Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Русская народная сказка "Лиса и журавль"»
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цель: Совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения; развивать коммуникативную компетентность, память, мышление, внимание; воспитывать чуткость, доброжелательность, гостеприимство, порядочность
Планируемые результаты:
Предметные :научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться :рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; самостоятельно оценивать свои достижения.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: получают мотивацию к учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); осознают свою этническую принадлежность
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: иллюстрации к сказке
ХОД УРОКА
І.Организация класса
ІІ.Проверка домашнего задания
ІІІ.Открытие темы урока, постановка задач урока
-Отгадайте загадки
Длинноногий, длинношеий,
длинноклювый,
телом серый,
а затылок голый,
красный.
Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых
попрыгушек. (Журавль)
Хитрая плутовка,
рыжая головка,
пушистый хвост-краса.
Кто это? (лиса)
- Могут ли они встретиться вместе в природе?
-В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в
народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые
невероятные вещи.
- Как называется жанр? (Сказка)
- Над какой сказкой будем работать на уроке?
-Сформулируйте тему урока. Поставьте перед собой задачи.
ІV.Работа по теме урока
1.Словарная работа:
«вздумала», «дорогой гость», «стряпала», «званый пир», «не
обессудь», «потчевать», «несолоно хлебавши»
2.Чтение сказки учителем
-Удалось ли Лисичке перехитрить Журавля?
3.Чтение сказки учениками вслух
4.Беседа по сказке
- Почему лиса пригласила журавля к себе? ( они подружились)
- Как Лиса приглашала Журавля? ( По-доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила. Каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась. И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)
- Правильно, ли поступила лиса?
- Что происходит дальше? ( когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила ,что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся»)
- А как повёл себя журавль? ( Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)
- Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком)
- Как вы думаете, почему он так сделал? ( Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)
-Можно ли предположить, что лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им.
ФИЗМИНУТКА
6. Чтение «Волна» (тихо, громко, громче, тише, тихо)
7.Работа в парах «Подбери черты характера»
ЛИСИЧКА ЖУРАВЛЬ
Изобретательность
Льстивость
Неискренность
Учтивость
Доброта
Искренность
Доверчивость
Вежливость
Коварство
8.Чтение по ролям.
9.Работа над пословицами
-Разъедините слова и прочитайте пословицы:
Нетотдруг, ктомедоммажет, атот, ктоправдуговорит.
Какоеугощение, такоеблагодарение.
-Какая пословица может быть заглавием к нашей сказке?
10. Работа в группах над созданием рисунков для создания диафильма
V.Итог урока. Рефлексия.
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Что для этого надо делать?
- Ребята, вы прекрасно работали.
- Наш урок закончен. Спасибо. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?
VІ.Домашнее задание.
- Перечитать сказку, подготовиться к инсцинировке