Роль семьи в воспитании ребёнка
Роль семьи в воспитании ребёнка чрезвычайно велика. Качества и основы поведения, заложенные в раннем детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких людей происходит развитие ребёнка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя всё больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, семейное воспитание по-прежнему занимает главную роль в формировании личности ребёнка.
Какие функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чём заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?
Семья представляет собой слаженный механизм. Она играет важную роль в воспитании детей, выполняя ряд задач:
- обеспечивает ребёнку возможность физического развития;
- способствует формированию его личности;
- закладывает основы нравственного поведения, соответствующего общественным нормам;
- развивает творческие способности и интерес к искусству;
- обучает ребёнка.
Рассмотрим эти задачи подробнее.
Физическое развитие. Под физическим развитием не стоит понимать только совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день. Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребёнка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков — сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни. Прививать ребёнку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Для более старшего ребёнка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплочённость семьи.
Становление личности. В семейной среде ребёнок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям.
Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребёнка: воспитывают его, прививают определённый образ мыслей, формируют привычки. Ребёнок наблюдает за родителями, старшими братьями и сёстрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.
Такое семейное взаимодействие формирует не только личность ребёнка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.
Культура поведения — это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста. При этом взрослые делают следующее: обучают ребёнка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы; учат ребёнка правилам этикета и доброжелательному общению; рассказывают ребёнку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге; обучают правилам личной гигиены.
Фактически так у ребёнка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены. Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает, «что такое хорошо и что такое плохо». И всё это благодаря родителям и другим близким родственникам.
Формирование любознательности и творческих интересов. Каждый ребёнок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребёнка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребёнка, но и сблизят его с родителями.
Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того, 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребёнка.
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорождённому ребёнку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребёнка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за её пределами.
Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.
Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.
Демократический стиль считается наиболее благоприятным: родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребёнку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребёнка самостоятельность и ответственность за свои поступки. Родители обычно активно выслушивают ребёнка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает