О роли педагога в формировании личности ребенка
На одном из родительских собраний в начальной школе, где я присутствовала как родитель, педагог моего ребенка привела данные социологического исследования о влиянии на формирование личности ребёнка различных сфер окружения и участников педагогического процесса. Из приведённых данных был сделан вывод, что самую большую роль в формировании взглядов, личностных ориентиров, поведенческих особенностей ребенка играют родители (40% от всех факторов влияния), СМИ т. е. телевидение и интернет ресурсы - 30%, на долю школы и учителей приходится только 20% влияния, 10% добавляет "улица, т. е. неформальное общение.
Данные были приведены для того, чтоб показать, что родители должны больше времени уделять воспитанию детей, т. к. влияние школы невелико. По сути учитель снял с себя ответственность за формирование личности ребенка,,развёл, как говорится, руками.
Действительно, в двухтысячных годах часто приходилось слышать от коллег, что воспитывают родители, а не школа, школа даёт знания. В период, когда все "выживали", каждый оправдывал себя и старался переложить ответственность за формирование личности маленького человека на другого. Родитель работает сутками, чтоб одеть и накормить, а у учителя нет времени, чтоб уделить внимание каждому ученику. В итоге все эти проценты, подсчитанные социологами, оказывались совсем в другом соотношении. Как раз в эти годы я пришла в школу, Молодой учитель, воспитанный и обученный в советских традициях, за что безмерно благодарна педагогам моего пед. колледжа. Так как семьи ещё не было, времени на детей всегда хватало. Конечно, понадобилось несколько месяцев, чтоб эти "30 пар беспощадных и добрых глаз" основательно меня "прощупали и оценили по правде" (По тихотворению В. Бакалдина "Госэкзампны."). А вот после наступил самый долгожданный и замечательный период, когда тебя видят, слышат, понимают с полуслова и полувзгляда. Девченки подходили с сокровенными тайнами, да и просто расспросами на жизненные темы. Чтоб быть "на одной волне" с подростками, пришлось смотреть "Дом 2". Часто становилось понятно, что самые простые вещи об отношениях со сверстники ребята слышат впервые. Общения дома нет.
Конечно, это были первые классы и поэтому, наверное.,самые любимые и запоминающиеся. Но я уверена, что частичка моего мироошущения, морали, манеры поведения способа общения вошла в их характер.
Я рада, что современное образование возвращается к воспитательной функции школы. Хоть в условиях пандемии, запретов на массовые мероприятия, отмены экскурсий, походов, задача усложняется. А введение дистанционного обучения, переводит учителя в категорию "СМИ" Живого общения со взрослым и сверстниками ребёнку никто не заменит. Почему нужно подражать учителю в телевизоре, а не герою блокбастера?!
Учитель может быть примером, если он рядом, со своим теплым прикосновение, голосом, запахом, добрым взглядом, своим мнением!
А ещё учитель может быть антипримером! В школе, как и в жизни, люди разные! На контрастах ребёнок и учится понимать разницу между "хорошо" и "плохо", "добро" и "зло", учится критическом мышлению, вырабатывает свое мнение. Я, например, решила стать учителем в 3 классе, т. к. столкнулась с непрофессиональным педагогом. Замещающая нашего педагога женщина, не зная класса, меня, не разобравшись в ситуации обвинила меня в воровстве. Это было страшное потрясение, она вызвала родителей, последовало несправедливое наказание, коттрое я много лет не могла им простить. Тогда я решила, что надо идти в школу, чтоб таких людей там было меньше. Так что, опыт "как нельзя" тоже иногда полезен.
Учитель, после семьи, самый близкий человек для ребенка. Пусть строгий, пусть со своим настроением, ошибками, но свой. Чтоб ребёнок пошёл за учителем, он должен ему доверять. Чужих детей не бывает. Откроем сердце детям и они возьмут с собой в жизнь лучшее, что есть в нас.