12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
калинина Светлана Владимировна40









Методическое пособие

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"





Автор:

Калинина Светлана Владимировна,

Педагог дополнительного образования

















2018

Содержание



Содержание

Программа

2

3



Учебно-тематические планы и содержание курсов

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности со школьниками




Приложение 2. Циклограмма участия в НПК




















11

35


46

















ПРОГРАММА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ

«ОТКРЫТИЕ»



Американский биохимик Альберт Сент- Дьерди сказал: «Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». 1

Программа научного общества школьников разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Программа направлена на формирование общей исследовательской культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих и исследовательских способностей – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение.

Овладение исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся и их творческих способностей. Умение выполнять исследовательскую работу – важный аспект в дальнейшем вузовском образовании.  Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными, а бывает, что ученик занимается темой, к которой еще не было обращено внимание ученых, тогда школьник к новому собственному открытию, пусть незначительному, но своему.

Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Особая роль в формировании метапредметных результатов обучающихся принадлежит исследовательскому подходу в обучении, актуальность которого в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в настоящее время подтверждена учебно-исследовательской компонентной в структуре основной образовательной программы основного общего образования. Задача школы сегодня подготовить выпускника, не просто владеющего определенным набором знаний, а, прежде всего, умеющего добывать информацию, желающего познавать новое и стремящегося к постоянному самосовершенству.

В школе на протяжении многих лет существует научное общество школьников «Открытие», работа которого направлена на выявление интересов детей, на выстраивание индивидуального образовательного пути ученика, и, как следствие, развитие способностей и повышение мотивации к образовании каждого участника научного общества.

Актуальность программы в том, что социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то, что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.      Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.  Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и других учебных заведениях.  Наше общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, - нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

Таким образом, цель функционирования научного общества:

повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности;    развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи:

1.Выявлять наиболее одаренных обучающихся и создавать максимально благоприятные условия для их интеллектуального развития.

2.Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.

3. Развивать у учащихся познавательную активность и стимулировать творческую деятельность.

4.Знакомить учащихся с методами и приемами научно- исследовательской деятельности.

5.Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу.

6.Способствовать овладению искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами.

7.Содействовать профессиональному самоопределению учащихся. 

Общая характеристика программы

Функционирование постороено таким образом, чтобы направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут открыть сами и исследовать

Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); учащиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.

Место программы в организации учебно-воспитательного процесса


Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Планируемые результаты

Школьники научатся:

Применять полученные знания на практике;

Работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

Формировать собственную позицию, делать выводы;

Получат следующие умения:

Использование основных исследовательских методов;

Поиск информации;

Сбор и обработка данных;

Научное объяснение полученных результатов;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Приобретут следующие навыки:

Определение проблемы;

Постановка целей и задач;

Работа с литературными источниками;

Планирование и оценивание своей деятельности;

Коммуникации.

Формы работы:

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Массовая

Формы контроля:

Исследовательская работа

Участие в НПК

Содержательные линии программы:

- Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.

- Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.

- Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.

- Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся,   создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

Возраст участников научного общества

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.

Структура программы

Программа рассчитана на 245 часов, то есть на 7 лет ( по одному часу в неделю, то есть 35 часов в год). Первый, второй и третий года обучения построены по принципу усложнения материала. Параллельно с различными обучающими аспектами школьники работают над созданием научно-исследовательской работы, с которой выходят на конференцию на втором году обучения. Четвертый - седьмой года обучения имеют одинаковую структуру, что соответствует тому, что учащиеся получили необходимые теоретические знания и занимаются непосредственно исследовательской деятельностью.



















Учебно- тематический план

1 год

Модуль 1.Вводное занятие по курсу

1

Модуль 2.Работа с литературой

6

Модуль 3. Работа в Word

4

Модуль 4.Работа в PowerPoint


4

Модуль 5. Введение в исследовательскую деятельность


20

2 год

Модуль 1. Работа с литературой

3

Модуль 2. Microsoft Excel

4

Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность

28

3 год

Модуль 1. Работа с онлайн- литературой

3

Модуль 2. Программа «Киностудия»

4

Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность

28

4-7 года


Модуль 1. Работа с темой и предметной областью

3

Модуль 2. Теоретическое обоснование исследовательской работы


4

Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность

28

ИТОГО

245 часов



Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

1. Абрамова, С В . Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку : выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык: - 2006. - N 20. - С 2-11.

2. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004.-N2.-C.7-10.
3. Бельфер, М. Несколько слов об исследовательских работах школьников/М. Бельфер//Литература.- 2006. -N 17.-С.13-15.

4. Брыкова, О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: - 2006. - № 20. - 33-36.

5.Базаров Ц.Р. Управление исследовательской деятельностью старшеклассников в сельской школе / Ц.Р. Базаров // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 15. – С. 32-35.

   6. Иванчихин  В. Г. Введение в научное исследование / В. Г. Иванчихин // Профильная школа. – 2010. – № 6. – С. 45-46.

7. Пахомова Н. Ю. Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе современной школы / Н. Ю. Пахомова // Инновации в образовании. – 2011. – № 5. – С. 51-57.

8. Прищепа, Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе / Е. М. Прищепа // Литература в школе. - 2004. - №12. – с.25.

9.Петунин О. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О. В. Петунин // Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 20-26.

10. Пожидаева О. В. Юные литературоведы: достижения, проблемы, перспективы исследований /  О. В. Пожидаева //  Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 46-51.

11. Прокофьев, Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. –с.12










Учебно-тематический план

1 год

№ занятия

Модуль, Тема

Кол-во часов

Вид работы

Вид контроля

1

Вводное занятие по курсу

1

Ознакомительная лекция

-

Модуль 1. Работа с литературой

2-3

Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог



2

Посещение библиотеки. Обучение работе с книгой

Беседа

4

Работа с литературой в сети Интернет

1

Лекция, семинар

Самостоятельная работа

5-6

Конспект. Обучение работе с текстом.



2

Лекция, семинар

Индивидуальный контроль

7

Составление и оформление списка использованной литературы и других источников, ссылок, сносок



1

Семинар

Письменная работа


Модуль 2. Работа в Word

8

Знакомство с программой. Набор текста. Сохранение текста.


1

Лекция, семинар

Практическая работа


9

Изучение клавиш клавиатуры. Вставка рисунков и фотографий. 

1

Лекция, семинар

Практическая работа

10

Создание таблицы в программе.

1

Лекция, семинар

Практическая работа


11

Практикум «Оформление тестового документа в Word»

1

Лекция, семинар

Зачетная работа


Модуль 3. Работа в PowerPoint


12

Знакомство с программой. Обучение составлению презентаций.

1

Ознакомительная лекция, практикум

Беседа

13

Работа с текстом на слайдах. Вставка рисунков, таблиц, схем, диаграмм

1

Лекция, семинар


Тест

14

Создание анимации, спецэфффектов

1

Семинар

практикум

15

Создание дизайна: цвет, фон, шрифт

1

Семинар

Практикум

Модуль 4. Введение в исследовательскую деятельность


16

Знакомство с понятием «исследовательская деятельность». Целеполагание

1

Ознакомительная беседа


Беседа

17

Структура научно-исследовательской рабо- ты, требования к оформлению

1

Лекция, практикум

Тест

18

Выбор темы научно-исследовательской работы

1

семинар


Беседа

19

Определение цели и формулирование задач

1

Семинар

Беседа

20

Объектная область, объект и предмет


1

Семинар


Практикум

21

Актуальность исследования и гипотеза

1

Практическое занятие

Семинар

22

Знакомство с методами исследования. Определение методов исследования. Подбор литературы по теме.

1

Семинар


Беседа


23

Сбор теоретического материала по теме

1

Семинар

Самостоятельная работа

24

Сбор теоретического материала. Обработка информации.


1

Практическое занятие

Семинар

25

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

26

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

27

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

1

Аналитическая работа

Практикум

28

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

1

Семинар

Беседа

29.

Оформление заключения к работе.

1

Теоретическое занятие, практикум


Беседа

30.

Составление библиографического списка

1

Семинар

Самостоятельная работа

31

Работа с приложениями к исследовательской работе.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

32

Составление выступления к защите исследовательской работе

1

Семинар


Практическое занятие

33

Создание презентации к исследовательской работе

1

Практикум

Практическое занятие

34

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

35

Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов

1

Зачетное занятие

Защита работ


35 ч.

























Содержание курса


Название темы

Краткое содержание темы

Вводное занятие по курсу

Цели и задачи курса.

Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог



Библиотечный каталог - это перечень книг, составленный по определенной схеме. Алфавитный и систематический каталог. Алфавитно-предметный указатель

Работа с литературой в сети Интернет

Первичная и вторичная информация. Работа в поисковых системах.

Конспект. Обучение работе с текстом.

Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Составление конспекта. Правила составления конспекта.

Составление и оформление списка использованной литературы и других источников, ссылок, сносок



Библиографический список. Структура списка. Фамилия автора и его инициалы. Заглавие.
Выходные данные: место издания, издательство, год издания, количество страниц.


Знакомство с программой. Набор текста. Сохранение текста.


Запуск программы. Основные компоненты. Работа с набором текста. Работа с курсором.

Изучение клавиш клавиатуры. Вставка рисунков и фотографий. 

Символы. Форматирование. Вход в режим рисунка.

Создание таблицы в программе.

Вид таблицы. Выделение столбцов, строк.

Практикум «Оформление тестового документа в Word»

Применение полученных знаний на практике


Знакомство с программой. Обучение составлению презентаций.

Структура презентации. Тема. Сценарий презентации.

Работа с текстом на слайдах. Вставка рисунков, таблиц, схем, диаграмм

Подбор информации. Алгоритм вставки рисунков, таблиц, схем и диаграмм

Создание анимации, спецэфффектов

Виды анимаций. Подбор анимации согласно теме презентации.

Создание дизайна: цвет, фон, шрифт

Подбор параметров в соответствии с тематикой

Знакомство с понятием «исследовательская деятельность». Целеполагание

Суть исследовательской деятельности. Целеполагание – основной параметр исследовательской работы

Структура научно-исследовательской работы, требования к оформлению

Знакомство со структурой. Особенности оформления.

Выбор темы научно-исследовательской работы

Выбор темы с учетом интересов исследователя. Анализ текущей ситуации.

Определение цели и формулирование задач

Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач.

Объектная область, объект и предмет


Учебная дисциплина, предмет. Объект как носитель проблемы. Предмет как определитель темы работы.

Актуальность исследования и гипотеза

Актуальность как критерий правильности выбора темы. Предположение, которое нужно доказать

Знакомство с методами исследования. Определение методов исследования. Подбор литературы по теме.

Эмпирический, теоретический, экспериментально – теоретический,

Сбор теоретического материала по теме

Теоретическая информация, оформление теоретической части

Сбор теоретического материала. Обработка информации.

Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп.

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам.

Оформление заключения к работе.

Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы.

Составление библиографического списка

Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.

Работа с приложениями к исследовательской работе.

Схемы, таблицы. рисунки

Составление выступления к защите исследовательской работе

Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. 

Создание презентации к исследовательской работе

Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада.

Итоговое занятие. Защита творческих проектов.

_
















Учебно-тематический план

2 год

№ занятия

Модуль, Тема

Кол-во часов

Вид работы

Вид контроля


Модуль 1. Работа с литературой

1

Вводное занятие. Знакомство с научной литературой

1

Ознакомительное чтение

Письменная работа

2

Глубокое чтение и анализ

1

семинар

Беседа

3

Выписки, аннотация, конспекты

1

Теоретическое занятие + семинар

Самостоятельная работа

Модуль 2. Microsoft Excel


4

Создание таблиц в Excel

1

Теоретическое занятие + практика

Семинар

5

Графики и диаграммы в Excel

1

Теоретическое занятие + практика

Семинар

6

Взаимодействие с Word

1

Практическое занятие

Практикум

7

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность

8

Определение темы работ

1

Семинар

Беседа

9

Актуальность, цель, задачи

1

Практическое занятие

Практикум

10

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

11

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

12

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

13

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

14

Работа над теоретической частью исследования


1

Семинар

беседа

15

Работа над теоретической частью исследования

1

семинар

Самостоятельная работа

16

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

17

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

18

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

19

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

20

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

1

Аналитическая работа

Практикум

21

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

1

Аналитическая работа

Практикум

22

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

1

Семинар

Беседа

23

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

1

Семинар

Беседа

24

Оформление заключения к работе.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

25

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

26

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

27

Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

30

Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе.

1

Семинар

Самостоятельная работа

31

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

32

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

1

Семинар


Практическое занятие

33

Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе

1

Практикум

Практическое занятие

34

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

35

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ

1

Зачетное занятие

Защита работ




35 ч


































t1594965006aa.gif

Содержание курса


Название темы

Краткое содержание темы

Знакомство с научной литературой

Культура чтения, работа с книгой

Глубокое чтение и анализ

Полное погружение в чтение. Анализ прочитанного

Выписки, аннотация, конспекты

краткое (или полное) содержание разделов, глав, страниц источника информации.

Краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания. Подробное изложение содержания информации.

Создание таблиц в Excel

Автоматическое добавление столбцов и строк. Форматирование ячеек. Защита данных. Работа с таблицами.

Графики и диаграммы в Excel

Построение графиков и диаграмм. Виды диаграмм. Работа с шаблоном графиков.

Взаимодействие с Word

Перенос таблиц в Word. Графические объекты. Редактирование.

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 кл)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Определение темы работ

Выбор темы с учетом интересов исследователя. Анализ текущей ситуации.

Актуальность, цель, задачи, объект, предмет

Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач.

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 кл.

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Работа над теоретической частью исследования


Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа над теоретической частью исследования

Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп.

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп.

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам.

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам.

Оформление заключения к работе.

Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы.

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе.

Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. Схемы, таблицы. рисунки

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе

Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада.

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ

-






















Учебно-тематический план

3 год

№ занятия

Модуль, Тема

Кол-во часов

Вид работы

Вид контроля


Модуль 1. Работа с онлайн- литературой

1

Вводное занятие. Знакомство с сайтами и сетевой литературой

1

Ознакомительное занятие

беседа

2

Работа с литературой, конспектирование, анализ

1

семинар

Беседа

3

Выписки, аннотация, конспекты

1

Теоретическое занятие + семинар

Самостоятельная работа

Модуль 2. Программа «Киностудия»


4

Знакомство с программой. «Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид»


1

Теоретическое занятие + практика

Семинар

5

«Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид»


1

Теоретическое занятие + практика

Семинар

6

Работа со звуком. Вставка и обрезка звука.

1

Практическое занятие

Практикум

7

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность

8

Определение темы работ

1

Семинар

Беседа

9

Актуальность, цель, задачи

1

Практическое занятие

Практикум

10

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

11

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

12

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

13

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

14

Работа над теоретической частью исследования


1

Семинар

беседа

15

Работа над теоретической частью исследования

1

семинар

Самостоятельная работа

16

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

17

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

18

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

19

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

20

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

1

Аналитическая работа

Практикум

21

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

1

Аналитическая работа

Практикум

22

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

1

Семинар

Беседа

23

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

1

Семинар

Беседа

24

Оформление заключения к работе.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

25

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

26

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

27

Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

30

Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе.

1

Семинар

Самостоятельная работа

31

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

32

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

1

Семинар


Практическое занятие

33

Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе

1

Практикум

Практическое занятие

34

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

35

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ

1

Зачетное занятие

Защита работ




35 ч































t1594965006ab.gif

ССссССсссСодержание курса

Название темы

Краткое содержание темы

Знакомство с сайтами и сетевой литературой

Поисковые системы электронных библиотек и сайтов.

Работа с литературой, конспектирование, анализ

Составление плана литературного обзора. проверка, обобщение и критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе;

Выписки, аннотация, конспекты

Ссылки на источники. Классификация собранного материала.

Знакомство с программой. «Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид»

Технология создания слайд- фильма в программе «киностудия». Создание анимаций. Работа с видео.

«Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид»

Технология создания слайд- фильма в программе «киностудия». Создание анимаций. Работа с видео.

Работа со звуком. Вставка и обрезка звука.

Добавление музыкального сопровождения. Изменение начальной и конечной точки воспроизведения музыки

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Определение темы работ

Выбор темы с учетом интересов исследователя. Анализ текущей ситуации.

Актуальность, цель, задачи

Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач.

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Работа над теоретической частью исследования


Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа над теоретической частью исследования

Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп.

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп.

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам.

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам.

Оформление заключения к работе.

Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы.

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе.

Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. Схемы, таблицы. рисунки

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе

Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада.

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ

Подведение итогов













Учебно-тематический план

4-7 года

№ занятия

Модуль, Тема

Кол-во часов

Вид работы

Вид контроля


Модуль 1. Работа с темой и предметной областью

1

Вводное занятие

1

Лекция

Ответы на вопросы

2

Мотивационный компонент в исследовательской деятельности

1

Семинар

Беседа

3

Определение предметной области и темы работы

1

Теоретическое занятие + семинар

Самостоятельная работа

Модуль 2. Теоретическое обоснование исследовательской работы


4

Цели и задачи. Актуальность.


1

Теоретическое занятие + практика

Семинар

5

Методы. Исследования в этой области.

1

Теоретическое занятие + практика

Семинар

6

Гипотеза

1

Практическое занятие

Практикум

7

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность

8

Практическое применение работы

1

Семинар

Беседа

9

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

10

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

11

Сбор и анализ информации

1

Семинар

Самостоятельная работа

12

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

13

Работа над теоретической частью исследования


1

Семинар

Самостоятельная работа

14

Работа над теоретической частью исследования


1

Семинар

беседа

15

Работа над теоретической частью исследования

1

семинар

Самостоятельная работа

16

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

17

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

18

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

19

Работа с основной частью исследовательской работы

1

Практическое занятие

Семинар

20

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

1

Аналитическая работа

Практикум

21

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

1

Аналитическая работа

Практикум

22

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

1

Семинар

Беседа

23

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

1

Семинар

Беседа

24

Оформление заключения к работе.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

25

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

26

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

27

Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

30

Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе.

1

Семинар

Самостоятельная работа

31

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы)

1

Практическое занятие

Самостоятель ная работа

32

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

1

Семинар


Практическое занятие

33

Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе

1

Практикум

Практическое занятие

34

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

1

Теоретическое занятие, практикум

Беседа

35

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ

1

Зачетное занятие

Защита работ




35 ч



























t1594965006ac.gif

Содержание курса

Название темы

Краткое содержание темы

Вводное занятие

Постановка целей и задач на год

Мотивационный компонент в исследовательской деятельности

Готовность к исследовательской деятельности

Определение предметной области и темы работы

Определение интересов и увлечений. Актуальность выбранной темы.

Цели и задачи. Актуальность.


Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач.

Методы. Исследования в этой области.

Теоретический, эмпирический, эксперимен- тальный методы. Ученые, занимающиеся в этой области

Гипотеза

Предположение, требующее доказательств

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Практическое применение работы

Интеграция работы с другими предметными областями

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Сбор и анализ информации

Работа с материалом, его анализ

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Работа над теоретической частью исследования


Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа над теоретической частью исследования


Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа над теоретической частью исследования

Теоретическая информация, оформление теоретической части

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Работа с основной частью исследовательской работы

Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал.

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп.

Проведение экспериментов, опросов,

обработка материала, анализ полученных результатов

Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп.

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам.

Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов.

Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам.

Оформление заключения к работе.

Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы.

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе.

Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. Схемы, таблицы. рисунки

Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы)

Выступление. Презентация. Отработка выступления.

Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе

Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность

Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ.

Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада.

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ

Подведение итогов



















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ


Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы не только обученного, но и, самое главное, обучаемого, что обязывает школу предоставить качественное образование, которое должно формировать личностно значимые знания и способы деятельности, развить стремление к творчеству, индивидуальность школьника. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Учащиеся не в состоянии ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, использовать их в своей деятельности. Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому изменились взгляды и на учебный процесс, появилась необходимость внедрять новые технологии, искать новые подходы.

Выходом из создавшейся  проблемной ситуации может стать организация научно – исследовательской деятельности. Тем более что современная система образования с внедрением ФГОС ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.

«Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.         

Исследовательская деятельность является действенным средством личностного развития школьников, что непосредственно отражает основополагающую цель современного отечественного образования, как она декларируется в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Сущность исследовательского подхода  в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения их на практике);

б) в организации учебной и внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г) в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив  учащихся» в сторону сотрудничества.

Функции исследовательского подхода в обучении:

воспитание познавательного интереса;

создание положительной мотивации учения и образования;

формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование умений и навыков самообразования;

развитие познавательной активности.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться . Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, я планирую работу по подготовке учащихся к исследовательской, поисковой деятельности начиная с 5-го класса. Это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка. Мы стимулируем ученика на рефлексивное восприятие материала, формируем умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Я считаю, что научно-исследовательская деятельность учащихся должна носить системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний. Начиная работу над исследованием с учеником, представляю учащимся возможность выбора тем. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы научно-исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. К экспертизе работ детей привлекаются ученые: кандидаты и доценты.

Важно, чтобы дети чувствовали важность вложенного труда в ту или иную работу. Для этого положительным моментом будет организация выступления авторов своих исследовательских на более широкой аудитории и на более высоком уровне. Я с этой целью организую выступление школьников на конференциях городского, регионального и международного уровней. В данном случае не победа, а даже общение в высокоинтеллектуальной среде доставляет учащимся максимум удовольствия. А если работа поощряется призовыми местами, то это становится стимулом к дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Участие в конференциях, форумах формирует у учащихся навыки научных дискуссий и умение правильно представлять свои достижения.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Хочется отметить, что научно-исследовательская деятельность - это не обязательно только конференции и защита выполненных проектов. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. Даже если сравнить его с “игрой в науку”, то подобная “игра” стоит того, чтобы ею увлекали, так как учащиеся получают реальный шанс поучаствовать в различных видах деятельности, выбрать то, что им действительно интересно для дальнейшей учебы, по-другому взглянуть на окружающую их действительность. Учитель же должен стремиться к исследовательской составляющей и в обычных учебных занятиях. Научно-исследовательская деятельность ведет к изменению позиции учителя, поскольку он должен быть организатором познавательной деятельности своих учеников, а не носителем готовых знаний. Ученики являются не пассивными, а активными участниками процесса познания, так как они разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы; то есть, научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Такой вид деятельности способствует воспитанию творчески саморазвивающейся личности, способной реализовать свои личностные, интеллектуальные и индивидуальные запросы, способствует формированию разносторонне развитого и эрудированного гражданина, собирающегося заниматься умственным трудом.

Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников:

мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение  и объяснение понятий; конкретизация, доказательства  и опровержение, умения видеть противоречия;

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

специальных исследовательских умений и навыков.

Нt1594965006ad.gif а вопрос, “Чем для вас является исследовательская работа ?”, учащиеся дали следующие ответы, что “научная работа– это….. (см. рис.1) Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Самое главное выработать план работы. Я предлагаю схему проведения исследования, по которой работаю:




Этап работы

Цель

1. Актуализация проблемы

Выявление проблемы и определение направления будущего исследования

2. Определение сферы исследования

Формулирование основных вопросов, ответы на которые нужно найти

3. Выбор темы исследования

Обозначение границы исследования

4. Выработка гипотезы

Разработка гипотез или гипотезы

5. Выявление и систематизация подходов к решению

Выбор методов исследования.

6.Определение последовательности проведения исследования.

Проведение исследования в определенной последовательности

7. Сбор и обработка информации

Фиксация полученных знаний

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Структуризация полученного материала, с использованием известных логических правил и приемов

9. Подготовка выступления

Определение основных понятий, подготовка сообщений по результатам исследования

10. Доклад

Публичная защита

11. Обсуждение итогов завершенной работы

Анализ проделанной работы, выявление преимуществ и недостатков


За много лет работы в направлении исследовательской деятельности я выработала свой стиль работы, что помогает подготовить несколько учащихся к научно-практическим конференциям в разных предметных секциях: русский язык и культура речи, литература и литературоведение, краеведение. Все выполняемые работы имеют абсолютно одинаковую структуру, что позволяет учащимся выполнить одну-две работы, а уже следующие работы дети выполняют самостоятельно. В данном случае учитель выполняет уже роль консультанта: выдает учащимся задания, а затем проверяет их.

Исследовательская работа состоит из следующих глав ( разделов):

Введение

Теоретический подход к исследуемому вопросу

Практическая часть (главы, в которых отражены личные наблюдения, исследования учеников)

Заключение

Список литературы

Приложения ( опросы респондентов, таблицы, диаграммы)

Помимо работы непосредственно в научном обществе выполнение исследовательских работ осуществляется и дистанционно. Это облегчает работу и педагогу, и самое главное, экономит время обеих участников научной деятельности: педагога и ученика. Суть работы заключается в общении учителя и ученика через электронную почту. Каждый ученик, желающий заниматься в научном обществе, заводит электронную почту. Затем, получив задание, разобрав его цели и задачи, школьник выполняет дома и отправляет научному руководителю на проверку. Идет корректировка работы, затем отработанный и выполненный материал вставляется в работу. Такая форма работы позволяет избежать перепечатывания материала, а работа системно дополняется.

Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребенка. Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Остановимся на некоторых из них.
Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если... Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др. Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, что общего между всеми самостоятельными частями речи и т.д. Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем.

В процессе  исследовательской деятельности  формируются такие качества, как  организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности,  дисциплинированность - без этого нет просто самого процесса научной работы. Школьник должен сознательно подчиняться определенным нормам поведения при работе над проектом, исследованием.  И, наконец, нужно приучить ученика к самоконтролю - ведь научная работа требует умения контролировать  свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Кроме того, необходимо выработать и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. При этом надо учесть, что мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе надо ещё взрастить из естественной любознательности и любопытства, присущих ряду учеников. Ведь у ученика потребности  в изучении более сложных понятий для работы над исследованием, проектом, причём детальном, ещё нет.

Если исследовательскую работу с учащимися проводить системно и на должном уровне, то она даст только положительные результаты. Она может способствовать:

развитию творческих способностей учащихся и выработки у них исследовательских навыков;

формированию аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

выявлению одарённых учащихся и обеспечению реализации их творческого потенциала;

развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

развитию способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

развитию умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

формированию чувства ответственности за порученное дело;

воспитанию уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

воспитанию целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

организации помощи в  выборе профессии.

Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.

















































Приложение 2. Циклограмма участия в НПК


Название конференции

Уровень

Организатор

Период

1

Коммуникативная культура школьников

Международный (всероссийский)

НФИ КемГУ, историко-филологический факультет (г. Новокузнецк)

Октябрь

2

Живи, Кузнецкая земля

Областной

ГАУДО

« Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (г. Кемерово)

Октябрь- ноябрь

3

Конференция для учащихся 9-11 классов

Региональный

НФИ КемГУ (г. Новокузнецк)

Февраль

4

Мы – будущее Кузбасса «Юниор»

Областной

Государственное образовательное учреждение «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» (г. Кемерово)


Март

5

Научно-исследовательская конференция учащихся


региональный

МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н. К. Крупской».

(г. Новокузнецк)


Март

6

НПК школьников Новокузнецкого района

Муниципальный

МБОУ ДПО "Информацион но -   методический центр  Новокузнецкого        района Кемеровской области"


Март

7

Диалог

Областной

КемГУ (г. Кемерово)

Март-апрель

8

Цвети, Кузбасская земля

областной

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

март

9

Эрудит

Областной

КемГУ (г. Кемерово)

апрель

10

Кузбасские истоки

областной

Департамент образования и науки Кемеровской области и ГБНОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат»

Апрель

11

Коммуникативная культура школьников

Международный

НФИ КемГУ, историко-филологический факультет (г. Новокузнецк)

апрель


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.