Конспект урока «Россия — Родина моя»
Презентация к уроку "Россия - Родина моя"
PPTX / 19.67 Мб
/data/files/f1645859663.pptx (Презентация к уроку "Россия - Родина моя")МОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1
имени Мальцевой Екатерины Александровны»
Конспект урока «Россия — Родина моя»
Автор:
Нестерова Ксения Андреевна
учитель естествознания
первой квалификационной категории
Вологда
2021
1.Пояснительная записка
Автор разработки урока: Нестерова Ксения Андреевна
Полное наименование общеобразовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 имени Мальцевой Екатерины Александровны»
Класс: 5а
УМК:
Программа
Учебник: Лифанов Т.М., Соломина Е.Н. «Природоведение» 5 класс
Тема урока: «Россия Родина моя»
Тип урока: Урок комбинированного применения ЗУН обучающихся с элементами практической работы, урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Ресурсы (оборудование): контурные карты, карта России, раздаточный материал, дополнительная информация, оценочные листы, презентация, музыкальные произведения, стихи советских авторов.
2. Содержание урока
Место урока: Урок №1 в разделе 1 «Есть на земле страна Россия».
Цель урока: Создание условий для формирования понятий о России, как нашей родине, о символах страны.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к символике своей страны, к людям различных национальностей.
2.Устанавливать межпредметные связи, развивать память и внимание, развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, познакомить с бесценным духовным наследием нашего народа и традициями;
3. Развивать творческие способности учащихся.
Личностно значимая проблема: «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
Методы и формы обучения:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля, ИКТ.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
План урока:
- географическое положение,
- границы
- символы
- народы, населяющие страну
Основные понятия:
Родина, страна, национальность, границы, столица, гимн, флаг, герб
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Учащиеся продолжат формирование представлений о нашей Родине - России, работу с контурными картами, высказывать собственное мнение, суждения. Учащиеся научится: определять понятие «федерация»; гимн, герб, флаг, границы объяснять, что значит быть патриотом. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Развитие творческих способностей, интереса к предмету. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развивать логическое мышление Формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной форме. |
Используемые на уроке:
- формы организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая (по 3-4 человека), индивидуальная;
-средства обучения: мультимедийная презентация, иллюстрации, дополнительные источники информации, инструктивные карточки, оценочные листы, контурные карты, физическая карта России;
-образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, здоровьесберегающая;
-методы обучения: наглядные, проблемный (создание проблемной ситуации и постановка проблемного вопроса), диалоговый, словесный;
- приемы обучения: организационный, логический, технический, использование карточек, контуров.
Описание хода урока по этапам:
Данный урок является интегрированным, он осуществляет межпредметную связь между естествознанием, историей, музыкой. Направлен на формирование представлений о стране России, о родине.
Основной формой урока является деятельностный метод. Конечная цель урока достигается в результате выполнения практической работы, работы в группах.
Способы оценки результатов урока: самооценка, оценка учителя.
3. Список литературы
-География: начальный курс: 5-6 классы: методическое пособие / А.А. Летягин. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2021. - 240 с.
-Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России. – М.: Росмэн, 2005. – 47 с.
-География: начальный курс. Учеб. пособие для учащихся 5 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.
-Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн: (В помощь учителям начальных классов): материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 69 с.
-Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 классы», Москва «Школа-Пресс», 2001. -123с.
Конспект урока «Россия - Родина моя»
Ход урока:
I.Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу.
- Я рада вас видеть, и желаю вам хорошего настроения в течение всего дня
- Учитель:
Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Мотивационный этап
Определение темы. Актуализация знаний
Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём? и определите тему нашего урока
-Учитель: Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём. Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом. Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
Ученики - О родине
Учитель - Как называется наша родина?
Ученики - Россия.
Тема урока «Россия - Родина моя» (слайд 1)
Учитель - Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
Учитель: Назовите столицу нашей родины?
Ученики - город Москва
Учитель -Как называют граждан, живущих в России? (россияне)
- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?
Ученики: Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество… (слайд 2)
Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.
Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.
Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Учитель - Что бы вы хотели узнать по теме нашего урока?
Ученики - Символы страны: герб, флаг, гимн, границы, России, площадь, территория, люди, которые тут живут…..
Учитель: Наша страна отличается от других государств:
- географическим положением, границами
- символами
- историей
- народами, населяющими страну
-традициями и обычаями
Учитель- тогда план нашего урока (слайд 3 + доска)
- географическое положение, границы
- символы
- народы, населяющие страну
III. Изучение нового материала
Наш план соответствует тем задачам, которые мы будем решать на нашем уроке. Как мы это сделаем?
Будем работать индивидуально и в группах.
Учитель - Какой 1 пункт плана?
Ученики - географическое положение,
Учитель (показывает и рассказывает)
Наша страна самая большая по площади среди 230 стран мира. Её площадь составляет 17 млн.кв.км. Находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы. Граничит с 14 соседями, омывается 3 океанами. (слайд 4)
на нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия. (слайд 5)
Учитель - Длина границ 60 тыс км, представьте как сложно их охранять, они проходят и по рекам, озерам, морям, степям, горам (показ на карте)
А теперь каждый индивидуально найдите на контурной карте границы и нанесите их. (4-5 мин)
Учитель: Справились мы с первой задачей?
Ученики дают ответы
Учитель: какой второй пункт плана?
Ученики дают ответы
Учитель: Для того, чтобы выполнить данную задачу мы будем работать в группах
1. группа готовит информацию о государственном флаге
2 группа готовит информацию о гербе
3. группа о гимне (звучит куплет гимна, слушают стоя) (слайд 6)
На партах заготовлены информационные листы из которых вы выберите нужную информацию и выполните задания по вашей теме (5-6 мин).
Каждая группа выступает и делится информацией с другими группами
( с показом слайдов 7- 10)
Вывод: по 2 пункту плана
Физкультминутка
Нет на свете родины красивей | шагают на месте/ |
Боевой страны богатырей. | изображают «богатыря» |
Вот она, по имени Россия, | шагают на месте, разводят руки в стороны. |
От морей простерлась до морей. Поезжай за моря-океаны, | «едут» |
Надо всей землей пролети: | «летят» |
Есть на свете различные страны, | разводят руки в стороны. |
Но такой, как у нас, не найти. | отрицательно качают головой. |
Глубоки наши светлые воды, | приседают. |
Широка и привольна земля, | встают, руки в стороны. |
И гремят, не смолкая, заводы, | стучат руками перед собой. |
И шумят, расцветая поля. | плавные взмахи рукам. |
Учитель: Мы хорошо отдохнули и приступаем к последнему пункту плана
О чем мы будем говорить? (- народы, населяющие страну)
Давайте вспомним как называют граждан нашей страны?
Ученики: Россияне
Учитель: наша страна многонациональна, 130 народов и народностей проживает на территории страны (слайд 11)
Стих (читают дети)
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
IV.Закрепление
Учитель:- Скажите, а что помогает всем людям жить в согласии друг с другом?
Ответы детей:
- Общая история, культура, традиции, гордость за свою страну.
Учитель: Не только стихи есть о нашей великой родине, но художники и музыканты прославляют нашу родину в своих произведениях.
Звучит музыка (Широка страна, идут слайды картинок) (слайд 12-16)
Что вы услышали в этой песне о нашей стране?
Ученики: страна большая, широкие просторы, много рек, озер, любим страну.
V. Рефлексия:
Ромашка, как и береза, символ русской природы , на лепестках которой фразы с впечатлениями об уроке.
Продолжите их:
-Сегодня я узнал, что…
-Мне было интересно потому, что…
-Мне стало интересно узнать…
-Мне было трудно…
- Мне понравился урок, потому, что...
Критерии оценивания:
Обвести цифру, которая соответствует самооценке
Активность работы в группе (1,2, 3, 4, 5) | Умение слушать других (1, 2, 3, 4, 5) | Индивидуальная работа (1, 2, 3, 4, 5) | Правильные ответы на уроке (1, 2, 3, 4, 5) | Отметка за уроке |
Оценивание работы учителем:
VI. Домашнее задание:
творческая работа: нарисовать герб и флаг России
Приложение
Дополнительная информация для работы в группах
У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг. (слайд 7)
Флаг
Слово «флаг» греческого происхождения. Произошло от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.
-Сколько цветов на нашем флаге?
- В каком порядке они расположены на флаге?
-Что означает каждый цвет?
- Где можно увидеть государственный флаг?
Государственный флаг развивается над правительственными учреждениями. Флаг имеет три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная.
С 1993 года – государственный флаг Российской Федерации.
Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости.
Синий - верность и честность, стремление к миру.
Красный – отвагу, героизм, огонь и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес флаг, считался лучшим, это особая честь.
Вопрос о цветах государственного флага обсуждался впервые в 1667 году, в правление царя Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах на реке Оке была построена флотилия: парусный корабль «Орел», яхта и легкие корабли. Флотилия должна была защищать торговые суда на Волге и Каспийском море. И флаг должен был указывать на государственную принадлежность корабля.
Было проведено целое историческое исследование знамён разных государств. Царь Алексей Михайлович издал указ о том, чтобы корабельный флаг был трёхцветным: белым, синим, красным. (слайд 8)
Герб (слайд 9)
Герб – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.
-Какой основной цвет на нашем гербе?
-Какая птица изображена на гербе?
-Почему у орла две головы?
- Что держит в лапах орел?
-Кому раньше принадлежали скипетр и держава? (царям, напоминают об историческом прошлом страны)
-Что ещё напоминает об историческом прошлом? (корона)
-Что вы видите в центре? (герб Москвы)
-Кто изображен на гербе Москвы?
-Что делает всадник?
Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». В 10-12 веках так называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой сжимает скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти.
Скипетр - жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями.
Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Над головой орла три короны, которые означают единую связь трех дружественных народов- русских, украинцев и белорусов. Одна голова орла обращена на восток, другая на запад. Так как наша страна расположена в Европе и Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. В правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. Всадник – Георгий Победоносец. С именем Георгия Победоносца связана легенда.
Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла.
Двуглавый орёл как символ Русского государства появился в xv веке при великом князе московском Иване Ш Васильевиче.
Гербы не только красивые картинки, они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам, дошедших до нас из глубины веков.
Гимн (слайд 10)
Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях. Например, при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова С.Михалков (звучит гимн)
-Что вы чувствуете?
Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших Русскую землю.
Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятна Россия.
Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…
В-третьих, на территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире Байкал. Максимальная глубина достигает до 1620 метров. Для сравнения, например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке - достигает 82м. Глубина озера Чад 4-11м.
Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода самая прозрачная.
В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Её длина составляет 3530 км. Для сравнения: длина реки Сена во Франции всего лишь 776 км. Длина реки Рейн в Германии – 1320 км.
В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.
В-шестых, посмотрите, как красив русский лес. А теперь представьте: тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птицу, берёзу, распустившую свои листочки под окном, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!
ТЕКСТ
Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.Михалкова, музыка А. Александрова)
Россия - священная наша держава, | |
| Славься, Отечество наше свободное, |
От южных морей до полярного края | |
| Славься, Отечество наше свободное, |
Широкий простор для мечты и для жизни | |
| Славься, Отечество наше свободное, |
(слова Василий Лебедев-Кумач, музыка Исаак Дунаевский )
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь и вольно и широко,
Точно Волга полная, течет.
Молодым — везде у нас дорога,
Старикам — везде у нас почет.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Наши нивы глазом не обшаришь,
Не упомнишь наших городов,
Наше слово гордое «товарищ»
Нам дороже всех красивых слов.
С этим словом мы повсюду дома,
Нет для нас ни черных, ни цветных,
Это слово каждому знакомо,
С ним везде находим мы родных.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Над страной весенний ветер веет,
С каждым днем все радостнее жить.
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.
Но сурово брови мы насупим,
Если враг захочет нас сломать, —
Как невесту. Родину мы любим,
Бережем, как ласковую мать.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.