Роль робототехники в дополнительном образовании младших школьников

1
0
Материал опубликован 23 December 2021

\



РОЛЬ РОБОТОТЕХНИКИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в данной статье авторами рассматривается роль робото­техники в современном дополнительном образовании младших школьников. В работе анализируется, какие навыки развивает данный курс у детей и на что он нацелен в образовании младших школьников. Робототехника, отмечают ис­следователи, как ни один другой предмет готовит ученика к жизни в информа­ционном обществе.

Ключевые слова: робототехника, дополнительное образование, образова­тельная среда, Lego.

Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автомати­зированных технических систем. Робототехника делает акцент на такие дисци­плины, как электроника, механика, программирование [1].

Робототехника является одним из главнейших направлений научно-техни­ческого прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприка­саются с проблемами искусственного интеллекта. На сегодняшний день, в усло­виях введения ФГОС возникает потребность в организации урочной и внеуроч­ной деятельности, направленной на возмещение потребностей ребенка, требова­ний общества в тех направлениях, которые содействуют реализации главных за­дач научно-технического прогресса. К таким актуальным направлениям в школе


можно отнести робототехнику и робототехническое конструирование. На сего­дняшний день в образовательных учреждениях России осуществляется попытка встроить в учебный процесс робототехнику. Проводится множество соревнова­ний по робототехнике, ученики участвуют во всевозможных конкурсах, в основе которых - использование новых научно-технических идей.

В современном обществе идет внедрение роботов в повседневную жизнь, большинство процессов заменяется роботами. Области применения роботов раз­личны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д.

Вопрос внедрения робототехники в учебный процесс, начиная уже с началь­ной школы и в дальнейшем на каждой ступени образования достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной областью с самого юного возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, ко­торые ему понадобятся для получения профессии в будущем. Поэтому введение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все боль­шую значимость и актуальность.

Целью использования легоконструирования в системе дополнительного об­разования - является овладение навыками начального технического конструиро­вания, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе. В распоряжение детей предоставлены конструкторы, оснащенные микропроцес­сором и наборами датчиков. С их помощью школьник может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью - ори­ентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе си­стемно-деятельностного подхода. Данную стратегию обучения помогает реали­зовать образовательная среда Lego. [1].

Курс «Робототехники», изучаемый в начальной школе, рассчитан на обще­научную подготовку учащихся, способствует развитию мышления, логики, ма­тематических и алгоритмических способностей, формируют навык ведения ис­следовательской и творческой деятельности.

Педагогический опыт: теория, методика, практика


Дополнительное (внешкольное) образование детей

В связи с высокими темпами развития информационных технологий совре­менным школьникам в будущем предстоит работать по профессиям, которых еще нет, и решать задачи, о которых сегодня можно только догадываться. С це­лью развития инженерно-технических знаний у учащихся, появилась необходи­мость уже в начальной школе знакомить их с процессами, которые происходят в отдельно взятых автоматизированных технических устройствах, чтобы заинте­ресовать ребят новой ролью - ролью разработчика своего устройства. В ФГОС начального образования большая роль отведена системе внеурочной деятельно­сти, направленной, в том числе, и на развитие интеллекта учащихся. В связи с этой целью во многих школах учащимся начальных классов предоставлен курс «Робототехника», который включает в себя элементы таких дисциплин как элек­троника, механика и программирование. Кроме этого, такой курс способствует:

получению младшими школьниками навыков конструирования и эксплу­атации автоматизированных технических устройств;

развитию умения у учащихся классифицировать задачи по типам с после­дующим решением и выбором определенного технического устройства;

формулированию понимания сущности технологического подхода к реа­лизации творческой деятельности;

ориентированию в мире современной техники.

В основном, для организации занятий с детьми используют комплект кон­структоров Lego ROBO LT Beginner Lab. Конструктор позволяет развить следу­ющие навыки у учащихся:

Развитие мелкой моторики.

Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Все это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления.

Развитие мышления.


Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хо­рошенько подумать. При конструировании активизируется логическое и образ­ное мышление.

Развитие внимания.

Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать макет. Порой даже малейшее отклонение от задачи может испортить весь замы­сел. Нередко ребенку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

Развитие воображения.

Из деталей Lego ROBO LT Beginner Lab можно собрать свое неповторимое творение. Придумывать что-то новое из блоков с пазами - это так интересно!

Развитие познавательного интереса.

Скорей всего, одно из важных предназначений конструктора. Ведь умение из частей собирать целое непременно пригодится в будущем, например, при ре­монте автомобиля. Детский конструктор, благодаря своей яркой привлекатель­ности, разнообразию форм и размеров позволяет в игровой форме познавать окружающую действительность. Готовый результат приносит удовольствие и желание создавать все более усложненные модели окружающего мира.

Важно отметить, что занятия робототехникой в начальных классах способ­ствуют появлению у детей интереса к изучению информатики и технических наук. Это первый этап. В дальнейшем интерес детей можно поддерживать, ис­пользуя более сложные модели конструкторов, таких как Lego MINDSTORMS NXT 2. Если таких стимулов будет маловато, стоит обратить внимание на сорев­нования роботов, которые можно проводить внутри школы. Ради победы в со­ревнованиях может возникнуть стимул изучить и более сложные темы - такие как логика, или более сложный язык программирования робота.

Конечно же, курс «Робототехники», изучаемый в начальной школе не при­ведет к тому, что все дети захотят стать программистами и робот строителями, инженерами и исследователями. В целом занятия рассчитаны на общенаучную

Педагогический опыт: теория, методика, практика


подготовку учащихся, способствуют развитию мышления, логики, математиче­ских и алгоритмических способностей, формируют навык ведения исследова­тельской и творческой деятельности [2].

Список литературы

Бояркина Ю.А. Образовательная робототехника: Методическое пособие / Ю.А. Бояркина. - Тюмень: ТОГИРРО, 2013. - 61 с.

Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Ре­жим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/2013/section/206/92756/

Использование Lego [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cdt.far-north.ru/text/Tehnopark%2007.03.14/4.1.ispolzovanie%20LEGO.pdf

Робототехника в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим до­ступа: http://yarmarka.uohanalas.ru/doc/proekt10_vilui.pdf

Похолок Д.С. Роль робототехники в начальной школе [Электронный ре­сурс]. - Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/2013/section/206/92756/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.