Роль педагога в формировании личности ребенка

1
0
Материал опубликован 4 August 2021

Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка


Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем.

Гегель


Поступление ребенка в школу знаменует не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и появление новых условий для личностного роста. Учитель - это педагог и воспитатель, психолог и наставник. Он играет огромную роль в формировании личностных качеств своих учеников. Каким будет наше общество завтра, зависит от результатов деятельности учителя сегодня. Если педагог чувствует себя профессионально несформированным человеком и работает исключительно для удовлетворения собственных потребностей и интересов, то ни о каком формировании личности ребенка не может быть и речи. Такой педагог может навредить ребенку, подавить его, не разглядеть в нем личный потенциал.

Становление личности - это начальный этап формирования личностных качеств. Младший школьник безгранично доверяет взрослым, особенно учителям, подражает им, полностью признает авторитет взрослого, практически безоговорочно принимает его оценки. Доверие и открытость к внешним воздействиям, послушание и трудолюбие создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, тщательного морального контроля над своими действиями и суждениями. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что успех воспитания во многом зависит от личности учителя. "Воспитание - это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка".

«Каждый несет ответственность перед всеми людьми, за всех людей и за все», - сказал

Ф.М. Достоевский. И если обычный человек отвечает за себя, то учитель, учитель, наставник отвечает за себя и своих учеников. Чтобы служить примером, учитель должен сначала осознать и принять себя как личность, показать способность жить и сосуществовать в обществе, нести ответственность за принимаемые решения. Учителю необходимо сочетать и совершенствовать личностные и профессиональные качества. Если учитель успешен, работает творчески, постоянно ищет ответы на совершенно разные вопросы, то такой учитель будет хорошим примером для своих учеников. Если учитель не просто живет в своем городе, а любит его, любит и гордится своей страной, то такой учитель будет примером в формировании патриотизма и гражданственности для учащихся. Успешный учитель - это, прежде всего, лидер. Он способен вдохновлять, мотивировать. Это самодостаточный человек, обладающий любовью и терпением, творящими чудеса. Формирование образованного человека, воспитанного на общечеловеческих ценностях, обладающего лидерскими качествами и способностями к социальному и личному самоопределению и самореализации - задача каждого учителя. Педагог, который не только открывает, но и развивает лучшие качества, присущие душе каждого ребенка, и стремится к тому, чтобы каждый ребенок четко осознавал свое место в обществе и был готов участвовать в решении текущих и будущих задач нашего общества - современный учитель. Такой учитель способен создать условия для развития творческих способностей учащихся, развивает в них желание самостоятельно мыслить, осознавать свои потребности, повышает мотивацию к изучению предмета, поощряет их индивидуальные склонности и таланты. Он понимает, что ребенок - это прежде всего человек.

С позиции многолетнего опыта уверена, что для того, чтобы учебно-воспитательный процесс стал действительно успешным необходимо, во-первых, начать перемены с самого учителя, с самих себя. Для этого учитель должен встать на одну ступень с ребёнком - учиться, чтобы быть современным в образовании и воспитании, чтобы потом научить и воспитать, донести всю суть знаний ученикам.



Список использованной литературы.

 1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2003 – 704 с. /«Caudeamus»/

2. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: /Педагогический всеобуч родителей/ - М.: Педагогика, 2008. – 176 с. - /Педагогика – родителям/

3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Мн: Нар.асвета, 1984 – 239 с., ил.

4. Развитие личности ребенка Н. Ньюкомб – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003 – 640 с.: ил. = /Серия «Мастера психологии»/.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, 1998

6. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка: пер. с англ. Общ. ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 2007 – 272 с.: ил.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ред.сост. Б.Д. Эльконин. М-М: Изд. центр «Академия», 2004 – 384

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.