Статья «Роль общения в становлении личности ребенка»
Роль общения в становлении личности ребенка
В повседневной речи русского человека термин «общение» используется достаточно широко, но значение его определено не научно, а понимается интуитивно. В научной литературе смысл термина «общение» напрямую зависит от позиций исследователей, которые его употребляют. Поэтому точное определение термина «общение» необходимо для полноценного процесса общения между людьми.
«Общение - сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью, ее результатами, а также информацией, опытом, способностями, умениями и навыками».
«Человеческое общение - важное условие общественной жизни, один из признаков социальной сущности самого человека. Потребность в общении - одна из сильнейших потребностей человека».
Необходимым условием существования человеческого общества является общение. Процесс общения многообразен, а именно его виды и формы. Так, например, случайный анонимный разговор на улице с прохожим, общение с продавцом в магазине, или задушевные разговоры с близкими людьми до утра.
Современное общество - это большое количество людей, которые должны взаимодействовать друг с другом, а значит общаться между собой. И в таком потоке необходимого общения анонимность является способом защиты психики человека от эмоционального перенапряжения.
В настоящее время все вокруг меняется с достаточно большой скоростью. Меняются и дети, они отличаются от детей тех, что были 20-30 лет назад. С появлением компьютера живое общение со сверстниками и взрослыми ушло на второй план, изменилось и отношение к окружающему миру. Все это больше привлекает внимание ученых и исследований к проблеме общения дошкольников.
Характер общения определяет уровень самостоятельности и степень свободы ребенка в обществе. Усваиваются правила и нормы общения, которые будут соответствовать его личности на протяжении всей жизни. Важным умением является дисциплина, организация личной и групповой деятельности. Ребенок должен понимать ценность сотрудничества, отношений и общения в совместной деятельности.
Изучая понятие «общение», исследователи дают определения, имеющие различный смысл. Поэтому, изучение общения, его природы, особенностей индивидуальных и возрастных, а также механизмов изменения и протекания всегда привлекают внимание различных ученых: философов и социологов В.М. Соковин, Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, И.С. Кон; психолингвистов А. А. Леонтьев; специалистов по социальной психологии Б.Ф. Поршнев, Г.М. Андреева, В.С. Коробейников; специалистов по детской и возрастной психологии В.Н. Панферов, В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский.
В современной энциклопедии дается следующее определение: «общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление, контролирование их деятельность. Но может и обособляться, и приобретать относительную самостоятельность.
Процесс становления личности не может обойтись без взаимодействия и процесса общения с окружающими людьми потому, что «общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга».
Общение имеет много разновидностей, которые различают по целям, средствам и содержанию. Виды общения в психологии тесно связаны друг с другом. «Человек - существо сугубо социальное и многогранное. Люди не смогли бы достичь высоких успехов в делах, творчестве, на личном плане, если бы действовали в одиночку, не взаимодействуя с окружающими». В любом совместном действии людей, или же групп всегда лежит какая-то цель, предполагающая определенные задачи. Виды общения по целям делят на биологические и социальные.
Биологическое общение говорит о природе самого человека. Все знают, что каждый человек - это индивидуальность, имеющая свои привычки, взгляды на мир, убеждения и верования. Каждый человек осознанно выходит на контакт с целью изучения нужной ему области, или же для того чтобы поделиться своей информацией, опытом с окружающими.
Социальное общение носит общественный характер. Такое взаимодействие всегда направлено на получение определенного результата в социальной среде: договориться о чем-то, выполнить необходимое поручение, достичь понимания для осуществления какой - то важной цели.
Сотрудничество большого количество участников в этой деятельности характеризует взаимодействие, как организацию совместной деятельности и подразумевает, что каждый участник процесса должен привнести свой особый вклад. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.
«Содружество - это идея объединения людей, осознающих необходимость выстраивания своей жизни по принципам культуры в самом широком понимании этого слова».
«Конкуренция - одна из основных форм организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих целей, интересов и другими индивидами или группами».
«Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме».
Отечественные и зарубежные психологи, социологи и другие ученые тщательно изучали процесс общения, уделяя этому достаточно много времени. Рассматривая общение как важное условие становления личности, а именно условие психического развития человека, его индивидуализации и социализации было создано много разработок, написано много статьей, книг.
«Общение - один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей». В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей с которыми взаимодействует.
Современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Взаимодействие определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность».
По выражению В.А. Петровского, «в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми». Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние.
«Межличностное взаимодействие - это реально функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью». Понятие межличностное взаимодействие объединяет такие частные понятия, как взаимопонимание, взаимопомощь (взаимное содействие), сопереживание, взаимное влияние. Эти составляющие имеют свою противоположность: взаимное непонимание, противодействие или отсутствие действия, отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния.
«Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности». Объективное общение рождается в совместной деятельности людей в системах их взаимоотношений с социальной средой, а также внутри групповых межличностных отношений. Социальные отношения (безличностные) выражаются в общении у людей не как у личностей, а как у представителей иерархических формальных организаций, социальных классов, экономических структур и т. п. На основе предпочтений людей, а также эмоциональных и деловых оценок друг друга, строятся межличностные отношения.
Таким образом, общение включает в себя отношения людей, как безличностные, так и межличностные, которые могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Способом объединения индивидов, развития в личностном и профессиональном планах является общение. Итак, существование общения определяется и в реальном общественном отношении и в реальном отношении межличностном. Общение происходит при различных человеческих отношениях, как при положительных, так и при отрицательных межличностных и социальных отношениях.
Межличностное взаимодействие подразумевает партнеров, а это, в свою очередь, определяет характер межличностных взаимоотношений. О наличии реального межличностного контакта свидетельствует удовлетворенность партнеров друг другом, совместимость и сработанность, которая проявляется в успешности выполнения совместных задач. промежуточной формой взаимодействия считается контакт, который в последующем может перейти или не перейти в общение.
«Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата».
В детском возрасте начинают зарождаться взаимоотношения с другими людьми и быстро набирают обороты в развитии. Фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка становится опыт этих первых отношений и значительно определяет особенности самосознания человека, отношение к миру, а также самочувствие и его поведение среди людей.
Период дошкольного детства является овладения пространством человеческих социальным отношений с помощью общения со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя "двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства" (В.С. Мухина).
Главным стремлением ребенка в дошкольном возрасте выступает стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок познает принятые позитивные формы общения. Бурно развивается речь, исполняя не только функцию обмена информацией, но и функцию экспрессивную.
Параметры общения:
1)форма общения:
*внеситуативно-познавательное (до 4-5 лет);
*внеситуативно-личностное (5-6 лет).
2)содержание потребности в общении:
*потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
*потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
3)ведущий мотив общения:
*Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
*Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
4)значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
*первичное проникновение не в чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
*приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Дошкольникам свойственна более сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании. На протяжении всего дошкольного возраста у детей сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. На рисунке 1 показано изменение личности ребенка в зависимости от возраста, изменение возрастных особенностей, ведущего вида деятельности и самого характера общения.
В настоящее время тема зарождения и становления межличностных отношений очень актуальна, так как среди молодежи встречается множество неблагоприятных и деструктивных явлений, (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.). Считается, что это закладывается в раннем и дошкольном возрасте. «Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций».
Список литературы
Большой психологический словарь [Текст] / Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: «Олма-Пресс Прайм-ЕВРОЗНАК», 2010. – 928 с.
Еникеев, Е.И. Общая и юридическая психология [Текст]: Краткий курс лекций / Е.И. Еникеев. - СПб: «Питер», 2008. - 320 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / Мухина В. С. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456с.
Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка [Текст] / Мухина В. С. // Психологический журнал, –№ 5, –1980. С.40-55.
Педагогические методы воспитания [Электронный ресурс] // Гуманитарно-правовой портал PSYERA. URL: https://psyera.ru/pedagogicheskie-metody-vospitaniya-1845.htm
Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия [Текст] / Е.С. Рапацевич - Минск: «Современная школа», 2010. - 720 с.
Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, - М.: ВЛАДОС, 2015. – 158 с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011. - 672 с.
Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский - М.: Издательство академии педагогических наук, 2009. - 628 с.
Фукнции, виды и уровни общения [Электронный ресурс] // Studme.org.URL:https://studme.org/1061120725109/psihologiya/funktsii_vidy_urovni_obscheniya.