Роль педагога в формировании личности ребёнка
Разработала
Гусынина Наталья Александровна
МБДОУ БЦРР Детский сад « Журавушка»
Алтайского края р.п. Благовещенка
Роль педагога в формировании личности ребенка
Профессия педагог по состоянию души, по зову сердца!
Профессия – педагог гуманная, творческая, серьёзная, нужная профессия. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает.
Приоритетные показатели благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает полное его развитие.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции педагога, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.
Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок. Если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», и т.п. не вызовут обиды, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы:Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине.
В.А.Титов выделяет основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогам:
профессионализм педагога. Это некое собирательное свойство педагога. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим.
эмпатия. Это проникновение с помощью чувств в душевные переживания детей. Настоящий педагог должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает детей и их общение, оно становится доверительным.
педагогический такт, который проявляется в том, что педагог должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Должен сочетать в себе как ласковое отношение, так и твердость, и строгость по отношению к ученикам, как доверие, так и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, тем самым он показывает свое мастерство и профессионализм.
Список источников
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я¬ концепции учащихся подросткового возраста. Средства качественной оценки образовательных систем. Автореферат диссертации, Казанский госуниверситет, 2000.
2. Диагностика и коррекция профессионально¬значимых качеств. -Екатеринбург: ИРРО, 1997.
3. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность (Сборник научных трудов).– Свердловск: СИПИ, 1990.
4. Майерс Дэвид. Социальная психология. – С.Петербург: Питер, 2002.
5. Народное образование. Выпуски журнала за 2010¬2014 годы.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 томах. Том 1. - Москва,1989.
7. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. ¬ Москва: Академия, 1996.
8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. ¬ Томск: Пеленг, 1993.