12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ОСМАНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА76
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Османова Ольга Михайловна,

преподаватель,

ГБПОУ СО «УрТАТиС»

г. Екатеринбург

Роль интернета в формировании и становлении

мировоззрения молодежи

Формирование мировоззрения является неотъемлемым процессом становления личности, оно происходит в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением. Молодежь, не обладая четкими социальными ориентирами, находится в ситуации жизненного самоопределения и является объектом общественного воздействия и нуждается в целенаправленном, ценностно-ориентированном воспитании со стороны общества.

В нашем образовательном учреждении состоялось исследование, посредством проведения социологического опроса студентов. Цель - определить насколько на формирование и становление мировоззрения молодежи оказывает интернет.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Какие интернет - ресурсы вы чаще всего используете?

2.Когда у вас возникают проблемы, где вы ищете их решения?

3.Какому источнику информации вы доверяете больше всего?

4.Мешают ли вам возрастные ограничения при посещении сайтов?

5.Как часто вы посещаете сайты, которые не рекомендованы детям до 18 лет?

Ответы предлагалось выбрать из трех представленных.

Анализ результатов позволил выявить следующие закономерности:

1. В основном молодежь использует интернет-ресурсы для общения между собой.

2. Несмотря на то, что студенты больше доверяют взрослым, советы они спрашивают у них только в одной трети случаев. Это тревожный знак: молодежь осознает, что наиболее достоверную информацию предоставляют взрослые (родители), но обращаются к ним за помощью редко, предпочитая использовать иные источники: сверстников и интернет.

3. Ответы, полученные от респондентов на 4 и 5 вопросы показывают: молодежь имеет доступ практически к любым информационным ресурсам, при этом почти 40% обучающихся регулярно пользуются нерекомендованными для них сайтами. Так же имеется большая вероятность того, что реальные данные еще негативнее.

Подводя итоги нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

у большинства респондентов присутствует устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, заинтересованность в их обсуждении и решении, однако и процент тех, кто не испытывает личной заинтересованности в решении этих проблем, достаточно высок.

Наибольший интерес у молодежи вызывают такие проблемы, как поиск смысла жизни, своего пути, вопросы веры. Степень влияния ОУ на мировоззрение обучающихся можно определить как низкую. Более всего обучающихся побуждает к размышлениям о «вечных проблемах» желание самостоятельно в них разобраться, найти свой ответ, менее всего – жизнь в техникуме и общение с преподавателями, однако у половины их них был взрослый наставник, который оказал влияние на становление их мировоззрения.

Из всех компонентов профессионального образования наибольшим потенциалом в плане воспитания мировоззрения обладает личность преподавателя. Чтобы побуждать обучающегося к философским раздумьям, помогать в решении смысложизненных проблем, преподаватель, с точки зрения студентов, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: умением выстраивать доверительные отношения, общаться на равных, строить уроки в форме дискуссии, находить в изучаемом материале интересные для молодежи проблемы.

«Жизнь без мировоззрения, – писал философ Альберт Швейцер, – представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования как для общества, так и для индивида» [1]. Сегодня становление мировоззрения молодых людей происходит в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса. Данные нашего исследования о недостаточном влиянии учреждений образования на этот процесс подтверждаются данными социологических опросов.

Анализируя ответы четырех поколений выпускников о влиянии школы на жизненные приоритеты, отношение к людям, себе, обществу, Н. М. Свирина пишет: «Исчезли и после 80-х гг. не появлялись в высказываниях выпускников те качества личности, что выработала в них школа: честь, совесть, долг, милосердие. Не отрицая того или иного влияния школы, тем не менее люди сосредоточены на знаниевом и поведенческом аспекте, нежели на понятиях, выстраивающих мировоззрение и нравственную позицию человека» [2]. В этом контексте знаменательно то обстоятельство, что, по наблюдениям аналитиков, наиболее посещаемыми в Интернете являются именно те сайты, форумы и блоги в социальных сетях, где обсуждаются проблемы мировоззрения: философские, религиозные, экзистенциальные вопросы. Причем наиболее активными посетителями и участниками указанных сайтов, форумов и блогов являются школьники старших классов, учащиеся колледжей, студенты вузов и т.д. [3].

Таким образом, можно констатировать, что в современном образовании существует объективное противоречие между потребностью старшеклассников в мировоззренческом самоопределении и недостаточной готовностью учреждений образования поддержать эту потребность. Для разрешения этого противоречия необходимо создать систему педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения молодежи.

Литература:

Журавлев В. В., Цепляев А. Н. Ценностный мир современной российской молодежи. Сб. научных статей. М., 2015.

Караев А. М. Мир молодежи: Культура и современные социальные коммуникации. Баку 2007.

Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. – Москва, 2013. – 179 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.