Научно-исследовательская работа по литературе «Роль междометий в речи и тексте» (8–9 класс)

7
0
Материал опубликован 2 August 2017 в группе

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Роль междометий в речи и тексте (на примере произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя) Научно-исследовательская работа Образовательная область Лингвистика Воронкова Диана Владимировна, МБОУ «Гимназия № 5»г.Брянска руководитель Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Актуальность проблемы Актуальность данного исследования определяется необходимостью соотнести свойства междометных единиц с их функционированием в художественном тексте, определить их место в системе выразительных средств художественного произведения. Хлестаков. Вот со мной престранный случай : в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы? Лука Лукич (хватаясь за карманы, про себя). Вот те штука, если нет! Ух! Есть, есть! (Вынимает и подает, дрожа, ассигнации.)

Гипотеза исследования Выразительные возможности междометий как средства создания образа и подтекста художественного произведения разнообразны, представляют лингвистический интерес, могут оказать значительную помощь при интерпретации текста в школьной практике.

Цель исследования Рассмотреть роль междометий в языке и тексте (на примере произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы).

Задачи исследования Изучить историю вопроса о междометиях в русской лингвистике, определить место междометий в системе частей речи; определить роль междометий в речи; исследовать выразительные функции междометий в художественном пространстве текста и определить место междометных единиц в системе средств создания художественного образа и идейного замысла автора. ?

Методы исследования Семантический и морфологический анализ междометий, сопоставительное описание междометий, лингвостилистический анализ, статистический метод.

Объект и предмет исследования Объект исследования: междометия, выделенные в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы. Предмет исследования: выразительные возможности и стилистическая функция междометий в художественном пространстве произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы.

Роль междометий в речи Интонационная связь междометий с членами предложения.

Роль междометий в речи Синтаксическая связь междометий с членами предложения.

Роль междометий в тексте

Изволь « И! - сказал Алексей , - есть о чем сокрушаться! Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте».- «А взаправду,- сказала Лиза,- не попытаться ли и в самом деле?»- «Изволь, милая; начнем хоть сейчас». согласие А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Как бы не так! -Как бы не так! С ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй! категоричное несогласие Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством Как же ― Как же новую? ― сказал он, всё ещё как будто находясь во сне, ― ведь у меня и денег на это нет. Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину? Кто за тобою будет ходить? недоумение непонимание Н. В. Гоголь. Шинель А. С. Пушкин. Капитанская дочка Кой черт Кой черт! Мешки стали как будто тяжелее прежнего! Тут, верно, положено еще что-нибудь, кроме угля. неудовольствие Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством Ну! -Ну! Ну же! Полезай, дурак! -говорил он ему. Но нос был как деревянный и падал на стол с таким странным звуком, как будто бы пробка. побуждение к действию Н. В. Гоголь. Нос Ну-ка Где, Остап, твоясопилка? А ну-ка козачка! Фома, берись в боки! приказ Н. В. Гоголь. Заколдованное место О О, верю я!- но чем, нельзя ль узнать. Клянешься ты? Не именем ли бога? усиление утверждения А. С. Пушкин. Борис Годунов Междометия, использующиеся для изображения чувств персонажей

Междометия, использующиеся для изображения чувств персонажей - Ага, - сказал Муромский, -да у вас, кажется, дело совсем уже слажено… Батюшки мои! -ахнул дед, разглядевши хорошенько: что за чудища! Вот - на! Какая весть! Царевич жив! Ну подлинно чудесно. И только-то?

Ого -Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник!- продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками. Выражает иронию Швабрина, «высокую» оценку стихов Гринева А. С. Пушкин. Капитанская дочка Помилуйте Помилуйте, Петр Андреевич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Ивановичем побранились? Велика беда! Выражает несогласие Ивана Игнатьича быть секундантом на дуэли Гринева и Швабрина А. С. Пушкин. Капитанская дочка Ради бога Остановитесь, ради бога! – сказал приятель, удержав его,- отдай его уж лучше мне, если он тебе до такой степени колет глаз Выражает просьбу не сжигать портрет ростовщика Н.В.Гоголь. Портрет Слава богу! Слава богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Выражает удовлетворение Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством Увы Увы! На лицах и матушки, и дочери написано было, что они до того исплясались на балах, что обе сделались чуть не восковыми. Выражает авторскую иронию по отношению к даме и ее дочери Н.В.Гоголь. Портрет Ух Ух! кончено -душе как будто легче. Я бури ждал, но дело обошлось Довольно тихо. Вздох облегченья князя: дочь мельника сообщила ему о ребенке, но ничего не потребовала. А. С. Пушкин. Русалка Междометия, использующиеся для эмоциональности высказывания героев

Ба -Ба, ба, ба, Петр Андреевич! Какими судьбами? Откуда ты? Здорово, брат. Не хочешь ли поставить карточку? Выражает радость Зурина при неожиданной встрече с Гриневым А. С. Пушкин. Капитанская дочка Боже Боже! В этих словах выразилась вся низкая, вся презренная жизнь, - жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата. Автор осуждает героиню за ее презрение к чувствам Пискарева Н. В. Гоголь. Невский проспект Боже мой Слезы тебе не помогут, послезавтра будет твоя свадьба. ― Послезавтра, ― вскрикнула Маша, ― боже мой! Нет, нет, невозможно, этому не быть. Выражает растерянность героини, ее слабость, беззащитность. А. С. Пушкин. Дубровский Вот тебе на! Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок…То-то , я гляжу, у нее полная хата мешков Выражает изумление Чуба, распознавшего истинное лицо Солохи. Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством Вот еще новость! Вот еще новость! Бог сохранит от такого попущения, чтобы вдруг и дом, и кухня сгорели! Ну, тогда в кладовую, покамест выстроился бы новый дом. Выражает недовольство Пульхерии Ивановны фантазиями Афанасия Ивановича Н. В. Гоголь. Старосветские помещики Междометия, использующиеся как средство характеристики персонажа

Выводы 1) междометия наделены специфическими грамматическими и семантическими признаками; 2) в предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, однако для выяснения семантических и морфологических признаков междометия необходимо учитывать его место в речи;

Выводы 3) междометия передают разнообразные чувства человека, его отношения к фактам действительности, усиливают эмоциональность высказывания, передают авторское отношение; 4) использование междометий подчинено творческому замыслу произведения и обусловлено индивидуальными особенностями авторского мировоззрения и стиля.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации