Роль пластического моделирования из бумаги в формировании проектного мышления школьников
Воропаева О.В.
РОЛЬ ПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
МОУ СОШ № 37,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, s-v.o.v.@mail.ru
С внедрением новых ФГОС в нашей школе мной была разработана программа организации внеурочной деятельности «В мире ремесел», цель которой - создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через проектную деятельность. Известно, что основным требованием реализации системно-деятельностного подхода является принцип непрерывности. В связи с этим внедрение проектной деятельности в школе требует специального продуманного внедрения – от первых проб в начальной школе к самостоятельному проектированию в старшем звене.
Поэтому на занятиях мы знакомимся с новыми материалами и инструментами для творчества, исследуем их свойства с целью овладения способов работы с ними, так как основное естественное действие младшего школьника, связанное с возрастными закономерностями, – это изучение мира и самопознание, в изобразительной деятельности – открытие выразительных возможностей элементов языка искусства, открытие автора в себе, освоение диалога Я - Автор в совместной с педагогом деятельности.
Бумага – самый доступный и хорошо известный материал для младшего школьника.
Задания по бумажному моделированию можно рассматривать как микропроекты, которые формируют способность к самоорганизации деятельности, так как ребенок в процессе занятия должен построить последовательность собственных действий по решению творческой задачи. Поначалу это игры-упражнения, направленные на освоение способов работы с бумагой и изучению ее свойств. Целью и результатом таких упражнений будет не создание конкретного образа, но своеобразный эксперимент «А что получится?». Таким образом, дети осознают, что это пластический материал, который можно не только сгибать, рвать и разрезать, но из которого можно лепить. Ребенок уже сознательно использует открытые изобразительные возможности, причем каждый по-своему. Мятый комочек превращается в снеговика, забавную мышку, птичку и т.п.
Такие задания, как правило, индивидуальны, могут быть и групповыми (блок «Учимся работать вместе»). Например, используя модульное оригами, создаем символ года, который впоследствии украсит школьное фойе к Новому году, украшаем свой учебный кабинет.
Бумажное моделирование – источник вдохновения, как для малышей, так и для учащихся среднего звена и старшеклассников. Это демонстрация различных объемных бумажных работ по складыванию, вырезанию, гофрированию с применением различной по фактуре бумаги, такой как, обои, ватман, журнальные листы, картон, салфетки и т.п. Используя разные техники работы с бумагой, разрабатываем индивидуальные и коллективные проекты.
Традиционно каждый год школьные окна украшаются детьми резьбой из бумаги по предварительным эскизам, которые разрабатываются отдельными учащимися, которых мы называем генераторами идей. Здесь оттачивается работа с мелкой пластикой, с таким инструментом, как резак, прорабатывается умение видеть красивые линии, развивают моторику рук. Такая работа важна в формирования эстетического вкуса, воображения, расширения кругозора, развивает и совершенствует координацию движений кистей рук, расширяет пространственно-композиционное и конструктивное мышление, умения стилизовать и обобщать изображение. Процесс вырезания узоров заставляет обдумывать, анализировать, формировать в своем сознании навыки алгоритмизации и логики действий.
В настоящее время бумажное моделирование, приобрело еще одно название «ПАПЕРКРАФТ». Применение компьютера и интернета позволяет использовать, сохранять, видоизменять готовые развертки (менять цветность, размер и т.д). Интернет- ресурсы по тематике бумажного моделирования могут удовлетворить запросы и вкусы любого и очень привередливого человека. Бумажные игрушки, головоломки, архитектурные формы – темы для индивидуальных проектов в начальной школе. Большинство бумажных моделей строятся именно из простых элементов. Как только будут освоены несколько базовых приемов, можно формировать из этих базовых фигур сколь угодно сложные.
Использование техники папье-маше находит свое применение в изготовлении масок, как интерьерных, так и карнавальных. Эту технику используем при оформлении сцены и создании реквизита для школьных спектаклей. А старшеклассники смоделировали сказочное дерево, которое украсило интерьер школьной библиотеки (рис. 1,2)
Рис. 4
Рис. 3
фото 2
Рис.1
Рис.2
С труктурированный складками узкий лист бумаги - простой и доступный пропедевтический метод овладения композиционными закономерностями объемно-пространственных построений. От простого к сложному, от плоскости к пространству поэтапно осваиваются категории объемно-пространственного мышления и бумажного конструирования, которые так необходимы в изучении тем по архитектуре и дизайну в 8 классе (рис. 3).В настоящее время очень популярно искусство киригами. В этой технике проектируем открытки, создаем несложные макеты интерьера. Используя разработанные схемы, и создавая трехмерные архитектурные объекты из сложенного вдвое листа бумаги, наглядно знакомимся с памятниками архитектуры (рис.4)
Популярно сейчас и искусство скрапбукинга. Увлекательное занятие, которое подходит для любого возраста. В начальной школе в этой технике дети с удовольствием проектируют открытки, старшеклассники к последнему звонку выполнили коллективный проект «Подарок учителю». Ребята в едином стиле оформили классный альбом, приглашения и упаковочные коробочки под сладкий подарок.
Как показывает анализ исследуемого вопроса и его практическая реализация, бумажное моделирование является тем видом деятельности, которая развивает проектное мышление, это вид обучения, позволяющий реализовать такие принципы проектной деятельности, как принцип прогнозирования, ориентированный на будущее состояние объекта, принцип пошаговости , который предполагает постепенный переход от замысла к программе действий и ее реализации, принцип продуктивности, подчеркивающий прагматическую направленность совершаемых действий, направленных на обязательное получение результата.
Список литературы
В.П. Копцев «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования»/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
Конышева Н.М. «Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда», - М., 2000г.
Объемно-пространственная композиция. Практический курс: методический указания для студентов./А.В. Шилкина.- Красноярск: Сиб. Федер.ун-т, 2012.
Докучаева М. «Мастерим бумажный мир», Спб, 1997.
http://only-paper.ru/ Модели из бумаги и картона...
https://www.youtube.com/channel/UCYyAb_Pv-wU8z_9aHE2AXGA
Елена Вениаминовна Чурина