Научно-исследовательская работа по литературе «Роль междометий в речи и тексте» (8–9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Научно-исследовательская работа
Предметная область Русский язык
Автор Воронкова Диана
Научный руководитель Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
241035, г. Брянск, м-н Московский, 56
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….1
1.История изучения междометий……………………………………………….3
2. Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи….…..4
3. Роль междометий в речи ……………………………………………….…....6
4. Роль междометий в тексте (на материале произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя)……………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………...11-12
Библиография…………………………………………………………………...13
Приложение………………………………………………………………………15
Введение
Междометия в современном русском языке составляют «живой и богатый пласт…субъективных речевых знаков» (1, 611), служащих для выражения различных чувств, переживаний, ощущений. Выражая эмоции, настроения, волевые побуждения, междометия не обозначают и не называют их. Эти слова стоят как бы на стыке языка эмоционального и интеллектуального, поэтому в лингвистике нет до сих пор единства мнений о природе междометий, их происхождении и роли в речи и тексте. А ведь выяснение роли междометий в текстах поможет глубже понять замысел писателя, раскрыть характеры героев, уяснить подтекст художественных произведений. Актуальность данного исследования определяется, таким образом, необходимостью соотнести свойства междометных единиц с их функционированием в художественном тексте, определить их место в системе выразительных средств художественного произведения. Особенно это интересно при анализе произведений, изучаемых в школе, ведь в современной лингвистике данный вопрос изучен недостаточно.
Гипотеза: автор предполагает, что выразительные возможности междометий как средства создания образа и подтекста художественного произведения разнообразны, представляют лингвистический интерес, могут оказать значительную помощь при интерпретации текста в школьной практике.
Цель настоящего исследования: рассмотреть роль междометий в языке и тексте (на примере произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы).
В соответствии с поставленной целью работы можно определить следующие задачи:
1. изучить историю вопроса о междометиях в русской лингвистике, определить место междометий в системе частей речи;
2. определить роль междометий в речи;
3. исследовать выразительные функции междометий в художественном пространстве текста и определить место междометных единиц в системе средств создания художественного образа и идейного замысла автора.
(на примере произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы).
Поставленные задачи обусловили использование следующих методов исследования: семантического и морфологического анализа междометий, сопоставительного описания междометий и лингвостилистического анализа.
Объектом данной работы являются междометия, включенные в школьный курс русского языка.
Предметом исследования являются междометия, выделенные в произведениях художественной литературы А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка исследования различных свойств междометных единиц и их художественно-выразительных возможностей на материале произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы. При этом текст не рассматривается как фон для реализации различных свойств междометий- междометия рассматриваются как средства реализации ключевых понятий художественного текста и создания художественного образа.
Исследовательская работа носит теоретическую и практическую направленность. В теоретическом аспекте мы кратко рассматриваем историю изучения вопроса междометий, определение понятия междометий, в практическом - роль междометий в речи и тексте. Практическая ценность работы также связана с возможностью использования ее материалов и результатов на уроках и факультативных занятиях при аналитическом чтении и интерпретации художественных текстов.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя четыре главы. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список литературы.
1.История изучения междометий
Термин междометие представляет собой кальку лат . interjectio – «бросание между». Это нестандартная часть речи, как бы «вброшенная» между структурно-семантическими классами слов. В.В. Виноградов, как известно, тоже выделил междометия как особый разряд слов, расположив их после частей речи (знаменательных слов), частиц речи (служебных слов) и промежуточных между теми и другими модальных слов [1, с. 543].
Как особая часть речи междометия представлены и во всех школьных учебниках [2, с. 179]. «Междометия -это неизменяемые слова, которые не относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи» [3, с.178]. «Междометия - это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения, но не называющие их»[4, с.186].
Вместе с тем следует отметить, что междометия по-прежнему остаются, по мнению Л.В.Щербы «неясной и туманной категорией» [5, с.197], ибо объём и границы этой части речи не определены и чётко не очерчены.
Так, Грамматика русского языка-1960 дает следующее определение междометий: «Междометием называется неизменяемая и не имеющая специальных грамматических показателей часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений. По своей внешней форме междометия чаще всего являются короткими выкриками или звукоподражаниями, например: о! ах! ей! эй! ага! ура! чу! брысь! на! стоп! ха-ха-ха!» [6, с.674]. Энциклопедия «Русский язык» также включает в состав междометий «звукоподражательные слова (например, мяу, ква-ква, кукареку, тьфу, тсс, хм, брр)» [7, с.230]. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. не считают звукоподражательные слова междометиями, т.к. они «в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией» [8, с.274]. Рассматривает данные единицы вне междометий и Русская грамматика-1980 . [9, с. 732].
Не решен в лингвистике и вопрос о т.н. «глагольных междометиях». Термин принадлежит А.А.Шахматову, который утверждал, что многие первичные междометия в современном языке сближаются с глагольными типа бац, бух, о чем свидетельствует, например, система словообразования бух-бухнуть, ах-ахать, ахнуть и т.д. [10, с.109]. Такую же точку зрения отражает энциклопедия «Русский язык», рассматривающая в числе междометий «неизменяемые слова, произведенные от однократных глаголов и выражающие краткое и внезапное действие (напр. бах, бац, глядь, шасть, прыг, толк); такие слова называются глагольными междометиями или междометными глаголами» [7, с.230]. В.Виноградов выносит подобные слова за пределы собственно междометий, называя их «междометными глагольными формами»[1, с.594].
Также остается спорным вопрос о включении в состав междометий этикетных слов. В широком понимании к междометиям относят слова, обслуживающие сферу этикета: здравствуйте, до свидания, благодарю, прости (те), извини (те) и т.д. Русская грамматика–1980 посвящает им отдельный параграф - 1704 [9, с. 734]. Но отнесение таких слов к междометиям не является общепринятым.
2. Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи
Мы в нашей работе будем опираться на широкое понимание междометия, представленное в школьном курсе русского языка и нашедшее отражение в учебнике под ред. С.И.Львовой [2, с. 179].
Для более глубокого понимания природы междометий обращаемся к учебникам для вузов.
Во-первых, укажем, чем отличаются междометия от самостоятельных и служебных частей речи.
Семантически междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, т.е. номинативной функцией, «так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности» [8, с.269]. Выражая чувства и волю, междометия, тем не менее, осознаются всеми говорящими на данном языке и всем понятны, так как за междометием закреплено определенное смысловое содержание. От служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании, не служат для соединения слов и компонентов предложения и т. д. Таким образом, признаками междометий следует считать следующие: выражение эмоций и волеизъявлений; особая интонация, передающая наибольшую силу экспрессии, повышение тона; некоторые фонетические особенности: это преимущественно односложные слова, отдельные из них характеризуются сочетанием согласных звуков: ш-ш-ш!, кх; мимическим сопровождением, иногда – жестами; особым функционированием.
Во-вторых, говоря об определении междометий необходимо иметь в виду морфологическую неизменяемость междометий и отсутствие форм словообразования (В.В. Виноградов отмечал, что с «грамматической точки зрения междометия ущербны», ибо они не изменяются, не имеют грамматических форм) [1, с. 536].
В-третьих, с точки зрения происхождения междометия бывают как собственно русские, так и заимствованные: алло, баста, батюшки, браво, вот, да, добро, дудки, здорово, есть, извините, как, капут, караул, каюк, марш, осанна, пади, пропасть, скажите, спасибо, страх, ура, фить, и др.
В-четвертых, с точки зрения образования междометия бывают первообразными ( э!, и!, ах!, ох!, эх!, ха!, ну!, фу!) и производными: батюшки, матушки, дудки, здравствуйте, прощайте, извините, помилуйте, смотри, скажи.
3. Роль междометий в речи
Синтаксически междометия отличаются от знаменательных частей речи, ибо они, как правило, не являются членами предложения, хотя интонационно обычно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся. В ходе исследования было выявлено 205 междометий, среди которых 160 междометий интонационно связанных с другими членами предложений, 45 междометий интонационно независимы
( приложение 1). Так, например, в «Каменном госте» А. С. Пушкина междометия интонационно тесно связаны с другими предложениями:
Дон Гуан
Гей! Лаура!
Лаура
Кто там? чей это голос?
Дон Гуан
Отопри…
Лаура
Ужели!.. Боже!..
Дон Гуан
Здравствуй.[11, с. 145].
В предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, т.е. не связаны с другими членами предложения. Среди описанных нами единиц таких 173. Однако некоторые междометия (из числа выражающих волеизъявление) могут подчинять себе другие члены предложения. Нами было зафиксировано 32 подобных случая (приложение 2). Например, «Откуда он возьмется, бог весть: точно как из воды выйдет; докажет тут же свою необходимость ясно, как дважды два; заведет вначале бумажную кропотню только по экономическим делам, потом станет понемногу впутываться во всё, и дело пойдет из рук вон. [12, с. 127].
Для выяснения семантических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в речи: в собственно междометном значении обычно выступают лишь междометия, стоящие впереди или позади предложения. Являясь своего рода эмоционально-волевым знаком, междометия, находящиеся впереди предложения, как бы сигнализируют о содержании последующего предложения. Например: «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом»[13, 39]. Или : « Ах, какой пассаж!»[13, 69].
Роль поясняющего предложения может выполнять замечание автора. Например: «Чур меня, сатана! »- продолжал писарь, приложась губами к скважине в дверях… [14, с. 90]. Или: «Ах, Меджи, Меджи! Если б ты знала, кто это: брюнет, камер-юнкер, а глаза какие! чёрные и светлые, как огонь", - и Софи убежала к себе» [15, с.168].
Находясь после предложения, междометие может и не иметь пояснения после себя, так как в этом случае смысл междометия ясен из предыдущего предложения. Например, «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Ха, ха, ха, ха!» [16, с.93 ]. Или: «Возьми себе все кладбище! Ха, ха, ха, ха!» [16, с. 145].
Междометия могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц.
Междометия, выражающие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых. Например:
-Вся столица
Содрогнулась, а девица -
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха. [17, с.226].
Или «Татьяна –ах! а он реветь» [17, с.321].
В роли подлежащего и дополнения выступают лишь субстантивированные междометия: «Далече грянуло «ура» [17, с. 185].
Междометия, стоящие внутри предложений, выполняют иногда роль усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой. Например, «Однако мсьё Ноль… ах, как он пишет!» [15, с.84].
Как видно из приведенных диаграмм , большинство междометий в речи синтаксически и интонационно независимы, что свидетельствует об их стилистической значимости.
4. Роль междометий в тексте (на материале произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя)
Роль междометий в тексте исследовалась на материале 36 произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы. Рассматривались различные функции междометий в ходе лингвостилистического анализа и частично образно-концептуального анализа художественного текста.
Было выявлено, что междометия широко используются в художественной речи в шести основных функциях (приложение 3). Прежде всего междометия служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности (приложение 4). Например, в повести «Капитанская дочка» Савельич выражает чувство досады на себя самого за то, что оставил Петрушу одного в трактире: «Эх, батюшка Петр Андреич! – отвечал он с глубоким вздохом.- Сержусь я на самого себя; сам я кругом виноват» [11, с. 459]. В трагедии «Скупой рыцарь» барон восторг своим заветным сундуком также выражает при помощи междометий:
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.[11, с. 118].
В повести Гоголя «Тарас Бульба» радостный Тарас выражает свое удивление дерзостью старшего сына также с помощью междометий: «Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! » и далее: «Ах, ты, сякой-такой сын! Как, батька?» [18, с. 29]. Или же восхищение «пышной фигурой» важного запорожца: «Эх, как важно развернулся! Фу- ты, какая пышная фигура! – говорил он, остановивши коня» [18, с. 46].
Кроме этого, в произведениях художественной литературы междометия усиливают эмоциональность высказывания (приложение 5). Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например, «Здравствуй, счастливое племя!» [17, с.125] или: «Жизнь, увы, не вечный дар!» [17, с.38].
Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию.
Такова речь капитана Миронова в повести «Капитанская дочка»: «Ну, ребята, - сказал комендант, - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Айда вперед, на вылазку, за мною!» [11, с. 499]. Экспрессивно речь и самоуверенного, деспотичного Кирилы Петровича Троекурова: «Здорово, как, бишь, тебя зовут, -сказал ему Троекуров,- зачем пожаловал?» [11, с. 340].
Живость языка героев Гоголя также во многом объясняется использованием междометий.
«Эге! Да ты, как я вижу, слова не даешь мне выговорить!» [14, с.118].
«…Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы» [14, с.120]. «Нет, хороша я! Ах, как хороша!» [14, с.121].
Междометия играют также важную роль в характеристике персонажа (приложение 6). Так, речь Хлестакова, человека необразованного, легкомысленного, хвастливого изобилует междометиями, многие из которых герой употребляет не к месту и потому, что не знает других слов: «Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт возьми, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею» [13, с.27], или «Ай, ай, ай, какая курица!» [13, с.29], или «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» [13, с. 46]. Городничий в «Ревизоре» настолько перепуган нежданным приездом петербургского чиновника, что даже в разговоре с его лакеем Осипом всячески выражает услужливость, желание угодить: «Ну что, друг, тебя кормили хорошо?», «Ну что, друг, право, ты мне нравишься!» [13, с.294].
Пугачев в «Капитанской дочке» также употребляет большое количество междометий, что выдает в нем человека, вышедшего из народа. «Ну, братцы, - сказал Пугачев, - затянем - ка мою любимую песенку!» [11, с. 507]. Или «Да, вишь, какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось, буран утихнет и небо прояснится» [11, с. 461]. Осип, слуга Хлестакова, подражая своему хозяину, врет и хвастает, его реплики полны междометий: «Вот уж на что я, крепостной человек, но и то смотрит, чтобы и мне было хорошо. Ей-богу! Бывало, заедем куда-нибудь: «Что, Осип, хорошо тебя угостили?» - «Плохо, ваше высокоблагородие!» - «Э, говорит, это, Осип, нехороший хозяин» [13, с.295].
Невежественность, нерешительность и даже страх холостяка Подколесина перед свадьбой в «Женитьбе» Гоголь также передает с помощью междометий: «Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из тонкого такого сукна шьет себе фрак?» [13, с. 92]. Или «Помилуй, ты так горячо берешься, как будто бы в самом деле уж свадьба» [13, с. 99]; « А оно, в самом деле, даже смешно, черт побери: этакой какой-нибудь пышка, щенок эдакой, и уж на тебя похож» [13, с. 100]. Речь жеманной, легкомысленной, недалекой Агафьи Тихоновны также изобилует междометиями: « Ах, как мне стыдно! Вы подслушали», «Ух! все! все вынулись!», «Но, право, я вся дрожу» [13, с. 121].
Междометия играют большую роль в понимании авторского отношения к изображаемому, в интерпретации подтекста. Так, Н. В. Гоголь, рассуждая об отношении к Акакию Акакиевичу в департаменте, передает свои эмоции, прибегая к междометию: « И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечия, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным» [15, с.119].
Особо хочется отметить эмоциональные междометия, образованные от существительных вроде батюшки! глупости! страсть! ужас! беда! горе! и т. п. Эти междометия отличаются от других и характером интонаций, и смысловыми и синтаксическими возможностями. В произведениях А. С Пушкина и Н. В. Гоголя данная группа междометий выполняет самые различные функции. Может иначе распределить смысловые акценты предложения: « Батюшки, беда! ― отвечала Василиса Егоровна [11, с.495].
Также междометия данной группы помогают мгновенно включить читателя в повествование, создают «эффект присутствия». Так, в романе « Евгений Онегин» читаем:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил! [17, с.495].
Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая! [17, с.328].
Такую же функцию междометий отмечаем в повести Н. В. Гоголя «Шинель»: «Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!» [15, с.125]. Эти слова Акакия Акакиевича в диалоге с Петровичем выдают смятение в душе героя, выражающееся в его речи, полной междометиями. ( Ведь бедный Башмачкин не мог позволить себе новую шинель, у него даже «затуманило в глазах»).
Как видим, выяснение различных функций и значений междометий позволяет глубже понять характеры героев и авторский замысел в произведениях художественной литературы.
Заключение
Изучив историю вопроса о междометиях в русской лингвистике и рассмотрев роль междометий в речи и тексте, мы пришли к следующим выводам:
1) междометия являются особой частью речи, наделенной специфическими грамматическими и семантическими признаками, отличающими междометия от самостоятельных и служебных частей речи;
2) в предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, однако для выяснения семантических и морфологических признаков междометия необходимо учитывать его место в речи;
3) роль междометий как художественно-выразительного средства в художественном произведении заключается в передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности, усилении эмоциональности высказывания, в характеристике персонажей, прежде всего речевой, в понимании авторского отношения к изображаемому, в интерпретации подтекста.
4) использование междометий подчинено творческому замыслу произведения и обусловлено индивидуальными особенностями авторского мировоззрения и стиля.
Библиография
1. Виноградов В.В. Русский язык. - М.: «Высшая школа», 1985.
2.Львова С.И. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2009.
3.Разумовская М.М. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2001.
4.Баранов М.Т.и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
5. Щерба Л.В. «Избранные работы по русскому языку». М., 1957.
6. Грамматика русского языка.- М.: 1960.
7. Русский язык: Энциклопедия под ред. Ю. Н. Караулова .-М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
8. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. вузов.- М.: Высшая школа, 1987.
9. Грамматика современного русского литературного языка.- М.: 1980.
10. Из трудов А.А.Шахматова по современному русскому языку. Учение о частях речи.- М.: 1952.
11. Пушкин А.С. Драматургия. Проза. – М.: Правда, 1981.
12. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 7: Статьи. 1836 – 1837; Выбранные места из переписки с друзьями; Не напечатанное при жизни и незавершенное. 1840-е годы/ Примеч. Е. Сапунцовой. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009.
13. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 4: Драматические произведения; Драматические отрывки и отдельные сцены. 1832-1837/Примеч. О. Дорофеева. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009.
14. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1.: Вечера на хуторе близ Диканьки; Ранние статьи. 1831 –1833/ Вступ. Ст. А. Пынина; Примеч. О. Дорофеева.- М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009.
15. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 3: Повести; Статьи из сборника « Арабески». 1835/ Примеч. О. Дорофеева.- М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009.
16. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7 т. Т 5: Мертвые души: Поэма: В 2 т. Т. 1/ Примеч. О. Дорофеева. –М .: Терра – Книжный клуб, 2009.
17. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. « Евгений Онегин». – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
18. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 2: Миргород /Примеч. О. Дорофеева. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009.
Приложение 1.
Интонационная связь междометий с другими членами предложения
Приложение 2
Синтаксическая связь междометий с другими членами предложения
Приложение 3
РРоль междометий в тексте