Статья «Россиянин: будущее начинается сегодня!»

5
0
Материал опубликован 6 December 2022

Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и другие. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом нравственного и традиционно российского патриотического сознания, истинных значений таких понятий как «патриотизм», «гражданственность», «духовность», «нравственность», «верность», «мораль». Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит создать сегодня, исходя из новых условий современного общества. Особое место в формировании нравственности и патриотизма, и в целом в системе духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания занимают учреждения дополнительного образования, которые в современных условиях являются полноценной образовательной средой, способствующей приобретению детьми основных нравственных и патриотических качеств.

В Детско-юношеском центре «Восхождение» г. Хабаровска уже сложилась система духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, призванная формировать у детей и молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения, ценностные ориентации. Разработанная нами программа «Россиянин: будущее начинается сегодня!», направленная на решение актуальной на сегодняшний день проблемы - низкий уровень духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры подрастающего поколения, ориентирована не только на детей, но и на их родителей, педагогов и социальных партнеров.

Цель программы: создание условий для формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности, стимулирования их саморазвития, через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, создание особой атмосферы сотворчества детей и взрослых.

Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:

  1. Проведение обоснованной организаторской деятельности и формирование эффективной работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия для формирования и развития в сознании учащихся нравственных и патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
  2. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательных учреждениях, достижений и рекомендаций педагогической и психологической наук по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому направлению.
  3. Расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся, необходимых для патриотического и духовно-нравственного воспитания.
  4. Повышение компетентности учащихся в области нравственности и патриотизма, развитие социальной зрелости, посредством включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и проекты.
  5. Широкое привлечение педагогического состава к участию в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков.
  6. Активизация потенциала широкой общественности (ветеранов, специалистов организаций города и края, представителей религиозных организаций и т.д.) в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Эффективная реализация ведущей идеи программы предполагала разработку соответствующих воспитательных программ и проектов, и их координацию и интеграцию в целостную воспитательную систему.

Проект патриотического воспитания «И отзовётся в сердце каждого Победа!». Цель проекта: формирование гражданско-патриотических качеств у подрастающего поколения посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на вовлечение детей в познавательную и социальную деятельность через различные формы. В рамках проекта было проведено 42 различных воспитательных и социально-значимых мероприятия. Самыми яркими мероприятиями можно назвать цикл встреч «Дети войны», из которых ребята узнали о жизни их сверстников в военные и послевоенные годы, вечер памяти «Запомни это город Ленинград!», посвященный 70-летию освобождения города-героя от фашистской блокады. К праздничным датам были проведены поздравительные концерты «Весна Победы», «Нам слава досталась в наследство» и отчётный концерт «Мы видим мир, в котором нет войны!», который готовился при поддержке Хабаровского государственного института культуры. Они стали выражением заботы и благодарности старшему поколению за подвиг, мирное небо и счастливое детство. Учащиеся Центра участвовали во Всероссийских благотворительных акциях совместно с Почтой России «Благодарность земляков» и «Ты не один!», они готовили письма, открытки, подарки ветеранам и пожилым людям. В результате этого сотрудничества родилась ещё одна акция «Счастливого Нового года», которую предложили дети и сотрудники нашего Центра [1].

Программа профильной смены «Человек культуры». Цель программы: воспитание человека культуры через прикосновение к культурному наследию малой Родины. Участникам смены были предложены ряд тематических познавательно-творческих экскурсий в музей истории города Хабаровска, музей живой истории, краеведческий музей им. Гродекова с выполнением творческого задания в виде маршрутных карт с вопросами и заданиями. Помимо того, что ребята посетили памятные места города Хабаровска, они сами подготовили презентации на тему «Хабаровск - город воинской славы», разработали ряд экскурсионных маршрутов различной направленности: Хабаровск - исторический, Хабаровск - культурный, Хабаровск – спортивный. Предварительно проводился опрос родителей и детей на тему наиболее интересующих вопросов и важных моментов в воспитании детей. На смене был приглашен психолог, которому ребята и родители задавали вопросы, а затем реальные ситуации разбирались с разных сторон. Следующим гостем стал инспектор по делам несовершеннолетних, который объяснял детям о наступающей юридической ответственности. Для раскрытия темы про отношения полов, про дружбу, влюбленность, создание семьи, построение отношений в семье, возникла идея пригласить представителя Епархии – отца Андрея. Разговор с батюшкой прошел легко и непринужденно, хотя были затронуты очень трудные и даже интимные темы. На этом сотрудничество «Диалога» и отца Андрея не закончилось. Ребята были приглашены на экскурсию в Градо-Ха́баровский Успе́нский собо́р. В благодарность ребята предложили показать спектакль «Колобок» и провести игровую программу для детей из интерната, который курирует отец Андрей. Это послужило началом другого проекта «Твори добро».

Проект духовно-нравственного воспитания «Человек культуры». Программа летней профильной смены «Человек культуры» развилась в одноименный проект с круглогодичным циклом. Цель проекта: формирование у детей и подростков духовно-нравственной культуры, выработка на этой основе эмоционально-ценностного отношения к миру, другим людям и самому себе, стремления к обновлению и обогащению собственного внутреннего мира. Для участия в ключевом мероприятии «Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!», посвященном Дню народного единства, были приглашены учащиеся МБОУ СОШ с. Птичник ЕАО, где реализуется интересный патриотический проект - своей школе они создали детскую организацию «МИР». Ребята рассказали о своей деятельности в творческой форме, поучаствовали в мастер-классах, организованными руководителями коллективов ИЗО и ДПИ, поучаствовали в экскурсии по городу Хабаровску, организованной волонтёрами детского объединения «Шанс». Участники ДО «МИР», являясь членами Российского движения школьников с. Птичник, рассказали многое о добровольчестве, чем вызвали немалый интерес у учащихся Центра. Встречать День народного единства с гостями из ЕАО стало для нас хорошей традицией. Традиционным праздником, справляемым в нашем Центре, является День рождение улицы Ленинградской. К празднованию подключились церемониальный отряд школы №1 им. Героя Советского союза Чкалова, студенты ДВГУПС, воспитанники школы Христорождественского собора, гимназии №6, дети и сотрудники краевой детской библиотеки им. Наволочкина, Центральной городской детской библиотеки им. Гайдара, Музея истории города, также на празднике выступил ветеран ВОВ, старожил улицы Василий Широков. Всего в рамках проекта было проведено 25 мероприятий с охватом более 1500 человек.

Проект летней профильной смены «Твори добро». Цель проекта: формирование у детей социально-нравственных ценностей через театральную деятельность, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности на благо других людей. Проект родился по инициативе ребят старшей группы театральной студии «Диалог». Они предложили выступить со спектаклями и содержательной программой на различных площадках. Обратились и к Отцу Андрею – представителю Хабаровской Епархии с предложением взаимодействия. Две цели преследовались детьми в реализации проекта: поднять настроение людям, которые не могут посещать зрелищные мероприятия в силу болезни, старости или другой трудной жизненной ситуации; и творческая самореализация, совершенствование своего мастерства.

Реализовывалась программа в двух направлениях:

1.Выступление и проведение игровых программ на различных площадках города и края. Это дом-интернат для умственно-отсталых детей п. Березовка, детская больница № 4 –хирургическое отделение, детский дом №4 для детей-сирот, д/дом №2, школа-интернат №3 4 вида, благотворительные спектакли в г. Биробиджане (сш с. Птичник и СОШ с.Валдгейм), школа-интернат № 1 г.Советская Гавань, коррекционная школа-интернат для детей с ОВЗ 8 вида.

2.Проведение мероприятий, направленных на оздоровление ребят (день начинается с зарядки, посещение бассейна, велопрогулки, беседы о правильном питании и здоровом образе жизни) и развитие их мировоззрения, обогащение эмоционального мира. г. Биробиджан: посещение краеведческого музея, синагоги, Центра Детского творчества, пешая экскурсия по набережной и по улицам города. г. Советская Гавань: экскурсия в краеведческий музей (с проведением квеста), экскурсия автобусная по городу и окрестностям, автобусная экскурсия в п. Заветы Ильича, творческая встреча с коллективом народного театра "Диалог". п. Ванино: встреча с мастерицей народных промыслов Варшавской Л.Е., мастер-класс по изготовлению амулетов, пешая прогулка по посёлку, посещение музея. Посадка "Дерева дружбы" в палисаднике ДЮЦ "Восхождение", привезенного из п. Ванино.

Проект летней профильной смены «Вперед в СССР». Согласно Указу Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» родилась идея создания летней профильной смены «Вперёд в СССР» (Смена Современных Свободных Россиян), из которой бы ребята узнали историю детского движения в России, познакомились с работой детских общественных организаций, приобрели собственный опыт труда в первичных детских объединениях. Цель проекта: формирование гражданско-патриотических качеств на лучших традициях пионерского движения. Основная деятельность профильной смены была направлена на социальную адаптацию ребенка в условиях деятельности детской организации, развитие социальной активности личности, гражданско-патриотическое и нравственное воспитание детей.

Проект воспитательной программы «Школа волшебников». В художественной студии «Краски времени» и детском театре «Сюрприз-2», был создан и реализован проект «Школа Волшебников», целью которого стало воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях у учащихся, развитие умения самостоятельно творить. Весь год ребята «учились» в школе Волшебников, а ключевым мероприятием стала совместная работа над спектаклем - притчей «Три дерева». Это удивительная притча о мечте трех деревьев, где в образной форме показана судьба Иисуса Христа. Студия «Краски времени» подготовила изобразительный ряд, выполненный в жанре теневого театра, а детский театр «Сюрприз» озвучил спектакль. Работать было сложно, но интересно. Осмыслить путь человека, отдавшего себя на вечное служение человечеству - непростая задача для взрослых, тем более для детей.

Творческий проект «Музыка жизни». В рамках городской гражданско-патриотической акции «Дорогами воинской славы» родился проект «Музыка жизни». Учащиеся Центра сняли фильм о ветеране ВОВ, преподавателе военной кафедры, организаторе музея, председателе клуба ветеранов ТОГУ - Савельеве Николае Тимофеевиче. В нашем Центре нет специализированной видео студии, и для заинтересованных ребят из театральной студии, фотостудии и объединения по программированию такой проект стал в новинку. При создании фильма ребята сотрудничали с ТОГУ, с его музеем, с городской Законодательной Думой, родственниками ветерана, его коллегами и друзьями. На данный момент фильм передан в музей ТОГУ и входит в семейный архив.

Социальный проект «Тропою забытых героев». Акция «Тропою забытых героев» стала началом большого проекта, посвященного событиям 20-х годов прошлого века. Готовясь к походу, ребята ТОС «Штурм» случайно узнали о братском захоронении в районе улицы Демьяна Бедного, однако кроме реестрового номера памятника никакой другой информации не было даже в Хабаровском краевом музее им. Гродекова. Ребята провели большую поисково-исследовательскую работу, весь по крупицам собранный из разных источников материал был систематизирован, и на его основе ребята написали сценарий и провели торжественную линейку в июле. А в дату окончания гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, 25 октября, акция была повторно проведена совместно со школой №80. Ребята создали макет памятника и планируют создать документальный фильм об истории захоронения и событиях Гражданской войны и передать все материалы в музей.

Проект детско-взрослого сообщества «Содружество ДРП» («Семья – Образовательная организация»). Говоря о нравственном и патриотическом воспитании трудно переоценить значимость детско-взрослых сообществ. В рамках краевого инновационного комплекса по теме: «Детско-взрослое сообщество как условие позитивной социализации обучающихся (на примере Хабаровского края)» родился проект «Содружество ДРП (Дети, Родители, Педагоги)». Проанализировав особенности детских коллективов, социальных партнёров, профессиональный состав педагогов и их ожидания, на базе различных объединений центра были созданы детско-взрослые сообщества: «Диалог +» (на базе театра-студии «Диалог»), творческая мастерская «Мне через сердце виден мир» (на базе изостудии «Архип» и детского кукольного театра «Сюрприз»), литературно-творческая гостиная «Амурская лира» (на базе литературного клуба «Пегасик» и социального театра «Вектор») и клуб интеллектуальных игр «64» (на базе шахматного клуба «Гамбит» и лидер-клуба «Единение»). Совместная творческая деятельность детей и взрослых для социума, для других людей является мотивирующей средой для личностного становления ребенка. В итоге за два года реализации проекта отмечается не только повышение уровня социализации, коммуникативных и организационных способностей детей, но и повышение уровня становления и сплочения коллективов. Преимущества организации детско-взрослого сообщества очевидны, это гарантия в получении новых знаний и навыков, не предусмотренных образовательной программой, это лучший способ приобрести опыт совместной продуктивной деятельности учащихся, родителей и педагогов, что так необходимо в нравственном и патриотическом воспитании детей [2].

В ходе реализации Программы мы достигли следующих результатов:

- повышение уровня общего развития школьников, их познавательной активности, развитие социальной зрелости, проявляющейся в активной гражданской и жизненной позиции, посредством включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и проекты;

- повышение интереса у детей к саморазвитию и самосовершенствованию во благо общества и российского государства, к самореализации в социальном творчестве, к практической, общественно полезной деятельности;

- привлечение детей и подростков к участию в подготовке и проведении мероприятий и, как результат, удовлетворение потребности в самовыражении и развитии творческого потенциала участников программы;

- развитие инновационной деятельности педагогического коллектива, внедрение и эффективное использование новых современных технологий воспитания и социализации детей, совершенствование форм и направлений воспитательной работы;

- привлечение широкой общественности (ветеранов, специалистов организаций города и края, представителей религиозных организаций и т.д.) и активизация её образовательного потенциала в работе по нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

- рост удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в учреждении.

Всего в реализации Программы приняло участие более 5000 человек. Социальными партнёра этого проекта стали боле 40 учреждений города и края. В их числе: управление образования администрации г. Хабаровска, Центр развития образования г. Хабаровска, Хабаровский краевой институт развития образования, Хабаровский государственный институт искусств и культуры, Хабаровская епархия, Воскресная школа при Христорождественском соборе, Хабаровская краевая организация ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство», Хабаровский специальный дом ветеранов №1, Детская краевая клиническая больница им. А.К. Пиотровича, Музей истории города Хабаровска, городская библиотека им. Гайдара и другие.

Высоко отмечен профессионализм педагогических работников учреждения, занимающихся духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием детей и подростков различными структурами города и края: Управления образования администрации г. Хабаровска, ФГУП «Почта России», Хабаровского краевого центра развития творчества детей и юношества, Хабаровской епархии РПЦ, Краевой детской больницы № 4, Детского дома №4, Детского дома №2, Хабаровского дома-интерната для умственно отсталых детей, Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III, IV вида № 2, Специальной (коррекционной) школы-интерната № 4 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, Главы Советско-Гаванского муниципального района, Школы-интерната № 1 г. Советской Гавани и другие. Кукольный театр «Сюрприз» стал лауреатом престижного краевого фестиваля духовной культуры «Святой России край», педагоги стали лауреатами премии фестиваля за вклад в развитие духовной культуры в Хабаровском крае в номинации «Театр». За высокие достижения в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения города Хабаровска детско-юношеский центр «Восхождение» награждён благодарностью Мэра города. Программа на региональном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» получила диплом 3 степени.

Таким образом, работа, проведённая коллективом центра «Восхождение» по реализации программы «Россиянин: будущее начинается сегодня!», стала весомым вкладом в развитие инновационных форм работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей.

​​​​​​​


Фото-презентация
PPTX / 19.45 Мб

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ваниватова А.С., Гайзуллина Н.П. Организация патриотического воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования: традиции и инновации – Хабаровск: Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», Том 7, №4 (2), 2016. - С. 317-322.
  2. Ваниватова А.С., Калашникова Е.Н., Семенюк Н.М. Социальное партнерство как условие формирования детско-взрослого сообщества // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции / под науч. ред. к. п. н., доцента Н. Ю. Абраменко. - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. - С. 24-28.
Комментарии
Комментариев пока нет.