Сценарий мероприятия «Русская масленица: традиции и обряды»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский Центр «Каскад»
Сценарий мероприятия
«Русская масленица: традиции и обряды»
Составитель: Наставникова Татьяна Александровна, методист; Шишкина Людмила Геннадьевна, педагог дополнительного образования. |
2022г.
Тип мероприятия: сообщение и усвоение новых знаний.
Возраст: 7-8 лет.
Цель: приобщение к духовным народным ценностям, развитие интереса к фольклорным традициям и обрядам.
Задачи:
– дать представление о празднике Масленица;
– создавать положительный эмоциональный настрой;
– способствовать развитию творческой инициативы;
– развивать смекалку, ловкость и выносливость;
– воспитывать патриотизм, основанный на уважении к обычаям наших предков.
Оборудование для мероприятия:
Для педагога:
– ноутбук;
– мультимедиапроектор;
– проекционный экран;
– звуковоспроизводящая аппаратура;
– музыкальные фонограммы;
– чучело Масленицы;
– плетеный короб с украшениями (бусы, ленты);
– спортивный инвентарь (импровизированная метла, снежки из бумаги);
– ширма.
Для обучающихся:
– народные костюмы (рубахи для мальчиков, сарафаны для девочек).
План занятия:
1. Организационная часть.
Приветствие. Знакомство с детьми. Озвучивание цели занятия.
2. Основная часть.
Праздничное действо с играми, загадками, песнями.
3.Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог одет в русский сарафан.
Педагог:
Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Сегодня я проведу необычное занятие... Мы заглянем в сокровищницу народной мудрости, в которой скрыты огромные богатства наших предков, прабабушек и прадедушек – народные песни, сказки, потешки, игры, забавы и праздники. В них рассказывается о жизни народа, его радостях и печалях, в них таится народная мудрость и красота. Всем этим богатством я делюсь на своих музыкальных занятиях с моими учениками. Сегодня я хочу пригласить вас на самый любимый и веселый праздник русского народа – проводы зимы.
Педагог: Ребята, а вы знаете, как называется праздник проводов зимы?
Дети: Масленица.
Педагог: что вы знаете о Масленице?
На слайде иллюстрации с народных гуляний, чучело масленицы, солнце, блины.
Дети: Этот праздник существует с древних времён на Руси, называется Масленица. Её встречали с играми, плясками, прибаутками да разными шутками. На масленицу пекут блины, в конце праздника чучело масленицы сжигают на костре.
Педагог: Правильно! Масленица – это развеселое гулянье, которое длится целую неделю – с понедельника по воскресенье. Хотите побывать на Масленице?
Дети: Да!
Под звуки веселой народной музыки (фоном), педагог надевает венок, украшенный цветами.
Педагог: Собирайся, народ!
Масленица идет!
С играми да шутками,
Разными прибаутками.
Прощай зима холодная,
Приходи весна красная.
А, вы, люди, Масленицу встречайте. Да к себе зазывайте!
Педагог: Сударыня Масленица! Приди к нам!
Педагог: Ребята, давайте все дружно позовем Масленицу!
Педагог: Сударыня Масленица, гостья дорогая! Приди к нам!
Дети: Сударыня Масленица, гостья дорогая! Приди к нам!
Гаснет свет, звучит народная музыка. Педагог выносит Масленицу и устанавливает ее в центре зала. После чего свет включается.
Педагог: Здравствуй, гостья дорогая, сударыня-боярыня Масленица!
Заждались мы тебя, надоели нам вьюги да метели зимние, соскучились мы по солнышку ясному, по празднику веселому.
Педагог: Ребята, посмотрите, как хороша сударыня Масленица!
Педагог: Ах, да Масленица,
Авдотьюшка Изотовна!
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная-трехаршинная,
Лента алая, двухалтынная.
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные.
Педагог: Давайте нашу Масленицу сделаем еще наряднее да краше (из плетеного сундука дети берут украшения и украшают чучело Масленицы).
Педагог: Ну, а теперь красавицу Авдотью Изотовну пора повеселить, да потешить. А ну, детвора, становитесь все сюда, будем петь и играть – Масленицу ублажать.
Я стишок читаю, а вы слушаете да двигаетесь.
Игра «Соберёмся мы в кружок»
На земле лежит снежок
Соберёмся мы в кружок.
Дружно потопаем, дружно потопаем. (Топают)
Будем весело играть,
свои руки согревать
Дружно похлопаем. Дружно похлопаем. (Хлопают)
Будет холодно стоять
Мы похлопаем опять
Да по плечикам, по коленочкам. (Хлопают по плечам, по коленкам)
Чтобы стало нам теплей,
будем прыгать веселей.
Дружно попрыгаем, дружно попрыгаем. (Прыгают)
Педагог: Ай да молодцы! Умеете повеселиться! Ребята, а покажем Масленице, какие мы умные да разумные! Отгадаем загадки, которые для нас приготовила сударыня-боярыня Масленица?
Дети: Да, отгадаем!
Педагог загадывает загадки детям.
Педагог:
Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает, ковер расстилает (Снег).
Выше леса, краше света
Без огня горит (Солнце).
Растет морковка
Вверх корнем ловко (Сосулька).
Была белая да седая,
А пришла зеленая, молодая (Зима и весна).
Что на сковородку наливают,
Да в четверо сгибают (Блины).
Педагог: Блины! Какая масленица без блинов?
Педагог: На Масленицу в каждой избе хозяйки пекли блины. Ели их с маслом, со сметаной, с икрой и с медом. Ребята, даже герои русских сказок тоже пекли на Масленицу блины.
Педагог: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, почему на масленицу всегда пекут круглые, румяные, горяченькие, золотистые блины? На что они похожи?
Дети: На круг.
Дети: На круглую сковородку.
Педагог: А правильный ответ нам подскажет хозяйка избушки на курьих ножках. Давайте посмотрим мультфильм.
Дети рассаживаются на свои места. Педагог организует просмотр мультфильма.
Педагог: На что похожи блины?
Дети: На солнышко!
Педагог: Верно, правильно ребятки.
По традиции наших прадедов,
На границе зимы и весны,
Выпекают румяные солнышки - Знаменитые наши блины.
Педагог: Ребята, что-то наша Авдотья Изотовна приуныла, давайте ее развеселим. Становитесь в круг, споем для нее веселую песенку «Блины».
Педагог запевает, а дети исполняют припев песни «Блины» с движениями.
Педагог: Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Педагог: Как вы думаете, ребята, понравилась ли наша задорная песня Авдотье Изотовне?
Дети: Понравилась!
Педагог: Чтобы масленицу развеселить, да удивить, давайте пригласим ее поиграть вместе с нами, заодно покажем ей свою удаль, меткость и силушку богатырскую.
Игра «На тройках»
Педагог: Какая Масленица без катания на тройках? И хотя лошадиную тройку в городе трудно встретить, мы заменим лошадку обыкновенной метлой. Задание – надо проскакать (пробежать) верхом на удалом коне втроем (на одну метлу «садятся» трое детей) по дорожке, не сбив кегли. Побеждают те, кто собьет меньше всех.
Педагог: Следующее задание – попасть снежком в цель. Пусть Масленица посмотрит, какие мы меткие.
Игра «снежный городок»
Педагог: А кто из вас самый сильный, покажет канат. Объединяйтесь в две команды, задача, команды перетащить соперников за черту.
«Перетягивание каната»
III. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, пришла пора с нашей Масленицей проститься и блинами угоститься!
Педагог: Ребята (приглашая их к столу) я приготовила вам угощение... Посмотрите, пожалуйста, блинчики у нас разные: одни веселые, а другие – грустные. Если у вас сейчас весеннее, праздничное настроение, и вы хотели бы побывать на моём празднике снова, то возьмите «веселые» блинчики, а если настроение у вас осталось зимним, пасмурным не совсем праздничным – возьмите «грустный» блинчик.
Дети под музыку угощаются блинами.
Педагог: Каждый год в конце зимы наши прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки провожали Масленицу. А теперь и мы с вами, сохраняя традиции наших предков, встречаем весну русскими играми, загадками, песнями да блинами. Потому что каждый человек обязан помнить историю своего народа и сохранять её.
Педагог: Ой, что-то засиделась наша Масленица! Пора ей в путь-дорогу собираться!
Педагог: Давайте дружно проводим нашу масленицу словами: «Прощай, прощай, прощай масленица!»
Дети повторяют с педагогом слова, звучит хор из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова «Прощай, прощай, прощай Масленица!».