Статья «Роль математики как предмета в воспитании гражданина России»
Н. О. Саблина, Л. В. Бирюкова, М. Н. Ляскина
Учителя математики
г. Воронеж, МБОУ «Лицей №2», МБОУ «Лицей №2», МБОУ СОШ №97
Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством…
Любить свою Родину - значит
пламенно желать видеть в ней
осуществление идеала человечества и
по мере сил своих способствовать этому»
В.Г.Белинский.
Математика в современном мире играет очень важную роль. Она давно используется как повседневное орудие исследования в физике, астрономии, биологии, химии, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности. Многие врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким и полнокровным использованием математических методов, чем это было до настоящего времени.
Ещё одной важнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развивать воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. Но вместе с этим Н. И. Пирогов утверждал, что «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется - иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести». Соответственно нельзя упускать в воспитании ребенка и нравственную составляющую. Помня о том, что «сами по себе растут только сорняки», будущее России необходимо воспитывать.
Реализация ФГОС, методологической основой которого является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания, позволяет реализовать запросы общества и государства по формированию личности гражданина страны как человека, способного управлять государством и вести курс на его процветание.
Без воспитания любви к своей стране, людям, живущим в ней, невозможно сформировать нравственные качества человека, готового взять на себя ответственность за будущее страны. Поэтому вопросы патриотического воспитания являются одной из главных задач современной школы.
Важность этого вопроса подчеркивается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
«Использование уроков математики для воспитания патриотических чувств имеет меньше возможностей, чем – уроков истории родной страны и её литературы. Скорее они способствуют интернациональному воспитанию, поскольку закономерности точных наук одни и те же в Москве, Лондоне и Токио. Однако на уроках математики учитель не только доказывает теоремы, которые одинаковы в Австралии, Китае и СССР, не только вводит абстрактные понятия и действия над ними, но он рассматривает и иллюстративные примеры, наполненные конкретным содержанием. Текстовые задачи содержат полезные сведения, относящиеся к территории страны, её населению, производительным силам и прочее. Учитель может рассказать об успехах школьников нашей страны на международных олимпиадах, о вкладе отечественных ученых в развитие математики и её применении. Однако следует заметить, что при этом в патриотическом воспитании участвует не сама математика, а некоторые сопутствующие аспекты» - Гнеденко Б. В.
Для решения задачи о патриотическом воспитании учитель может использовать следующие направления:
использование историко - математического материала;
проведение нестандартных уроков;
решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
внеклассная работа.
С древнейших времен патриотизм в России всегда оставался одним из главных приоритетов. Он поддерживался народными сказками, былинами, песнями, сказаниями, где добро всегда побеждало зло, а герои справедливы и сильны духом. Через фольклор русский народ из поколения в поколение передавал свою любовь к Родине.
Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал пробуждает у детей благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след.
«А полбы немолоченые 15 копен,
А на то прибытка на одно лето 7 копен,
А на всю 12 лет в той полбе прибытка
1000,700 и 50 копен».
Эти строки взяты из статьи «О полбе немолоченой» одного из ранних рукописных исторических документов – «Русской Правды» - первого из дошедших до нашего времени сборника русских законов. Очень много занимательно бытовых задач используется в учебнике Л.Ф. Магницкого. « Арифметика, сиречь наука числительная…»– первый учебник, вышедший типовым тиражом в количестве 2400 штук. Сам стиль изложения задачи на старорусском языке дает резкий контраст с современным языком, что привлекает внимание учащихся. Небольшие отступления в виде эпиграфа на доске к уроку или рассказа о выдающемся российском деятеле фокусирует внимание учащихся на уроке, и главное, взывает гордость за свою родину, в которой жили и работали такие знаменитые люди. «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» (Л.Н. Толстой).
Важным фактором усвоения материала является эмоциональная составляющая. Чтобы
увести детей от однообразной работы на уроке (выработка навыка сложения обыкновенных дробей) можно составить урок – игру. Рассказав в начале урока о том, как создавались славянские дружины, как с малых лет воспитывали мальчиков и девочек, приучая их к военному искусству, в том числе, тактике и стратегии, можно легко вовлечь ребят в соревнование по решению стандартных заданий. Такие уроки можно создавать на любом материале русской истории, начиная от древних преданий и заканчивая современным временем.
Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в восьмом классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности. Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам. подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем огромную значимость для авиации, флота и артиллерии.
Материала военно - патриотической тематики можно подобрать очень большое количество. В этой области у России много имен, которыми она может гордиться. Это И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров, М.Т. Калашников и другие.
В последнее время большое внимание уделяют изучению учениками элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом мы рассказываем при изучении темы “Приближенное значение числа” в пятом классе или темы “Приближенные вычисления” в восьмом классе.
Велика роль ученых-математиков М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике.
Таких примеров о деятельности ученых-математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много.
В мемуарах Маршала Советского Союза Г.К. Жукова приведены фамилии многих выдающихся советских ученых и конструкторов, возглавлявших в годы Великой Отечественной войны коллективы по созданию оборонной техники.
Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во всех классах средней школы. Так при изучении таких тем, как “Отрезок”, “Длина отрезка”, “Угол”, “Измерение углов”, “Построение треугольников”, “Масштаб”, можно привести много примеров, показывающих применение этих понятий в жизни. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Перед праздником Победы мы, учителя, стараемся настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о родном городе, селе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику. Говоря о патриотизме, нельзя не упомянуть о нашем соотечественнике А. П. Киселёве, который продолжительное время жил в Воронеже. А. П. Киселёв создал поистине лучшие учебники по математике, по которым училось ни одно поколение россиян.
За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
"Утратив патриотизм,
связанные с ним национальную гордость и достоинство,
мы потеряем себя как народ,
способный на великие свершения". (В.В. Путин).