12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Быстрова Наталья Юрьевна16
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
2

Роль художественной литературы в патриотическом воспитании младших школьников

Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

t1652772009aa.gif

Одной из проблем современного российского общества является дефицит патриотизма, который проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. Последнее время наблюдается отчуждение, утраты интереса подрастающего поколения к русской культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за периоды горечи своей страны, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня.  «Патриотизм», как говорил Д.С. Лихачев, « - это воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение и отражается в Законе "Об образовании», "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», примерных образовательных программах и др.

Для учащихся с ОВЗ характерны ограниченность представлений об окружающем мире, нарушения эмоционально-волевой сферы. Именно поэтому знакомство с духовными истоками, культурными традициями русского народа, его историей является одним из сложных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Без систематического и целенаправленного воздействия формирование и развитие патриотических качеств у учащихся затруднено.

В процессе воспитания детей младшего школьного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории используются разнообразные педагогические средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература сопровождает ребенка в повседневной жизни, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах самостоятельной деятельности.

Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.  Именно художественные произведения позволяют пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального достоинства, способствуют воспитанию чувства патриотизма.

За долгие века своей героической истории нашим народом было создано множество художественных произведений, таких как: сказки, легенды, загадки, песни, пословицы и поговорки. Эти произведения впитали в себя мудрость и опыт поколений русского народа. Их изучение подчинено воспитанию уважения и гордости за свой народ, воспитанию высоких патриотических и гражданских чувств. Изучая фольклор предков, многими педагогами указывается, что в нем живет душа народа, что они объединяют многие поколения русских людей.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребенка, на воспитание уважения к труду, любви к природе, человеку. А.М. Горький в детях видел будущее страны и особое значение придавал проблеме детского чтения, детской литературе, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.

Современными педагогами так же глубоко изучен и обоснован образовательно-воспитательный потенциал художественной литературы.

Художественные произведения, рекомендуемые авторами различных примерных образовательных программ для работы с детьми младшего школьного возраста разнообразны по форме и стилю.

Необходимо вводить в круг детского чтения именно те книги, которые повествуют о родной земле, о стране, о людях, трудящихся на благо Отчизны. Замечательные детские писатели: А.П. Гайдар, В.А. Осеева, В.А Каверин, Ю.И. Коваль, Л.А. Кассиль, В.Ю. Драгунский, А.Л. Барто – не только своими рассказами, но и всей своей жизнью показывали пример служения Отчизне. Вероятно, по этой причине их повести и рассказы не утратили своей значимости и в наше время. Пройдя испытание временем (произведения Гайдара в течение нескольких лет были изъяты из школьной программы), они вновь возвращаются в учебники современной школы, потому что действительно интересны детям, учат любить Родину и воспитывают те качества, которые ценятся в человеке. Секрет этих книг в том, что в них говорится о самом главном, будто негромко и задушевно звучат в строках мысли и надежды самих авторов, с удовольствием раскрывающих ребяческие тайны. Они помогают научиться всем сердцем любить родную землю так, как любят ее сами. Через своих героев – озорных и серьёзных, отважных и робких – писатели показывают пример всеобщего патриотизма, отваги. Они учат добру, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций.

Былины - древний жанр устного народного творчества, позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания; героические сюжеты - восхищают детей и будоражат их воображение легендарностью героев, напевностью, яркой гиперболой.

Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысли неплоскими, шаблонными фразами и, а искать точные определения, подчеркивающие их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. Изучая природу родного края, педагоги обязательно обратятся к ярким произведениям В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, И. Акимушкина. А как же иначе? Книги этих авторов помогают увидеть удивительное в обыденном, дорожить каждой травинкой и заботиться о «братьях наших меньших».

Стихи и рассказы о великой отечественной войне, посвященные детям и подросткам, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек.

Работа с детьми посредством использования детской художественной литературы, как средства патриотического воспитания, проходит при создании педагогом условий и подборе конкретных методов, направленных на формирование патриотических представлении, а впоследствии - гражданской позиции детей с особыми возможностями здоровья.

Воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героев и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играют важную роль в формировании патриотических чувств, определяют отношения человека к людям и самому себе.

Разносторонние художественные образы пословиц, сказок, поговорок, стихотворений, рассказов, былин позволяют раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать у детей личностные идеалы, эмпатию, уважение; обогащать нравственный опыт отношений; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать проявление чувства гордости за свою страну.

Художественная литература – наиглавнейший инструмент в руках педагога, способный воспитать патриота.



Список литературы

Абрамова Н.А. О некоторых особенностях патриотического воспитания младших школьников в современных условиях / Н.А.Абрамова // Проблемы семейного воспитания в современных условиях: Сб. науч. трудов. – 2008. – №5. – С.35-37.

Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А.Алиева // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С.17-20

Воронова Г.А. Взаимосвязь литературного чтения, живописи и изобразительно искусства патриотического воспитания и развития младших школьников / Г.А.Воронова, Г.А.Рожина //Начальная школа. –1997.№12. – С.97-99.

Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе в школе / К.Д.Ушинский //Собрание сочинений в 6 т. Т.5. – М.: Просвещение,1985.–264 с. 5. Елистратова, Н.С. Патриотическое воспитание учащихся / Н.С. Елистратова // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 7-8. 6. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2015. –№ 7. – С. 29-33. 7. Клиншова, Н.А. О возможностях использования пословиц из сборника В.И. Даля на уроках чтения // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 23-26 8. Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015. – 176 с. 9. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа До и После. – 2012. – № 4. – С. 4-6.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.