Эссе на тему «Роль педагога в формировании личности ребёнка»
Сегодня все понимают роль педагога по-разному. Некоторые люди воспринимают это как «подаренную» информацию на эту тему. Я вижу педагога как воспитателя и наставника человека, который вносит свой вклад в каждого ученика. Слово «школа» происходит от латинского слова "каменная" лестница. Речь идет в основном о лестнице восхождения -физической, интеллектуальной, духовной личности. Учитель, который перестал расти внутренне, учиться, искать, станет скучным для учеников.
Общеизвестно, что «личность воспитывает личность». Посмотрите поближе! Ну а мы заметили, что рядом с богатыми и одаренными растут не менее приподнятые. Но описать, как строится этот «образовательный процесс», невозможно. Человек может создать вокруг себя среду, своего рода силовое поле. Чтобы его создать, нужно иметь внутреннюю «свободу». Это поле невидимо, оно работает на «родственные» темы. Родство здесь можно трактовать как наличие ряда возможностей. Вы не можете развить то, чего нет. «Чувства не обманывают, ум обманывает», - сказал однажды Гете.
Педагогическое мастерство в значительной степени зависит от личностных качеств педагога. Кто может с этим поспорить? Это также зависит от их навыков и знаний. Личность учителя от этого зависит игра, она никогда не будет заменена педагогическими приемами.
Кроме того, профессия учителя требует всесторонних знаний, духа, безграничной щедрости и мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний учащихся, их разнообразные интересы, педагогу необходимо развиваться: не только в своей профессии, но и в политике, искусстве и культуре, быть примером нравственности, записывать во имя человеческого достоинства и ценности.
Учителя "должны вести ребенка по жизни": учить, воспитывать, направлять духовное и физическое развитие.
Личностное развитие - это процесс вхождения в новую социальную среду и взаимодействия с ней. Для учеников такой средой является учебный класс, где их совместная деятельность приводит к формированию новых отношений, возникновению социальной направленности личности, выраженной стремлением к общению с коллегами, в контексте ведущей деятельности в данном возрасте - исследовательской. Как только ученик приходит в школу, у него появляется взрослый-учитель, влияние которого иногда выше влияния родителей. Это поможет вам лучше узнать друг друга, создать атмосферу совместной работы, сотрудничества и взаимопонимания. Учитель – это самый важный человек. Стиль его поведения, как правило, неосознанно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся в классе.
Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:
- организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
- формирование мотива предстоящей деятельности;
- использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
- обучение учащихся различным способам переработки информации;
- личностно-ориентированный подход;
- опора на сильные стороны ученика;
- опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.
Учитель, сделавший личностный подход, должен сосредоточиться на создании возможностей для того, чтобы учащиеся занимали активную, инициативную позицию в учебном процессе, не только усваивали предметный материал, но и познавали мир, вступали в активный диалог с ним, искали ответы сами и не останавливались на том, что воспринимается как истина в последней инстанции.