Методические рекомендации «Игра в экологическом образовании младших школьников»

1
0
Материал опубликован 2 March 2020

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»»














ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(методические рекомендации)








Составитель:

педагог дополнительного образования

Кузнецова Зарема Хаджумаровна









г. Владикавказ, 2019 г.



Игра в экологическом образовании младших школьников




Игра ребенка – это жизненная лаборатория.

С. Шацкий.




Играют люди и животные. В отличие от животных, у человека в игре проявляются действия, не относящиеся к удовлетворению инстинктов. Игра не имеет специфической цели. Мы играем ради самой игры! Игра связана с проявлением сознания, игра – колыбель духа. В ней происходит координация сознания и физических действий. Все внимание играющих поглощено в меньшей мере – результатами и целями. Тут важна символическая победа. Игра оказывает огромное эмоциональное воздействие на ребенка. Она позволяет осмыслить мир, выработать правила поведения, а потом следовать им. Игра ребенка – это праздник. Ребенок играет с человеком, который ему интересен. Увлекается игрой, которая ему нравится. На игровой уровень общения дети выходят лишь с теми людьми, которых хотя бы немного знают, с которыми их связывает чувство симпатии, а общение не омрачено обидами и разочарованиями. Дети особо чувствительны к индивидуальным ролям участников игры. Ведь без слаженных действий участников игра становится невозможной. Дети приписывают партнеру чувство заинтересованности и доброжелательности. Сам игровой процесс вызывает у детей чувство восторга. Поэтому с такой болью они воспринимают нарушение правил игры. Поэтому так трудно переключить детей на другой вид деятельности. Детям может быть интересна любая игра, любые объекты: и природа, и техника, и произведения искусства. Необязательно сразу понравиться участникам игры, важно заинтриговать, увлечь, следить за «ролевым веером» каждого участника, чутко улавливать их реакции, не испортить игру поспешностью или излишним напором. Участвуйте в игре вместе с детьми. Каждому участнику подберите свою игровую роль. Заинтересуйте и удивите детей. Будьте доброжелательны. Начинайте игру только тогда, когда вас ничего не отвлекает, и у вас достаточно времени для ее окончания.

В игре взрослый – организатор и сценарист, и режиссер, к исполнитель, и критик. Владение игровым уровнем контакта требует духовной утонченности. В игре раскрывается все лучшее, что есть в человеке. Партнер вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или тот, кому необходима ваша помощь в интересах общего дела. Это сразу создает особый род близости, знакомый каждому, кто имел случай оценить радость совместной работы. В процессе игры постепенно рождается интерес не только к игровой роли, но и умственной и деловой активности партнера, его включенности в общую задачу. Все меньше и меньше участники игры думают, как они выглядят и какие индивидуальные роли раскрывают перед партнером, все больше их интересует содержательная сторона игровой деятельности и результат. Особенности каждой личности как бы отодвигаются на второй план, но в то же время соприкасаются и. при всем имеющемся несходстве объединяются: общим делом, общей заботой, дружным поиском истины. Происходит это сближение без специальных усилий партнеров и даже в обход их сознания. Из общения люди выносят чувства взаимной привязанности, доверия, теплоты, а также определенные "плоды" совместной деятельности.

Педагог оказывает на учащихся прямое действие в виде требования, совета, напоминания и т.д. Но не всегда такое воздействие оказывается эффективным. В игре ребенок не ощущает себя объектом воздействия. Дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и решают их. В игре воспитание переходит в самовоспитание. Непрямое воздействие взрослого на ребенка не сразу достигает результата, но оно более эффективно.

В играх формируется не только характер ребенка, но и его поведенческий стереотип – уверенность в себе, непринужденность в общении, умение сдерживать свои чувства, вежливость и предупредительность, то есть все то, что составляет основу хороших манер и хорошего воспитания.

Ролевой игрой дети овладевают к третьему году жизни. Для развития ребенка необходимы разнообразные впечатления от окружающей действительности, в игре возникают определенные эмоциональные отношения.

Одна и.та же игра может выступать в разных функциях» Обучающая функция заключается в развитии обще учебных умений и навыков. Развлекательная функция проявляется в сознании благоприятной атмосферы для общения со сверстниками и взрослыми. Игра объединяет учащихся, формирует коллектив, способствует установлению эмоциональных контактов, в этом состоит коммуникативная функция игры. Игра служит снятию эмоционального напряжения, возникшего в общении, в других видах деятельности в этом выражается релаксационная функция. Игра несет психотерапевтическую функцию – ребенок приобретает навыки подготовки своего физического состояния для более эффективной деятельности, перестраивается психика детей для усвоения больших объемов информации.

Что необходимо учитывать во время подготовки и проведения игры? Планируя игру (подготовительный этап), подумайте, соответствует ли игра возрасту учащихся, количеству участников, их подготовленности, целям и задачам обучения, располагаете ли вы временем и помещением (если необходимо) для ее проведения. Рассмотрите все возможные варианты проведения, выберите самый оптимальный. Учитывайте и свою подготовленность, начинайте играть в самые «простые» игры, постепенно переходя к более "сложным". Разработайте игровое действие, опишите сюжет и роли участников. Для каждого ребенка подберите роль, которая наиболее соответствует его характеру, способностям, физическим данным, Многие игры требуют специального реквизита, костюмов., Подготовьте их.

Привлекайте детей к планированию игры, подготовке необходимого реквизита, разработке сюжета. Участвуйте в игре вместе с детьми.

Игра – это радость, усилие мысли, ответственность за себя, играющих и результат.

Планируя игру, помните, что она должна:

содействовать сплочению коллектива;

иметь познавательное значение;

активизировать общественную деятельность;

обеспечивать мыслительную активность участников;

создавать условия для детского творчества;

иметь «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Среди дидактических игр можно выделить тренировочные игры. Целевым назначением этих игр является приобретение и закрепление знаний. Для этой цели используются следующие виды игр: домино, лото, кроссворды, ребусы, настольные игры, рассказы-задачи.

Игра в домино, лото позволяет научить ребенка распознавать предметы по определенным признакам, устанавливать логические связи. Лото и домино можно изготовить с детьми, используя рисунки, картинки, фотографии. Они позволяют знакомить детей с миром растений, животных, грибов, геологическими и географическими объектами, явлениями природы, сезонами.

Познавательно-контрольные игры стимулируют учащихся к активному овладению знаниями. Дают возможность детям проявить себя, показать свои достижения в изучении предметов и явлений природы в обстановке соревновательности. Игры воспитывают активное речевое общение, умение доказывать правильность своей точки зрения. К ним можно отнести следующие виды: викторина, турнир, конкурс.

Игры по дороге и на привале...

Первая ступенька в понимании процессов и явлений, происходящих в природе, – это формирование и развитие наблюдательности у ребенка. Многие городские жители очень редко бывают на природе. Когда мы отправляемся в лес, на озеро с детьми, то у них, как говорится, глаза разбегаются, Восторг и радость от общения с природой настолько возбуждают нервную систему ребенка, что он становится не способным на чем-либо сосредоточиться. Он рвет цветы не потому, что он плохой, а потому, что они ему нравятся. Необходимо ребенка чем-то увлечь, заинтересовать, побудить его увидеть то, что он сам не может увидеть, объяснить закономерности природных процессов и явлений. Задавайте побольше вопросов: почему, зачем, как это объяснить. Активизируйте имеющиеся знания ребенка и на их основе формируйте новые. Учите ребенка рассуждать, сравнивать, объяснять, делать выводы. Ребенок неохотно слушает длинные повествования о животных и растениях, зато с удовольствием отвечает на вопросы. Он чувствует себя значимым, понимает, что может многое увидеть и объяснить, провести маленькое научное исследование. Будьте терпеливыми, не жалейте времени для общения с детьми и природой, и скоро ваш ребенок станет любознательным и наблюдательным. В данном разделе книги приводятся примеры наблюдений за природными объектами, которые помогут вам сориентироваться в работе с детьми.

Наблюдателю для достижения успехов необходимо быть внимательным, терпеливым, бережным, задавать вопросы и искать ответы на них. Любое ваше путешествие в лес может стать познавательным для детей, поможет им ощутить чудо от общения с природой, если вы будете придумывать различные игры; задания и обсуждать их с детьми. Чтобы путешествие не было утомительным, а стало увлекательным, дайте детям задание:

В начале пути разделите детей на группы, каждой группе дайте задание. Среди всех объектов живой и неживой природы найдите как можно больше предметов белого цвета, зеленого, коричневого, черного, синего, красного. Можете дать по кусочку цветной бумаги. Обсудите наблюдения на привале.

Запомните все породы деревьев (одна группа), кустарников (вторая группа), травянистых растений (третья группа). Какие из них цветут и плодоносят?

«Кто лучше слышит?» Какие звуки вы услышали по дороге? Дети могут назвать скрип дерева, хруст веточек под ногами, шелест листвы, пение птицы или хлопанье ее крыльев... Кто больше?

На привале лягте с детьми на траву, закройте глаза. Ощутите теплоту земли, мягкость травы, послушайте лесные шорохи, потрогайте руками траву. Почувствуйте, как матушка-земля вливает в ваше тело силы.

Если вы хотите очистить стоянку в лесу, то дайте детям задание: найти то, что не принадлежит природе.

Возьмите кору какого-нибудь дерева. Прикоснитесь к ней кончиками пальцев, локтем, щекой. Сравните свои ощущения, Внимательно рассмотрите и потрогайте кору различных деревьев. Затем закройте глаза и постарайтесь определить - какого дерева каждый кусок коры.

Отдыхая на привале, обратите внимание на форму облаков. Может быть, вы угадаете в них очертания животных или сказочных героев?

Вы можете нарисовать картину, используя растительные пигменты. Коричневый цвет дают мхи, зеленый различных оттенков – травянистые растения, красный – плоды рябины., Экспериментируйте! Сами подбирайте пигменты разных цветов, используя листья, плоды растений и даже корни.

Соберите осенние листья одного вида растения, например рябины. Внимательно рассмотрите их. Составьте цветовой ряд. Назовите «все оттенки красного цвета». От чего может зависеть цвет предмета – от освещения, влажности или сухости еще от чего?

Посмотрите кругом. Выберите какое-нибудь дерево, кустарник, травянистое растение. Пусть вам задают вопросы, по которым можно определить загаданный вид. Например: Это дерево? У него иголки или листья? Кора белая? Ствол самоочищается? и т.д. Также вы можете загадать какое-нибудь насекомое.

Попробуйте составить загадку сами. Помните, что вначале надо называть главные признаки объекта, а затем все менее существенные.

«Придумайте имя». Названия растений и животных, принятые в науке, не всегда совпадают с народными, в которых раскрыто что-то необычное, существенное и отличительное. Например, пижму обыкновенную называют: полевая рябина, глистник, девятисильник, горбинка, девятибраг, горлянка, девятильник, дикая рябина. Попробуйте придумать свои имена.

Осенью соберите листья, иголки, плоды деревьев и кустарников. Раздайте детям. Пусть они найдут и определят, с какого растения они собраны.

«Роса на траве». Посмотрите, как сверкают капельки росы на солнце, как они переливаются? Соберите и выпейте росу. Вкусно?

Тихо полежите на траве, прислушайтесь. Выберите два дерева на опушке леса. Попробуйте представить, о чем могут «говорить» деревья. Сочините разговор между деревьями.

Детям дайте задание найти в лесу предметы, которые могут сочетать два разных признака. Например, яркий желтый, пушистый зеленый, прозрачный голубой. Три признака: гладкий, черный, тихий; светлый, легкий, блестящий.


Игры с глобусом и картой.

Глобус – модель Земли.

Игра проводится в форме беседы. Для проведения игры используйте следующие данные:

средний радиус Земли – 63700 км.;

площадь поверхности Земли – 510 млн. км2.;

объем планеты – 100 млрд. км3;

масса Земли – 59760 трлн. тонн;

расстояние от Земли до Солнца от 147 до 152 млн. км.;

свет Солнца достигает поверхность Земли за 8 мин.;

звездный год – 365,26 суток;

Земля движется по своей орбите со скоростью 107200 км/ч.;

земная ось наклонена под углом 23,5 градуса.

Космонавты, побывавшие в космосе, видели нашу Землю, она похожа на шар. (Берем шар.) Сейчас мы с вами сделаем самодельный глобус, который будет изображать Землю именно такой, какой ее видят из космоса. Землю называют голубой планетой, потому что большая часть Земли покрыта водой. (Покрасьте шар голубой краской). На Земле есть участки суши, которые называются материками. (Наклейте на шар заготовленные контуры материков, назовите их). На Земле обозначили два полюса – Южный и Северный, их обозначим небольшими конусами красного цвета. Полюса – самые холодные места на планете и покрыты льдами. Северный полюс расположен в Северном Ледовитом океане, Южный плюс – на материке, который называется Антарктидой. На одинаковом расстоянии от них провели линию, называемую экватором. Она похожа на обруч. (Показываем на модели). На экваторе всегда тепло. А где же живем мы? Определите на глобусе и карте. Назовите материк, страну, столицу, населенный пункт, определите его географические координаты. Обозначьте его на карте.

На следующем занятии, используя «настоящий» глобус, рассмотрите следующие вопросы:

расскажите о Северном и Южном полушарии;

о линиях на карте и глобусе – параллелях и меридианах;

об океанах: Тихом – океане пяти континентов, Индийском – океане Южного полушария, Атлантическом – голубой ленте на глобусе, Северном Ледовитом – океане льда;

о наклоне Земли, вращении вокруг Солнца и смене времен года;

о вращении Земли вокруг Солнца – о смене дня и ночи.

«Планета больна». На этом занятии обозначьте на глобусе «болевые» точки Земли, расскажите о глобальных проблемах планеты. Придумайте вместе с детьми условные обозначения.


Год растения. Год животного.

У экватора жарко и влажно в течение всего года, всегда лето. В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один – влажный и дождливый, другой – сухой. Чем дальше от зоны тропиков, тем больше различается погода в разное время года, различают сезоны или времена года. Растения и животные прекрасно приспособились к ним. Нарисуйте картины, которые показывают климатические условия в разное время года.

Год растения. Как выглядят в разное время года ель, береза, ландыш? Хвойные растения имеют маленькие, узкие, покрытые восковым налетом, листочки-иголки, которые могут выдержать низкие температуры. Они всегда зеленые. Но если уж очень холодно, то они тоже сбрасывают хвою на зиму – лиственница. В Сибири есть лиственничная тайга. Растения с листьями теряют их на зиму. Летом они зеленые, осенью происходит листопад, зимой маленькие листочки надежно спрятаны в почках, весной начинается сокодвижение, почечные чешуи лопаются и начинается рост листьев. У травянистых растений тоже есть период покоя. Многолетние растения накапливают за лето питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей, а наземная часть отмирает. Весной из почек вырастаем молодое растение. Растения оставляют семена, которые прорастают весной. Нарисуйте, как выглядят растения в разное время года, и разложите картины под рисунками времен года.

Год животного. Некоторые животные замирают (анабиоз) на зиму, заготавливают на зиму жир (спячка), запасы, улетают или передвигаются в другие зоны (миграции) в поисках пищи, те, которые могут найти пропитание зимой, остаются. Подберите примеры. Нарисуйте «год животного».


Карты.

Географические карты – источник знаний, по ним можно определить, где находится на земной поверхности тот или иной географический объект, из карт можно получить основные сведения о природе, населении и его хозяйственной деятельности. Карты позволяют объяснить причины различных природных явлений и образования природных комплексов.

Проведите по картам изучение местности, в которой вы живете.

На физической карте: рельеф местности, направление течения рек, их протяженность, нахождение горных вершин, их высоту ...

По почвенной карте и карте растительности объясните размещение различных типов растительных сообществ

Также используйте карты: административные, геологические, тектонические, климатические, фенологические, зоологические и т.д.

На комплексной карте определите, где находятся ближайшие от вашего населенного пункта заповедники и национальные парки, определите, в какой климатической зоне они расположены, климатические условия и рельеф этих территорий. Узнайте, когда и для каких целей они созданы» Совершите путешествие в заповедник или национальный парк.


Все цвета.

Найдите на карте океаны и моря, материки. Обратите внимание на цвет и его оттенки. Каждый цвет - загадка? Пусть дети объяснят краски на карте.

Синяя – моря, океаны, реки, озера. Назовите некоторые из них. Желто-зеленые – равнины. Желто-коричневые – горные системы. Цвета по выбору... Это уже на другой – политической карте, страны.


Какая река самая любимая?

Конечно же, та, рядом с которой мы живем. Проведите исследования, как возник город, поселок, в котором вы живете. Как рождение города связано с рекой, на которой он стоит? Разгадайте название реки. Какие легенды связаны с названием и историей реки? Как люди использовали реку в момент рождения города и сейчас? Изменила ли она свой облик? Есть ли у реки своя тайна? Каково ее будущее? Здорова или больна река? Как ей помочь?


Жизнь в воде.

Для игры заготовьте большой лист голубого цвета с разной интенсивностью окраски, рисунки организмов и стрелки.

Большая часть Земли покрыта морями и океанами. Существует пять великих океанов и множество морей. Вода в них не такая, какую мы пьем. Она, скорее, похожа на соленый суп, в котором живут разные растения и животные. Расскажите, как меняется температура в морях и океанах от экватора к полюсам, в зависимости от глубины, течений, а также соленость воды.

В теплых и светлых зонах океана, там, где много минеральных солей, живут морские растения. Это водоросли: очень маленькие, невидимые - одноклеточные, побольше – нитчатые и совсем большие, которые образуют целые подводные леса. Какого они цвета? По мере называния организмов прикрепляйте рисунки на схему.

У поверхности воды живут не только растения, но и мелкие животные. Их называют планктоном. А кто питается планктоном? Киты, другие китообразные. Многие рыбы кормятся у поверхности океана, например акулы. Они питаются другими рыбами. В нижних слоях океана темно и холодно. Морские животные, такие как рыбы и кальмары, могут жить в средних слоях океана. Другие животные, например черви, крабы поедают опустившиеся на дно океана растения и животных.

На больших глубинах океана холодно и темно. Растения там жить не могут, а потому животные едят друг друга. Рыбы, обитающие на больших глубинах, маленькие, до 30 см в длину. Некоторые из них имеют светящиеся органы или участки, например: рыба-змея, рыба-топор. На игровое поле вы поместили рисунки названных организмов и соединили их стрелками. У вас получилась пищевая паутина.

Побеседуйте, как влияет истребление морских животных и загрязнение океана на жизнь моря. Загрязнение океана убивает планктон, проследите, как это скажется на численности других животных, по стрелкам. Так же можно исследовать влияние вылова рыбы. Придумайте другие примеры.

Р реках, озерах, ручьях вода пресная. В пресной воде, около нее живут другие растения и животные. Исключение составляют проходные и полу проходные рыбы.

Проведите игру, аналогичную приведенной выше, покажите мир водоемов, пищевые связи между его обитателями. Для игры заготовьте рисунки ивы, стрелолистника, водорослей (одноклеточных и многоклеточных). Животных: амебы, личинки стрекозы, лягушки, водомерки, зимородка, водяной мыши, щуки, карася.


Вода изменяет облик Земли

Дожди, перепады температуры (суточные, годовые) вызывают выветривание горных пород. Выветривание, или эрозия, изменяет облик земной поверхности: образуются овраги, пещеры, разрушаются горы, расширяются поймы рек и т.д. Переход воды из жидкого состояния в твердое сопровождается увеличением объема, что вызывает механическую эрозию. Дождевые и почвенные воды являются слабыми кислотами, вызывают химическую эрозию, которая с каждым годом все усиливается в связи с «кислотными дождями». В городах химическая эрозия разрушает металлические предметы, губит памятники культуры.

Понаблюдайте в природе за последствиями эрозии. Расскажите детям о причинах появления «кислотных дождей» и их последствиях.


Где основать город?

Для игры приготовьте вымышленную карту, на которой изобразите реку, озеро, лес, болото и т.д.

Основывая поселения, люди думали о том, как они будут добывать пищу, где будут брать питьевую воду, обеспечивать себя теплом, как будут строить жилища, защищаться от нападения врагов. Размещая поселения, учтите эти факторы.

В плодородной пойме реки люди будут выращивать сельскохозяйственные культуры, охотиться в лесу, ловить рыбу в озере, на равнинных участках будут пасти скот. Лес будет давать строительные материалы, дрова. Склон холма защитит от врагов и наводнений. А сама река будет являться источником питьевой воды, транспортной артерией, связывающей с другими поселениями.


Жизнь среди людей

Растения и животные всегда жили рядом с человеком, и не только домашние. А когда все больше и больше площадей на планете занимают поселения людей, все меньше становится природных и естественных мест обитания организмов. Некоторые растения и животные научились приспосабливаться к жизни в городах и поселках, несмотря на людей и загрязнение, отсутствие больших открытых пространств.

Растения находят маленькие пространства, похожие на места их естественного обитания. Мхи произрастают на стенках, а лишайники на камнях, березы на крышах зданий. Одуванчик, крапива, пырей растут вдоль дорог. Многие растения растут на свалках и помойках.

Многие птицы живут и гнездятся на высоких, зданиях и деревьях: голуби, ласточки, воробьи, вороны. Летучие мыши скрываются на чердаках. Чайки находят пишу на помойках» Крысы и мыши живут в подвалах, под полом. Мебельные жуки разрушают дерево. На кухне живут тараканы, муравьи, за печами сверчки...

Обсудите с детьми условия жизни животных. Вред или пользу они приносят человеку? Как с некоторыми из них бороться, как помогать другим?


Игры с загадками

Эти игры отличаются рядом особенностей: они носят определенную тематическую направленность («Цветочный хоровод», «Цветочное лото», «Кто я?» и т.д.), сопровождаются натуралистическими (гербарии, экземпляры объектов природы, во время экскурсий – живые растения и животные) и изобразительными (картинки, слайды, книги) наглядными пособиями.

«Цветочный хоровод» Проводится на лесной полянке, на лугу или в помещении. Дети выбирают себе роль. Какими растениями они хотят быть? Подбирают костюмы. Собирают загадки, стихи о своем растении. Одни участники рассказывают о своей роли языком загадок, стихов, другие дети отгадывают. Игра идет по кругу,


«Цветочное лото»

Детей делят на группы по 4-5 человек. Ведущий раздает детям наборы открыток или картинок и готовит загадки о каждом растении. Взрослый читает загадку, а дети находят в наборе соответствующую карточку. Последовательно отгадывают названия всех растений. Побеседуйте, по каким признакам дети узнали растение. Предложите детям разные задания:

выбрать растения, которые человек выращивает как комнатные, в саду, которые растут в лесу;

разделить растения на группы: с желтыми, красными, синими цветками;

выбрать растения, которые растут у воды, в лесу, на лугу;

разделить растения на группы: деревья, кустарники, травянистые растения.


«Экологическое лото»

Игра проводится аналогично игре «Цветочное лото».

Задания:

разделить животных на домашних, сельскохозяйственных, диких;

найти среди животных тех, которые ползают, бегают, летают, плавают;

определить, какие животные живут в воде, в почве, в воздухе, на земле;

выбрать травоядных животных и хищников.


«Птичье лото»

Проводится аналогично описанным выше играм.

Задания: найдите домашних птиц и диких, перелетных и зимующих, растительноядных и насекомоядных, живущих у воды, в лесу, в городе...


«Распознай дерево»

Игра может проводиться как на природе, так и в помещении. Учитель подбирает картинки с изображением разных видов растений и кустарников, листьев или иголок, плодов и семян. Организатор загадывает загадки, а дети находят отгадку: в лесу подходят к соответствующему дереву, если игра проводится в помещении – находят картинку. Далее предлагается выбрать, какой лист, плоды и семена относятся к данному растению. Так как все растения не могут одновременно находиться в одной стадии вегетации (плодоношения, например), то кроме природного материала подбираются картинки.


«Кто куда спрятался?» или «Животные готовятся к зиме»

Учитель беседует с детьми о приготовлении животных к зиме. Затем загадывает загадки о животных, малыши находят картинки с изображением этих животных. На картинку с изображением леса дети накладывают картинки в соответствии с местом зимовки животных. Можно усложнить задание: включить перелетных птиц, лягушку, которая прячется на дне водоема и т.п.


«Кто с кем дружит?»

Ведущий подбирает пары картинок, которые отображают взаимоотношения между организмами. Например: клевер опыляется шмелями, подберезовики растут под березами, бабочки опыляют гвоздику, клест питается семенами ели. Дети отгадывают названия растений и животных, раскладывают их парами. Во время игры обсудите взаимоотношения между организмами в природе.


«Расскажите про этот гриб»

Определите с детьми названия грибов, отгадывая загадки. Побеседуйте о каждом грибе. Выберите среди грибов съедобные, ядовитые, паразиты, микроскопические. Особенно интересна для детей будет информация о грибах-паразитах, например о трутовике. Объясните, что эти грибы не только губят дерево, но и, разрушая древесину, способствуют круговороту веществ. Если вы находитесь в лесу, то покажите трутовик еще на живом дереве, а потом трухлявое дерево, пенек. Объясните, что его разрушили паразитические грибы. Удивит детей изображение дрожжей. Расскажите, чем питаются эти грибы, как они помогают людям делать хлеб.

«Чей это дом?»

Дети отгадывают загадки о животных. А затем составляют парами картинки с изображением животных и изображением их жилищ. Например: хатка бобра, гнездо птицы, дупло, в котором живет дятел, жук и кора дерева и т.д.


Народные праздники, игры, обряды

Становление культуры любого народа связано с сезонными особенностями земледельческих работ, а также животноводства, рыболовства и охотничьего промысла. Деление календарного года на сезоны означает последовательную смену хозяйственных работ: пахот и сева, ухода за культурами и сбора урожая, подготовки к новому сельскохозяйственному циклу. В животноводстве: весенний выгон скота на летние пастбища, сенокос и возвращение скота с пастбищ. На основе этого опыта зародились обычаи, поверья, обряды, праздники, игры.

Люди прибегали к гаданиям и колдовству. Магические обряды имели цель: подействовать на плодородие земли повысить урожай, увеличить приплод скота. Также люди пытались укрепить свое здоровье, избавиться от болезней. Плодородие земли связывалось не только с плодовитостью животных, но и человека. Человек старался позаимствовать от природы ее плодородную силу – отсюда обряды, совершавшиеся девушками и бездетными замужними женщинами: катание по росе, прыганье через костры, хлестание освященными прутьями и др. Такие обряды были связаны с определенными днями – праздниками, Традиции некоторых праздников сохранились до наших дней.

Праздник – это не только время совершения магических обрядов и гаданий. Праздник – это прежде всего отдых от работы и время развлечений. Праздники были приурочены к тем дням или неделям года, когда был, хотя бы небольшой, перерыв в работах, или когда еще оставался запас провизии. Праздничные танцы, песни, игры были одной из форм знакомства парней и девушек. Игра порой заканчивалась формальным сватовством.

Вероятно, календарные обычаи, обряды и поверья возникли в глубокой древности, тогда, когда человечество переходило от охотничьего к примитивному земледельческому и скотоводческому хозяйству, в эпоху неолита: в одних странах в 5-4 тысячелетиях до нашей эры, а в других позже – в 3-2 тысячелетиях до нашей эры. В то же отдаленное время начали складываться образы божеств и демонов плодородия, религиозные обряды, исполнявшиеся в их честь. Женские божества олицетворяли земли и ее плодоносящие силы: Исида, Иштар, Астарта, Кибела, Венера. Деметра и др. Мужские божества – олицетворение самого земледельческого процесса, посева и прорастания зерна – Осирис, Адонис, Дионис и др. Слагались о них мифы, которые инсценировались в обрядах. Со времени распространения христианства среди народов Европы (IV-XI вв.) языческие праздники приспособили к христианскому культу и вероучению. Зимние обряды совпали с Рождеством Христовым, Крещением Христовым, весенние – с Пасхой Христовой. Некоторые праздники остались чисто народными, не связанными с религией: Масленица, Иван Купала. Магические поверья со временем превратились в развлечения, забавы. Например, обычай ряженая. Древнейшие корни обрядового употребления масок, вероятно, были связаны с практикой отличной маскировки. А теперь этот праздник – маскарад.

В России каждый народный праздник символичен, имеет определенный ритуал, сопровождается гуляньем и песнями. В праздниках заключена мудрость народа, накопленный веками опыт. Праздники и обряды помогают познать жизнь русского народа, изучить культуру, нравственные законы жизни.

Народными называют игры фольклорного происхождения. Игры родились в глубинах жизни. Самые яркие, вероятно, древние народные игры начинались с ряженых, колядующих, охотничьих плясок, хороводов, разных ритуалов, построенных на подражании животным и растениям. Коллективное творчество народа выразилось в народных играх. Народная песня не поется, сказка не рассказывается, а играется. Для детей сочиняли потешки, дразнилки, скороговорки, читалки, загадки. Игры знакомят с жизнью: трудом и отдыхом, праздниками и буднями, утехами и соревнованиями. В народных играх все поделено на добро и зло, причем побеждает всегда добро. Календарные игры связаны с праздниками: святочные, крещенские, масленичные, пасхальные, петровские, жнивные и другие. Семейно-бытовые игры не связаны с праздниками, но все же приурочены к определенному времени года. Например, свадьбы играли после уборки урожая или зимою, в мясоед. Игры бывают уличными и домашними. У жителей разных местностей игры различаются по срокам, содержанию, сюжетам.

Расскажите детям о народных праздниках и обрядах, познакомьте с замечательными днями, поиграйте в народные игры.


Крещенские игры со снегом

Игры со снегом проводились в Рождество, в Крещение, на Масленицу. Под Крещение, 5 января по ст. стилю, устраивались семейные игры. Хозяин с хозяйкой садились в сани, а дети, другие родственники, соседи шли следом к стогу сена» Участники игры должны были сорвать со стога самый большой кусок снега и донести его до дома. Во дворе снег принимала бабушка, складывала его в специальную посуду, а победителя награждала чем-нибудь сладким. Считали, что только этот снег мог выбелить добела холстину.

Парни и девушки играли еще в одну игру. Нужно было выпилить из снега как можно больший куб и опустить его, не сломав, в колодец. Куб можно было нести в руках, вести на санях, главное – донести до колодца, чтобы не разрушить. Участника игры охраняли товарищи, а соперники старались разрушить куб. Как возникла эта игра? Считали: если принести снег с поля в крещенский вечер и опустить его в колодец, то хозяйство весь год будет обеспечено водой, каким бы засушливым не было лето.


Масленица

Последняя неделя перед Великим постом называется сырною, В это время питаются рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Также она называется Масленицей. Масленицу праздновали в Древней Греции и Риме. Славяне-язычники справляли весенний праздник – встречу весны или проводы зимы, праздник Солнца. На огромных санях в деревнях водили огромный столб с колесом (символ Солнца) и наряженного мужика с вином и калачами. За ним ехали на санях наряженные люди. Ходили по деревням с бубнами, балалайками и рожками, «коляду» пели.

Со временем принятия Христианства на Руси праздновали масляную неделю. Каждый день Масленицы носит особое название: понедельник называется «встречей», вторник – «заигрышами», среда – «лакомками», «разгулом», «переломом», четверг – «широким», пятница – «тещиными вечерками», суббота – «Головкиными посиделками», «проводами», воскресенье – «прощеным днем». Фольклорное название Масленицы очень поэтично: «честная, широкая боярыня».

С понедельника начинали печь блины. Накануне вечером, в понедельник, когда появятся звезды, старшие в семье женщины выходят на реку или к колодцу, потихоньку от всех призывают месяц выглянуть в окно и подуть на опару, приготавливают ее из снега и причитают: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару». Первый блин отдавали нищим или (в других местностях) клали на слуховое окошко – считали, что души родственников невидимо съедали его. Блины пекли из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковороды. Мелкие блины пекли на молоке и яйцах только из пшеничной муки, называли оладьями. К ним подавали икру, сметану, яйца.

В Масленицу катались на ледяных горках, качелях, санях, связанных вместе. Строили ледяные крепости с воротами, наряжались, возили на санях соломенное чучело.


Юла

В дни Масленицы играли в юлу, называли ее рыбкой. Юлу делали из палки длиной 50-80 см заостряли палку с обоих концов. Палку опускали в воду, выдерживали на морозе, чтобы она покрылась льдом. Находили ровный участок со снегом. Игроки подходили к рубежу со своими юлами. По очереди бросали палки как можно дальше. Ледяная палка катилась, переворачивалась, крутилась, оставляла после себя причудливые следы, отсюда название «юла». Победитель определялся по дальности полета палки.


Льдинки

В центральных районах России, на Урале, в Сибири на масленичной не деде играли в льдинки.

На льду чертили или вырубали топором круг диаметром 2-2,5 м. В центре круга делали ямку и складывали в нее льдинки величиной с кулак, По жребию выбирали водящего – сторожа. Он ходил внутри круга и сторожил льдинки, старался ударить рукавицей тех, кто пытался войти в круг. Играющие старались выбить льдинки из ямки, а потом из круга. Играющих было несколько, а сторож один, Как трудно было сторожить! Тот, кого ударяли рукавицей, сам становился сторожем. Играют до тех пор, пока все льдинки не окажутся за пределами круга. Если все льдинки оказывались за пределами круга, а сторожу не удавалось никого «засалить», то игра начиналась сначала.


Освобождение птиц

25 марта в праздник Благовещения весь люд наряжался в самые красивые одежды. Кто держал зимой птиц, спасая их от холода и голода, выходили на улицу, поднимались на крышу амбара или дома и отпускали пернатых на волю. Мальчишки выпускали чижей, зябликов, дроздов на волю, соревновались по числу выпущенных птиц, по высоте их полета. В этот же день развешивали скворечники. Устраивали обмен: два маленьких на один большой, два обыкновенных на один резной... В некоторых городах был обычай покупать птиц на базаре и выпускать их. У кого птица полетит быстрее, тот весь год будет счастливым. Еще больше радовались, когда птица кружила над головой отпустившего ее человека.


Вербная неделя

Вербная неделя отождествляется с началом весны. Верба, которая зацветает ранней весной до распускания листьев, как бы заявляет, что скоро природа наградит людей и всех живых существ новыми благами. Устраивали детские базары, где торговали детскими игрушками, веточками вербы, цветами, сластями. Дети встретили весну и радуются жизни, а по игрушке изучают свое будущее. В Лазареву субботу ели икру, постные блины и разное кухонное печенье.

Перед праздником наводили порядок в жилище» на полях, сжигали мусор, парились в бане, стегали вербой и говорили: «Здоровье – в хату, хворь – в лес»! В Вербное Воскресенье ходили в церковь с ветками вербы, освящали их. Ветки вербы ставили у Святой Иконы и берегли круглый год, Освященная верба в России - то же, что пальмовая ветвь Палестины.


Вербохвост

Выбирали голящего, давали ему в руки ветку вербы. Голящий по поляне гонялся за игроками и хлестал их веткой вербы. Каждому участнику хотелось, чтобы его догнали, ведь верба даровала счастье, но удары веток были болезненны, поэтому не так-то хочется, чтобы тебя догнали. Говорили: «Вербы хлест – бей до слез! Бьем, чтобы был здоровым!». Игра проводилась в Вербное Воскресенье, в день, когда оживала природа после зимнего покоя, когда воскресали не только соки земные, но и души предков. Считали, что верба обладает магической силой, дарует благополучие, здоровье. После игры всех одаривали ветками вербы.


Красная горка

«Красной горкой» зовут канун весеннего Егория, 22 апреля. Обряд встречи восхода солнца или «красной весны» происходит на горе, освещаемой красным солнышком и покрытой зеленым ковром.

Молодежь выходит на зеленый луг, заводит хоровод.

Выбирают самую красивую девушку, которая служит символом весны, украшают ее с головы до пят зеленью, на голову надевают венок из живых цветов, сажают на дерновую скамью, вокруг нее ставят различные явства: кувшин с молоком, масло, сыр и прочее, у ног кладут несколько венков. Начинают водить хоровод, а девушка-весна – «Ляля» – бросает в подруг венки, которые хранят до весны. «Ляля» раздает девушкам яства, которые являются символом ожидаемого плодородия.


Обряд на Троицу «Завивание березки»

На Троицу рано утром украшали дома березкою и цветами, пекли каравай. Готовили из березы венки для всех: молодых и старых. В полдень начиналась игра. Одна из пожилых женщин – бабка-позы-валка – созывала девушек на гульбище. Самая певучая и веселая девушка-хороводница с караваем в руках выходила на улицу и запевала зазывную песню. На улицу выходили девушки с нянюшками и матушками, а за ними весь люд. Все отправлялись в лес. Кумы скакали около дороги на помелах. Мужчины играли на гармонях. На поляне, выбранной для игрища, расстилали скатерть, на нее ставили каравай, украшенный березовыми венками. Все располагались вокруг каравая. Начинался обмен венками. Через братьев и сестер парни передавали свои венки суженым. Затем вставали в несколько хороводов. Составляли хороводы из родственников, а потом один большой – общий. Гулянье продолжалось народными играми. После игр все шли к реке, где венки бросали в воду. Если завертится на одном месте - к свадьбе, потонет – к несчастью или даже смерти, остановится на одном месте – год не быть замужем. Часть венков оставляли на березах. Венки смотрели через 10-12 дней. Если венок расплетался, то гадание не сбудется, если не расплелся – все будет хорошо. А каравай оставляли на сухари. Сухари раздавали на свадьбе, чтобы родились крепкие детки.


«Ночь на Ивана Купала»

В день летнего солнцестояния солнце поворачивает с лета на зиму, год делится на две половины. 24 июня – день Рождества Иоанна Предтечи. В этот день празднуется Иванов день, а канун его называется «Агрофеной – купальницей». Солнце по народному поверью выезжает в этот день из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом, оно рассыпает по небу огненные звезды и едет к своему супругу – месяцу.

«Купало» – существо сердитое, горячее, кипучее гневом, служит эпитетом Солнца. «Купало» созвучно слову «купать» – погружать в воду, поэтому в народном календаре называется день «Ивана Купалы».

Летний поворот солнца встречали разжиганием костров, омовением в реках. Трением добывали огонь для разжигания костров, символизирующих знойное июньское солнце. Гадают, стараясь предугадать события судьбы. Парни и девушки шли к воде, разжигали костры, прыгали парами через них, думая, что этот ритуал избавит от болезней, горя и худого глаза. Предсказывали худое и доброе, раннее или позднее супружество. По поверью у тех, кто выше прыгнет через костер, у того и хлеб уродится лучше, В некоторых местах делают куклу и плетут венки, которые после купания бросают в воду. В Белоруссии в селениях выбирали самую красивую девушку, раздевали донога, опутывали ее венками и цветами. Девушки вставали около нее в хоровод, и «Ляля» кидала им венки. По венку определяли судьбу: свежий венок – к скорому замужеству, богатству, увядший венок – к несчастью, бедности.

Ивановская ночь считается страшной ночью, полной таинств. Колдуны да ведьмы прилетают в особое место и советуются, какое бы причи­нить зло людям и домашним животным. За окно кладут крапиву, которая не пускает злых духов. Скотину из стаек не выпускали, дабы уберечь в эту страшную ночь.

Смельчаки выходили в лес в поисках цветущего папоротника, который расцветает ровно в полночь. Кто отыщет расцветший папоротник, тот приобретает власть над другими людьми, нечистая сила расступается, открываются клады. Отыскав куст папоротника, рябиновой палкой надо очертить вокруг него окружность, произнести заговор. Только расцветет папоротник, надо тотчас же срывать цветок, чтобы не одолели черти, если же выйти из очерченного круга, сразу же цветок вырвут из рук. Этот человек становится колдуном.

Собирали на заре лекарственные травы, цветы, коренья: лопань, былицу, полынь и другие. Они обладают действительной силой, если только были сорваны до того, как обсохнет роса. Свою целебную силу травы сохраняют целый год, они защищают от болезней, грозы, от удара молнии.


Петровские дали (29 июня)

С Петрова дня на Руси начинался сенокос. В Древней Руси Петров день был днем взимания дани и пошлин. Участникам игры являются: хозяин (князь), телохранители (3-4 человека), староста, мужики (все остальные). В игре участвуют только юноши.

Мужики готовятся к встрече хозяина, готовят дань. Мужики встают в цепочку или полукругом. Каждый мужик держит мешок с «данью», загадывает название товара (зерно, баран, золото и т.п.). Название дани сообщают старосте. Приезжает хозяин с телохранителями и спрашивает у старосты, какой товар приготовили. Староста называет товар, не показывая, у кого он находится. Хозяин подходит к мужикам и старается угадать, кто какой товар приготовил. Вели хозяин угадывает, то считается, что мужик уплатил дань. Его выводили в круг. Если не угадывал, то спрашивал у старосты: «Какая его дань?» Если староста называл правильно, то мужику – щелчок, если не угадывал – щелчок старосте. Все мужики, которые остались вне круга, считаются должниками. Когда хозяин обходил всех мужиков, то наступало время расплачиваться за неуплату дани. Хозяин и его телохранители заставляли мужиков, уплативших дань, посадить на спину должников и вести на себе.

На Руси люди жили общиной, и каждый был в ответе не только за себя, но и за всех членов общины.


Игра «Золотые ворота»

Играют с XVIII века. Посвящена Солнцу, его заходу и выходу.

Все участники делятся на два полухора. Одни образуют круг, другие цепочки. Стоящие в круге, взявшись за руки, поют:

Золотые ворота,

Пропустите вы меня,

А я так пройду,

Да всех детей проведу,

Скоро день кончается,

Ворота закрываются.

В начале песни играющие поднимают руки, что символизирует открытые ворота. Ведущий ведет с внешней стороны круга цепочку, проводит через ворота до слов «ворота закрываются». Кто оказывается в кругу – встает в хоровод, остальные продолжают игру.


Воробьи и вороны

Игроки делятся на две группы: воробьи и вороны. Площадка для игры должна быть просторной и чистой. Игроки вьют свои гнезда. По разные стороны поля на расстоянии 20 метров друг от друга проводят две черты: за одной чертой – гнездо воробьев, за другой – ворон. Расстояние между гнездами делят наполовину и проводят еще одну черту - центральную. В центре вычерчивают круг – место для ведущего. Ведущий подзывает к себе ворон и воробьев, они встают напротив друг друга на расстоянии 1-1,5 метра от центральной черты. Вороны и воробьи стоят спиной друг к другу, смотрят в сторону гнезд. Ведущий запевает: «Воробьи, вороны, все ли вы здоровы?». Поет медленно, растягивая слова. Если после припевки крикнет: «Вороны!», значит, вороны должны гнаться за воробьями. Воробьи стараются добежать до гнезда. Кого успевают схватить до заветной черты, тот выбывает из игры. Воробьи поют из гнезда: «Воробьишки нездоровы, нас вороны побороли!» Игра начинается сначала. Если гонят воробьи, то вороны поют из гнезда: «Мы, вороны, нездоровы, воробьи нас побороли!» Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь команде не останется игроков. Ведущий объявляет победителя.


Дидактические игры


Большую воспитательную направленность имеют дидактические игры, объединенные одной из важных экологических идей, например идеей общего дома («Наш дом – природа», «Земля – наш общий дом», «В гостях у зеленого друга», «В травяных джунглях» и др.). Игра типа «В травяных джунглях», каждую весну страдающих от неразумных палов, заставит по-иному взглянуть на травянистые заросли, густо населенные насекомыми-муравьями, кузнечиками, божьими коровками, шмелями, земляными осами, а также пауками, жабами и лягушками, ужами, ящерицами, птицами, гнездящимися на земле, подземными жителями – кротами и дождевыми червями... Представление о таких играх дает помещенная ниже дидактическая игра «В гостях у зеленого друга».


Загадки к игре:

Елочки отличные,

Только необычные:

К холодам, у этой «елки»

Осыпаются иголки.


Зеленые шпили

Небо пронзили..

Шпили колючие,

Под тучами летучими.


Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена.


Не забудет тот, кто видел

Этот голубой цветок.

Он в лесу растет, в низине

У реки и у болот.


Красотой своей завлек

Невысокий стебелек.

Смотрят маленькие глазки

Фиолетовой окраски.

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.


Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит – полегчит.


Хоть верь, хоть не верь:

Пробежал по лесу зверь.

Но на лбу он неспроста

Нес два развесистых рога.


Я работаю в артели,

У корней мохнатой ели.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором –

А под елью вырос дом.



Отгадки: 1. Лиственница. 2. Ель. 3. Сосна. 4. Незабудка 5. Анютины глазки (фиалка). 6. Шиповник. 7. Дятел. 8. Олень. 9. Муравей.

t1583151402aa.gif


Задание 1. Рассмотри рисунки под цифрами, прочти к ним загадки. Впиши первые (начальные) буквы узнанных объектов в полоски под рисунками окон. Выполнив это задание, узнаешь, о чем говорят обитатели леса!

Сложив первые буквы угаданных объектов, ребенок получит фразу: «ЛЕС – НАШ ДОМ». Эту дидактическую игру можно провести перед экскурсией в лес или парк, чтобы дети поняли, что они идут в гости к лесным обитателям. И следовательно, должны вести себя в гостях соответствующим образом, соблюдая правила экологической культуры.

Оформление листа с игрой может быть выполнено в двух вариантах:

Все объекты леса изображаются рядом с домом: дятел – на дереве, муравейник- рядом с каким-либо деревом , цветущие растения – по окраинам леса и т.д. – тогда начальные буквы вписываются в рисунки просветов окон.

Изображения лесных объектов (ветки хвойных деревьев с шишками, цветы, животные) даются в окнах, в таком случае их начальные буквы вписываются в полоски под окнами.

Дидактические игры в виде кроссворда особенно интересны для играющих, когда они сами участвуют в их создании. Эта деятельность по силам даже младшим школьникам при разработке элементарных кроссвордов типа «Листопад», «Деревья», «Грибы» и т.д. Варианты их могут быть самыми разнообразными.; Так, к примеру, после возвращения с ранней осенней экскурсии в парк с букетами разноцветных листьев дети получают задание: вспомнить, от какого дерева тот или иной лист? Составляется список встре­ченных на экскурсии листопадных деревьев: клен, береза, тополь, дуб, сирень, осина, ольха, лиственница, черемуха, рябина, липа... Затем педагог предлагает расположить их названия вокруг вертикальной полоски, чтобы вышла отгадка на загадку: «Шубу дважды в год меняют, кто под шубами гуляет? Или: «У этих растений много рук, а нога одна» – ДЕРЕВЬЯ. Разумеется, у детей могут получиться несколько различные кроссворды, но наиболее рациональный способ заполнения горизонтальных полосок (как показывает практика) следующий: дуб, береза, сирень, черемуха, лиственница, ольха, рябина. Это нелегкая для детей работа, ее можно разнообразить изобразительной деятельностью – рисованием листьев деревьев.


Загадки к квадрослову


Ягода – не сладость,

Зато глазу – радость.

И лесам – украшение,

И дроздам – угощение.


Зоркий взгляд и хищный клюв.

Он – гроза всех птиц округ.

Птицы все его боятся.

А зовут ту птицу...


Стоит красавица –

Косы зеленые,

Платье белое,

Кора горючая.

Ветви плакучие,

Семя летучее.


Он безрук и без ног,

И на брюхе ползет.

Грач увидел, крикнул: «Кррак!» –

На обед попал...



В люльке, средь густой листвы,

Жар-птица редкой красоты –

Золотая птица леса,

Ее голос - нежней флейты.


Или:


Люлька средь листвы висит,

В ней красавица сидит.

То споет на зависть флейте,

То, как кошка, запищит.


В синее небо свечки глядят,

Дерево красит соцветий наряд.

Осенью в свечках плоды созревают –

Их для еды кое-где собирают.


Отгадки: 1. Рябина. 2. Ястреб. 3. Береза. 4. Червь - червяк. 5. Иволга 6. Каштан.


1.

Р





А

2.

Я





Б

3.

Б





А

4.

Ч





К

5.

И





А

6.

К





И











Литература



Журнал «Дополнительное образование» №4 ,2004год.

Журнал «Дополнительное образование» №8, 2008год.

Детская энциклопедия под редакцией Л.А. Румянцева, Москва, 1999год.

Журнал «Читаем, учимся, играем», под редакцией С.Т. Петровой, № 4, 2007год.

Р. В. Кельбас, Т. В. Емельянова. «Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры». - Журнал «Дополнительное образование» №5, №6, 2008год.

А.В. Смирнов. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1983год.

И. И. Акимушкин «Мир животных», Москва, «Молодая гвардия», 1983год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации