Роль методики «Скандинавская ходьба» в формировании общей, мелкой моторики и координации движений детей с ограниченными возможностями здоровья
Роль Методики «Скандинавская ходьба» в Формировании Общей, Мелкой Моторики и Координации Движений Детей с Ограниченными Возможностями Здоровья.
Торопова Светлана Васильевна инструктор по физической культуре первой квалификационной категории
Ключевые слова: моторика, координация, дети с ограниченными возможностями здоровья, здоровьесбережение.
Аннотация.Согласно статистике Министерства просвещения РФ, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов, поэтому поиск новых форм, методик и технологий в образовательной деятельности с этими детьми является одной из основных задач для всех педагогов дошкольного образования. В этой работе мы рассматриваем опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Актуальность. Развитие психофизических качеств имеет влияние не только на укрепление здоровья и обогащение двигательного опыта, но и на психофизиологическое здоровье дошкольников. Моторика и координация, как элементы психофизических качеств, непременно присутствуют в самых различных проявлениях человеческой активности и двигательных действий. «Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многим исследователями Выготский Л. С., Бехтерев В.М., Лурия А.Р., Фомина Л.В. и др.» [4]. Огромное значение в нервно-психическом развитии, положительном эмоциональном состоянии ребенка, имеет развитие двигательной системы ребенка и психофизических качеств, поэтому коррекционно-педагогическая работа по развитию у детей ОВЗ моторных функций являются в настоящее время актуальной. Нами была выбрана техника ходьбы с палками, «Скандинавская ходьба», которая реализовывалась через проведение дополнительного занятия на свежем воздухе
Целью работы явилось выявления положительного влияния занятий с использованием методики «Скандинавская ходьба» на развитие общей, мелкой моторики и развитие координации движений детей с ТНР, с предполагаемой положительной динамикой в развитии речи.[4]
Задачи работы:
Выявить детей, совместно с учителем-логопедом, с ТНР, имеющих потребность в дополнительной коррекционно-педагогической работе в образовательной области «Физическое развитие».
Проанализировав специальную литературу[1], [3], разработать конспекты занятий по методике «Скандинавская ходьба».
Проводить занятия по разработанным конспектам.
Использовать логоритмические скороговорки, рекомендованные учителем-логопедом в процессе проведения занятия.
Совместно с учителем-логопедом провести диагностику и выявить уровни сформированности мелкой, общей моторики и координации движений по специально подобранным двигательным тестам.
Проанализировать итоги работы и сделать выводы.
В нашей работе мы предположили, что в процессе выполнения разноименного движения рук и ног в ходьбе с палками, сжимание и расслабление кисти рук, а также выполнения гимнастики с палками, происходит развитие общей, мелкой моторики, координации движений.
Практическая значимость опыта работы: в настоящее время техника ходьбы с палками не используется в дошкольных учебных заведениях. Ходьба на лыжах, рекомендуемая стандартными программами ограничена сезонностью ее применения, и сложностью материального обеспечения.
В представленном опыте нашей работы мы предлагаем одну из форм интегрированной работы специалистов детского сада с детьми ОВЗ, также новую здоровьесберегающую методику проведения занятий по физической культуре на свежем воздухе для дошкольников.
Организация работы: практика проводилось в детском саду МАДОУ №326, г. Екатеринбурга в период с сентября 2018г. по май 2019г. В исследовании принимали участие дети 5-6 лет, посещающие старшую группу детского сада, имеющие тяжелые нарушения речи - 10 человек. Эти дети посещают логопункт нашего детского сада, где с ними занимался учитель-логопед по утвержденному учебному плану. На занятиях по физической культуре использовались палки для скандинавской ходьбы, регулируемые по высоте, со специальным креплением для руки (темляк) и наконечниками для ходьбы по мягким и твердым поверхностям. Занятие по «Скандинавской ходьбе» проводилось раз в неделю, во время дневной прогулки, как дополнительное к основным занятиям, по разработанным конспектам занятий здоровьесберегающей методики «Скандинавская ходьба». Структура занятия в себя включает - разминку, упражнения гимнастики с палками, выполнение ходьбы с палками разными способами, проговаривая скороговорки, подвижную игру, упражнения на растяжение и восстановление, дыхательные упражнения.[3]. Совместно с учителем-логопедом, в сентябре 2018г. была проведена первичная диагностика по выбранным и адаптированным двигательным тестам, оценивающих уровень развития мелкой, общей моторики и координации движений, итоговая диагностика была проведена в мае 2019г.
Методика исследования уровней сформированности общей и мелкой моторики, координации движений была составлена с учётом требований «Программы по коррекции ТНР», что позволило подобрать необходимый материал для эксперимента и провести исследование в соответствии с возрастными возможностями детей. При обследовании детей была использована методика НИИ дефектологии, систематизированная Н.М. Трубниковой.[2]
Обследование общей моторики проводилось по следующим заданиям:
1. Исследование двигательной памяти. Логопед показывает движения для рук и предлагает их повторить:
а) руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.
2.Исследование произвольного торможения движений: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.
Обследование мелкой моторики проводилось по следующим заданиям:
1.Исследование чувства ритма:
а) сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;
б) раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей).
2. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»): взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки.
Обследование координации движений проводилось по следующим заданиям:
1.Исследование динамической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:
а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;
б) выполнять подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касаться, выполнять только на носках.
2.Исследование динамической координации движений пальцев рук:
а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз);
б) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз). Выполнение ребенком тестов оценивалось по трех-бальной системе.
Первый уровень (низкий) - 1 балл. У ребенка движения не точные; отмечаются нарушения динамической организации движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Не знает сторон тела, ведущей руки.
Второй уровень (средний) – 2 балла. Ребенок задания выполняет правильно, объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные. Фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку, ритм воспроизводится с небольшими ошибками.
Третий уровень (высокий) – 3 балла. Ребенок все задания выполняет правильно. Отмечаются хорошее качество и последовательность выполнения движений, четкое переключение с одного движения на другое. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку. Не испытывает трудности изменения заданного положения пальцев рук, выполняет их с точностью.
Результаты эксперимента: в результате изучения особенностей формирования общей и мелкой моторики, координации движений у детей с тяжёлыми нарушениями речи были получены следующие результаты:
Задания | Начало года | Конец года | ||||
Уровни | Уровни | |||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
руки вперед, вверх, в стороны, на пояс | 70% | 30% | - | - | 40% | 60% |
повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения. | 50% | 50% | - | - | 30% | 70% |
маршировать и остановиться внезапно по сигналу | 50% | 40% | 10% | - | - | 100% |
сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти; | 80% | 20% | - | - | 40% | 60% |
раскрашивание, вырезание, штриховка. | 80% | 20% | - | - | 30% | 70% |
взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться). | 20% | 60% | 20% | - | 20% | 80% |
маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями | 90% | 10% | - | - | 50% | 50% |
выполнять подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касаться, выполнять только на носках. | 50% | 50% | - | - | 30% | 70% |
выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз). | 20% | 80% | - | - | - | 100% |
менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак. | 60% | 40% | - | - | 30% | 70% |
Анализ результатов показал, что при первичном обследовании (начало учебного года) общей и мелкой моторики, координации движений, дети выполняли задания на уровне «низкий» и «средний». При повторном обследовании (конец года) дети выполняли задания на уровне «средний» и «высокий». Прирост оценки «высокий уровень» составил 70%, оценка «низкий уровень» не был поставлен ни одному ребенку при обследовании в конце года.
Учителем-логопедом было проведено обследование звукопроизношения детей в начале и в конце года, проводилось оно по следующим заданиям:
Повтори звук
Повтори слоги за логопедом
Назови картинки с заданным звуком
Повтори предложения с заданным звуком
Звукопроизношение | Начало года | Конец Года | ||
Нарушены звуки | Звуки в норме | Нарушены звуки | Звуки в норме | |
Свистящие звуки | 50% | 50% | 20% | 80% |
Шипящие звуки | 70% | 30% | 40% | 60% |
Сонорные звуки | 100% | - | 60% | 40% |
Заднеязычные звуки | 20% | 80% | - | 100% |
При повторном обследовании (конец года) была выявлена положительная динамика звукопроизношения, что составило 30%.
Полученные данные обследования общей и мелкой моторики, координации движений, а также обследование звукопроизношения позволяют говорить об эффективности применяемой нами методики «Скандинавская ходьба». Несмотря на разную степень и механизм нарушения речи обследуемых детей, все они показали положительную динамику в развитии психофизических качеств и в развитии речи. На результаты исследования имели положительное влияние многие факторы: медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в нашем детском саду, образовательный процесс с детьми с ОВЗ реализуется по Адаптированной общеобразовательной программе МАДОУ № 326 для детей с ТНР, все педагоги активно участвуют в применении различных методик и технологий в работе с детьми ОВЗ.
По результатам опыта работы можно сделать вывод, что взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ, а также активное внедрении новых форм и методов обучения дает положительные результаты в области психофизического развития детей и подтверждает влияние на положительную динамику в развитии речи.
Список литературы:
Полетаева А.С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/Издательство: Питер- 2012 г., 80 с.
Трубникова Н.М. методика НИИ дефектологии «Логопедическое обследование младших школьников»/ Уральский государственный педагогический институт. Екатеринбург 1992г. 38с.
Никольская О.Б. Скандинавская ходьба (Nordikwalking) [Текст]: метод.рекомендации / Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016 40 с.
Система коррекционно-педагогической работы по развитию двигательной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. [Электронный ресурс]. Режим доступаhttps://studwood.ru/1887729/pedagogika