Учебно-методические материалы «Роль школы в работе с неблагополучными семьями» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 21 April 2017

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №64»

«Роль школы в работе с неблагополучными семьями»

 

автор

Учитель начальных классов

Кузнецова

Наталья Владимировна

89527749558

 

г.НижнийНовгород

2017 год

Семьяэто основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.

Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом, исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.

Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал. Российская семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на ребенка другим факторам социализации, тогда как именно семья является одним из основных факторов формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения.

Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка существенно сократила время их общения с детьми.

В семейном быту россиян остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом.

Ежегодно около 200 тысяч дел на родителей, не исполняющих свои обязанности, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, 250 тысяч родителей попадают в сферу внимания органов внутренних дел. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования. Практически не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Актуальность

Семья – тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Общение в семье становится образцом для ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

К данной категории семей обычно мы относим:

- семьи с низким материальным достатком;

- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Понятие семейное неблагополучие охватывает различные негативные характеристики семьи, проблемные внутрисемейные отношения, конфликтные отношения членов семьи с внешними социальными институтами.

Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. То, как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит от того, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому. От модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского поведения – каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера семьи воздействует на психику ребенка, его эмоциональное состояние. Можно сказать, что любовь родителей друг к другу и к ребенку является известной гарантией психологического благополучия ребенка.

Предпосылками семейного неблагополучия являются:

трудные материально- бытовые условия жизни семьи,

плохое состояние здоровья членов семьи,

пьянство родителей,

их низкий культурно- образовательный уровень и многое другое.

Каждый из этих признаков имеет специфику воздействия на процесс формирования личности ребенка.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание - дело школы и других учебно - воспитательных учреждений.

Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

И задача классного руководителя в данном случае, переубедить родителей, считающих, что именно школа, и только она должна заниматься воспитанием их детей, сформировать у родителей данной категории правильное понимание своей роли в воспитании собственного ребенка и обеспечить взаимосвязь школы и семьи.

Семья выступает как основа чувства безопасности. Ребенку младшего школьного возраста необходимо чувствовать, что у него есть родители, которые всегда придут ему на помощь. Родители, которые всегда будут защитой для ребёнка.

Возвращаясь к проблеме неблагополучия в семье, необходимо отметить, что ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

Сверхзанятость родителей;

Конфликтная ситуация в семье;

Пьянство родителей;

Случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

Отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

Типичные ошибки родителей в воспитании детей;

Особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.

А.С.Макаренко был одним из тех, кто попытался систематизировать представления о родительских позициях, он называл их «родительским авторитетом», и выделил несколько типов ложного родительского авторитета:

авторитет подавления, расстояния,

педантизма,

резонерства,

подкупа.

Истинными же являются авторитеты любви, доброты, уважения.

Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искаженные формы.

Кумир семьи , “Ужасный ребенок”, “Золушка”

Исходя из выше сказанного, назовем принципы семейного воспитания:

дети должны расти в атмосфере любви, доброжелательности и понимания

необходимо принимать ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитывая ребенка, надо учитывать его возраст, пол, индивидуальные особенности;

отношения с детьми должны строиться на основе глубокого уважения и высокой требовательности;

родители должны служить примером для подражания детей;

в основе всех видов жизнедеятельности ребенка, особенно младшего школьника, должна быть игра;

оптимизм и мажор,- главные движущие силы общения с детьми в семье.

Эти принципы, а они могут быть расширены, являются своеобразной стратегией классного руководителя в работе с семьей. Проблемы, возникающие в семьях, классный руководитель решает, используя не только индивидуальное мастерство, искусство, интуицию и личное обаяние, но и теоретическую и практическую подготовку, а так же предыдущий опыт и

Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

В свете этих проблем выбранная нами тема является особенно актуальной.

Но рассматриваться данная тема будет, прежде всего, с учетом специфики класса, где основная часть семей является неблагополучной.

Классному руководителю приходится сталкиваться с различными типами семей. Но моя первоочередная задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».

Одним из приоритетных направлений деятельности моего класса является осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьёй и всеми общественными структурами. Были определены наиболее актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи:

- привлечение родителей к работе школы;

- организация совместной деятельности (участие в мероприятиях « Папа, мама, я – спортивная семья», « Конкурс чтецов», « Праздник весны» и т.п.) ;

-психолого-педагогическое просвещение родителей ( Родительский всеобуч)

Единые требования семьи и школы к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Таким образом, проанализировав ситуацию, сложившуюся в моём классе, я считаю необходимым проводить раннюю профилактику с семьями группы риска.

В современных социально – педагогических исследованиях выделяют несколько категорий неблагополучных семей:

конфликтная,

аморальная,

педагогически несостоятельная

асоциальная.

Конфликтная семья, наиболее распространенная в ряду неблагополучных, составляет 60% от общего числа. Конечно, в любой, даже вполне благополучной семье, может иметь место конфликт. Но в отличие от нее, конфликтная находится в таком состоянии перманентно, ссоры в ней не затухают, супруги постоянно пребывают в состоянии конфронтации, не видят из него выхода. Результатом постоянных скандалов становится постепенное разрушение семьи, утрата положительных эмоций, чувства ответственности друг за друга и детей. И в период своего зарождения, и в момент предельного состояния конфликт связан с затратой огромной психической энергии. « Крайними» в такой обстановке становятся дети.

В случаях, если грубость, ссоры, скандалы усугубляются пристрастием к алкоголю, превращаются в привычку, и со всем этим смиряются, и менять ни чего не хотят, такая семья из конфликтной трансформируется в аморальную.. Формы поведения и отношения в такой семье-самые резкие, негативные. Забыты (а может их, и не знали) все этические, моральные нормы поведения и отношений.

Педагогически несостоятельная семья : В таких семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные, и педагогические нормы. В начале это проявляется в отношении отдельных педагогов, затем школы, но постепенно приводит к отчуждению от мира взрослых в целом.

При организации работы с такими семьями будут использованы следующие принципы:

Принцип своевременности

предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства.

Принцип гуманизма

выражает готовность сотрудников защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.

Принцип индивидуального подхода

предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи

настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (психологу, наркологу), если необходимо.

Принцип интеграции усилий, комплексный подход

объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

В своей работе я использую несколько направлений:

Прогностическое направление

1. Выявление семейных проблем в данном микросоциуме (классе).

2. Прогнозирование и проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума (класса) и др.

Диагностическое направление

1. Посещение и изучение семьи, ее общественных связей, жизненного уклада, социального статуса, проблем и трудностей, выявление позитивных и негативных влияний.

2. Составление паспорта неблагополучной семьи, акта обследования условий жизни семьи.

Коррекционное направление

1. Организации семинаров, педсоветов по проблемам «трудности» для родителей.

2. Индивидуальная работа с родителями и детьми.

3. Консультации, коллективные беседы, диспуты.

Психолого - педагогическое направление

1. Психологические консультации для детей и родителей из неблагополучных семей.

2. Проведение социально-психологической экспертизы семьи и др.

Организаторское направление

1. Организация социально - педагогической деятельности родителей, их инициативы, творчества, участие родителей в жизнедеятельности классного общества.

2. Осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и правовых организаций в социально-педагогической работе и др.

Профилактическое направление

1. Введение контроля за посещаемостью уроков детьми из неблагополучных семей

2. Патронаж неблагополучных семей.

3. Составление и использование классным руководителем алгоритмов деятельности по профилактике и борьбе с негативными явлениями и др.

Ожидаемые результаты:

1. Своевременное выявление неблагополучных семей и оказание помощи.

2. Усовершенствование роли родителей в воспитании детей, формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания.

3. Повышение воспитательно - педагогического уровня родителей из неблагополучных семей.

4. Повышение эффективности работы школьной психолого-социальной службы.

5. Привлечение родителей к оказанию помощи школе и классу, сотрудничество с родителями.

6. Активизация доли населения в помощи неблагополучным семьям, снижение уровня отчужденности населения от проблем этой категории семей и детей.

Социальное партнерство в вопросах профилактики семейного неблагополучия способствует:

привлечению общественности к социально значимым проблемам;

расширению реабилитационного пространства;

актуализации решения проблем семейного неблагополучия, социального сиротства; совершенствованию содержания реабилитационной деятельности.

Данная работа включает взаимодействие узких специалистов, психолога, социального педагога, классных руководителей, родителей, а также системное взаимодействие школы с городскими внешними организациями и учреждениями.

Золотые правила общения с детьми – важный инструмент родительского воспитания.

 Будущее детей в руках взрослых – пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.