Роль Святого Стефана Пермского в становлении христианства в Коми крае.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Вуктыл
Название работы: Роль Святого Стефана Пермского в становлении христианства в Коми крае.
Методическая разработка (из опыта работы)
Категория обучающихся: 5 класс
Предмет: литература Республики Коми
Исполнитель: Кропанева Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы
г. Вуктыл
2025 г.
Цель: Приобщение обучающихся к искусству слова, к классическим ценностям коми литературы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей через получение своих знаний, формирование умений создавать творческие проекты.
Образовательные цели:
Ознакомление обучающихся с историей жизнедеятельности С. Пермского – святителя Коми.
Выявление своеобразия стиля поэта, новизны в изображении родной природы.
Развивающие цели:
Развитие монологической и диалогической речи обучающихся.
Развитие навыков анализа прозаического текста.
Формирование умения свободно владеть литературоведческой терминологией.
Воспитательные цели:
Развитие интереса к истории и литературе Республики Коми.
Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Воспитание культуры поведения, общения обучающихся.
Задачи:
Помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы.
Организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
На примере одного произведения организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению:
а) литературоведческих понятий; б) правил организации прозаического текста; 3) способов действий (формирование умений анализировать прозаический текст).
Место проведения занятия: «МБОУ СОШ № 1» г. Вуктыл, каб. лит-ры
Продолжительность занятия: 40 минут (1 урок)
Материально-техническое обеспечение занятия:
Мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер,
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: Презентация к уроку, сказка «Прокудливая береза».
Тип занятия: исследовательский проект.
Применялись элементы технологии проблемного, дифференцированного обучения, аспекты технологии развития критического мышления. Личностно-ориентированное обучение (педагогика сотрудничества), технология коллективного взаимообучения. Информационные технологии.
Обучающимся было дано предварительное домашнее задание: Прочитать сказку «Прокудливая береза».
План урока:
Постановка учебных задач. Начало совместного исследования проблемы.
Совместное исследование проблемы. Работа со сказкой «Прокудливая береза».
Переход к этапу решения частных задач. Работа над осмыслением образа Стефана Пермского (в сказке «Прокудливая береза» и в памяти народа).
Контроль на этапе окончания учебной темы. Подведение итогов работы.
Домашнее задание: Подготовить иллюстрацию к сказке «Прокудливая береза» или подобрать готовую, используя сеть Интернет.
Ход урока:
1. Орг. момент (Приветствие. Все садятся.)
№ | Этап урока | Описание | Цель УУД |
1 | Постановка учебных задач. Начало совместного исследования проблемы. | - По названию темы урока давайте определимся, о чём сегодня мы будем говорить? - Какова основная цель нашего урока? - Какие вопросы у вас возникли при чтении темы урока? - Что бы вы хотели узнать об этом человеке. - Давайте определим план, по которому мы будем работать. - Предложите этапы изучения нашего урока по плану. | Цель этапа: Создание проблемной ситуации. Фиксация учебных задач. Деятельность учителя заключается в организации погружения обучающихся в проблему. Познавательная деятельность обучающихся: пытаются решить задачи известным способом. Фиксируют проблему. Коммуникативная деятельность обучающихся: слушают учителя. Строят понятные высказывания. Регулятивная деятельность обучающихся: принимают и сохраняют учебную цель и задачи. |
2 | Совместное исследование проблемы. | Анализ сказки «Прокудливая береза». - Давайте вспомним определение сказки. - Что такое композиция произведения? Сюжет? - Назовите героев сказки. Кто из них главнее? - Кто такие Кузь и Асныр? - Что вы можете рассказать о Стефане Пермском? - Какую роль он играет в сказке? - Почему сказка называется «Прокудливая береза»? - Что значит «прокудливая»? | Цель этапа: Поиск решения учебной задачи. Деятельность учителя заключается в организации устного коллективного анализа учебной задачи. Фиксация выдвинутых учениками гипотез, организация их обсуждения. Познавательная деятельность обуч-ся: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативная деятельность обуч-ся: осознанно строят речевые высказывания, обсуждают предметные способы решения. Регулятивная деятельность обуч-ся: исследуют условия учебной задачи, рефлексия своих действий. |
3 | Переход к этапу решения частных задач. | Выступление обуч-ся о Стефане Пермском. Просмотр презентации. - Кто такой Стефан Пермский? - Что нового вы узнали о нем? | Цель этапа: Первичный контроль за правильностью усвоения материала. Познавательная деятельность обучающихся: Осмысление материала о Стефане Пермском. Коммуникативная деятельность обучающихся: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивная деятельность обучающихся: осуществление самоконтроля. |
4 | Контроль на этапе окончания учебной темы. Подведение итогов работы. | Слово учителя: - Что нового мы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам полученные знания на других уроках? Каких? Выводы по работе на уроке. | Цель этапа: контроль за правильностью понимания темы. Деятельность учителя: оценивающая деятельность. Познавательная деятельность обучающихся: анализируют, контролируют и оценивают результат. Коммуникативная деятельность обучающихся: рефлексия своих действий. Регулятивная деятельность обучающихся: осуществление контроля по результату. |
5 | Домашнее задание. | Подготовить иллюстрацию к сказке «Прокудливая береза» или подобрать готовую, используя сеть Интернет; краткий комментарий к работе. | Познавательная: отбор нужного материала для выполнения работы. Личностная: формирование я-осознанности. Регулятивная: самоорганизация и анализ по результату. |
Источники:
Текст сказки «Прокудливая береза» (Литература РК; хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений РК/ Автор-составитель Н.П. Коблова. – Сыктывкар; Коми книжное издательство, 2004. – 240 с.)
https://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-fkmzv8l.html
http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Folklor.Geroi_komi_legend_i_predanii.Stefan_Permskii/
7