумаги» (математика, физика)


 


 

Для ученика проект - это

Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;

Деятельность, которая позволяет

проявить себя,

попробовать свои силы,

приложить свои знания,

принести пользу,

показать публично достигнутый результат.

Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся

Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы

Для учителя проект - это

Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.

Форма организации учебного процесса.

Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.

Педагогическая технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.

Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.

По данным моих исследований:

-        учащиеся отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими друзьями»

-        интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.

     72% учащихся отмечают, что проект был интересен потому, что выполнялся самостоятельно.

-     70% стали выше оценивать свои возможности, 21% учащихся стали увереннее себя чувствовать в коллективе, 13% повысили качество своих знаний.

-     45%- выделяют самый интересный исследовательский этап, 35%-этап обработки материала, 20%-презентацию.


 


 


 

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники отвечают:

распределять правильно время;

анализировать собственные действия;

презентовать результат своего труда;

доделывать начатое дело до конца;

достигать поставленной цели;

рассматривать тему с разных точек зрения.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе.

Итак, подводя итоги, можно сказать. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.

Проект- это метод обучения. Проект- это содержание обучения. Проект- это форма организации учебного процесса. Проект- это особая философия образования. Школа будущего - школа проектов.


 

Подготовила: Решетова Анна Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя школа № 2 р.п. Мулловка».

9

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.