Конспект урока по музыке «Россия — любимая наша страна. С Родиной в душе» (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Конспект урока по музыке
на тему: «Россия – любимая наша страна.…С Родиной в душе »
(4 класс)
Выполнила:
Мокроусова Инесса Ивановна
г. Абакан , 2018
Тема урока: «Россия-любимая наша страна.… С Родиной в душе»
Тип урока – урок изучения нового материала
Цель деятельности учителя: Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с творчеством Сергея Рахманинова будут узнавать характерные черты музыкальной речи композитора;
научатся различать настроение и чувства, выраженные в музыке С. Рахманинова;
получат возможность научиться анализировать художественно образное содержание музыкальных произведений и произведений живописи;
умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека;
музыкально творческое самовыражение (пение);
умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
наличие интереса к предмету «Музыка»;
проявление навыков вокально хоровой деятельности.
Метапредметные:
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме ;
умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно творческих задач;
умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства;
установление простых причинно следственных связей;
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
Коммуникативные:
продолжат осваивать диалоговую форму общения;
умение находить продуктивное сотрудничество (общение и взаимодействие) со сверстниками в решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы).
Регулятивные:
учатся организовать свою деятельность принимать её цели и задачи;
учатся выполнять учебные действия в качестве слушателя;
учатся выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
Личностные:
умение формулировать собственное мнение и позицию;
способствовать формированию чувства патриотизма, гордости и восхищения своей Родиной;
позитивная самооценка своих музыкально творческих способностей;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие эмоционально ценностного отношения к искусству развитие этических чувств;
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы.
Музыкальный материал:
И Глинка Патриотическая песня
С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание).
Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание).
Т Шалгинова Колыбельная богини Умай (слушание). Е Тыгдымаева музГ Челбораков Счастье матери
А Голубовский, Г Гранкин Утро России (пение).
Дополнительный материал:
Репродукции картин: И. Левитан «Вечер. Золотой Плёс»; И Шишкин «Рожь»; И. Левитан «Луг на опушке леса».
Портреты композиторов.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
Организационный момент. Мотивационный | Звучит музыка. М И Глинка Патриотическая песня (слушание). Эпиграф: Если крикнет рать святая: « Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин (на доске) | Актуализация внимания учащихся | Л2, Л7,Р2 |
Сообщение темы урока. | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке музыки. Как Вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня уроке? Какие образы возникают у Вас, когда вы слышите слово «Родина»? (Зрительные образы) Тема урока: «Россия – любимая наша страна.… С Родиной в душе» | Формулирование темы урока | Л1,Р1, Коммуникативные, М4,М5 |
Работа по теме урока. Беседа | Музыка каждого народа своеобразна. Её характер зависит от многих причин: от облика природы, от народных обрядов и обычаев, от музыкальных инструментов. В этом году мы отправимся в увлекательное путешествие по городам и странам, где жили и создавали свои произведения великие композиторы. Услышим также и народную музыку. И мы убедимся, что между музыкой разных народов существует не только различие, но и огромное сходство. Ведь истинная, настоящая музыка – это язык, понятный всем. Наш урок сегодня начался с музыки. Какой характер она носила, какое настроение она нам передала? Прозвучала Патриотическая песня М И Глинки А кто мне скажет, что такое патриотизм? И кто такой патриот? Композиторы, художники, писатели и поэты рассказывают в своих произведениях о Родине, о красоте родной природы, о ее защитниках Среди великих русских композиторов, которые воспевают образы родной земли и являются патриотами своей страны, можно назвать Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943). В его творчестве мы услышим звучание колоколов, разливы рек, ощутим всю прелесть великой России . Музыка Рахманинова необыкновенно мелодична. По характеру она напоминает русскую народную песню. Жизнь композитора прошла в России и за рубежом. После отъезда в Америку Рахманинов до конца дней глубоко переживал разлуку с родной страной. Тема Родины получает в эти годы особое звучание:. С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание). - С какими образами России связана музыка Второго фортепианного концерта С. Рахманинова? Рассмотрите репродукции картин . О чем эти картины? - Какую музыку мы слышим в этих картинах? - Какие из картин наиболее созвучны с музыкой концерта? - Молодцы О рахманиновской мелодии говорили: «стелется как тропа в полях». Но и в наше время композиторы с любовью относятся к теме Родины Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание). А у нас с вами есть еще одна Родина и мы называем ее малой родиной. И это…. наша любимая Хакасия, С ее степями, горами, тайгой. Татьяна Федоровна Шалгинова Колыбельная богини Умай (слушание). Какие образы у вас возниаают? С кем можно сравнить Родину? Георгий Челбораков Счастье матери (слушание) - О чем эта песня? Какие картины созвучны с этим произведением? - Есть ли что то общее между музыкой С. Рахманинова и Г Челборакова Молодцы, напевность, широта, теплота есть в музыке обоих композиторов, это та частица которая объединяет. Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной веселый двор… Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! З Александрова | Ответ детей (Торжественное, величественное….) Ответы детей Анализ картин, обсуждение картин ( О чем они, цветовая гамма, чем отличаются и что объединяет эти картины) Ответы детей на основе анализа картин Хакасия Предполагается, что учащиеся в своих рассуждениях обратятся к образу сравнения Родины с Матерью. Ответы детей | Л5,Л7,М1,П3 П1,Р2,Л7 П3,М3,Л1,Л5, коммуникативные, регулятивные П2,П3,метапредметные, П4,Р2, Л5 П4,Л2, коммуникативные Р2 метапредметные |
Вокально-хоровая работа. | А Голубовский, Г Гранкин Утро России (пение). | Разучивание песни | П5,П8,К3,Р2-3, Л4,Л6 |
Итог урока. | Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С каким настроением вы уходите сегодня с урока? Д\З выучить песню. Подготовить рисунок или коллаж «Моя Родина» | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке Учащиеся записывают домашнее задание | М4, Л1,Л3, коммуникативные Личностные,П4,П7 рефлексия |