12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Опачанова Анна Ивановна17


Опачанова Анна Ивановна,

учитель начальных классов









План – конспект

урока во 2 классе по литературному чтению



Тема.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»













Тип урока: решение частных задач, с использованием элементов проектной деятельности и критического мышления.

Педагогические задачи: ознакомить детей с новым видом сказок на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди»; создать условия для обучения учащихся делению текста на части; озаглавливание частей; способствовать развитию творческого воображения, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам.

Планируемые результаты учащихся:

Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:

Познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста)

Регулятивные: самостоятельно формируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока

Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Личностные: проявляют интерес к литературному чтению

Образовательные ресурсы: учебник, рисунки учащихся, аудиозапись сказки, презентация, карточки, выставка книг «Русские народные сказки», иллюстративный материал к сказке «Гуси-лебеди», волшебный клубок, шкатулка, зеркало, рисунок яблоньки, разноцветные яблочки.

Метод обучения: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.





План урока:



Орг. момент 2 мин

Проверка знаний учащихся. 3 мин

Работа с новым произведением,

первичная проверка прочитанного. 10 мин

Физкультминутка 2 мин

Словарная работа. 3 мин

Работа с сюжетными картинками, деление

на части, анализ сказки. 10 мин

Отчёт по проекту. 5 мин

Физкультминутка. 2 мин

Обобщение. Итог урока. 4 мин

Домашнее задание. 2 мин

Рефлексия. 2 мин





















ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Звучит музыка – заставка передачи «В гостях у сказки»). (Слайд 1).

Прозвенел звонок для нас.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Слушайте внимательно.

Обещаю, наш урок - будет увлекательным!

II. Мотивация учебной деятельности.

 -Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – …! (Сказка)

Ш. Инсценировка сказки. Посмотрите сценку.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

-Доченька,- говорила мать,- мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси - лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь - братца нету. Ахнула, кинулась туда-сюда - нету!

IV. Тема и цели урока.

Ребята, кто может назвать тему урока?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной волшебной сказкой «Гуси – лебеди», будем читать сказку и делить текст на части, а также вспомним виды сказок. (Слайд №2).

V. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Беседа.

- А что такое сказка? (ответы детей)

- Посмотрите на экран. 

Сказка – литературное произведение, обычно народно - поэтическое, о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (Слайд №3).

Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки, для этого мы должны пройти испытания, найти волшебную шкатулку и узнать,  кто самый важный и нужный человек на уроке, а поможет нам в этом волшебный клубок.

2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

- Клубок нас привел на 1 станцию «Проверка знаний и умений» (показать на рисунке). (Слайд №4).

- Какой раздел мы с вами изучаем? (Устное народное творчество. Сказки. Русские народные сказки.)

- Я уверена, что все вы любите сказки.

-Чем они отличаются от других произведений? (В сказках может быть волшебство).

- С каких слов начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве... – зачин).

- В сказках встречаются волшебные числа. Какие? (3,7, тридевятое, тридесятое)

- Что чаще всего побеждает в сказках? (Добро).

- Как называются сказки, у которых нет автора? ( Народные).

-А сказки, у которых есть автор? ( Авторские).

- Клубок нас привел на 2 станцию. Она называется «Дружба», потому что вы сейчас будете вместе трудиться. (Слайд № 5).

- Все сказки разные. Разные герои, разное место действия, разные поступки. И так, мы знаем, что сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. (Слайд № 6).

- Как вы думаете, какие сказки называют волшебными? Бытовыми? О животных?

- Распределите сказки на три группы. (Работа в парах. На столах у детей карточки с названиями сказок.)

- Вы правильно распределили сказки. (Проверка. Слайд № 7).

VI. Работа над новым материалом.

1. - Клубок нас привел на 3 станцию «Волшебная». (Слайд №8).

- В гостях у нас волшебная сказка «Гуси-лебеди». В волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи - люди, но, если в бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью волшебства.

2. Послушаем аудиозапись этой сказки в исполнении актёров. (Слайд №9).

- Понравилась сказка? Чем понравилась? (Ответы детей)

3. Словарная работа. (Слайд №10).

- Клубок нас привел на 4 станцию «Словарная».

- Все ли слова в сказке были вам понятны? Давайте разберём значение непонятных слов. Подберите синонимы.

«кликала» - звала

«причитывала» - говорила с плачем

«покуда» - пока

«худо будет» - плохо

«кудель» - пучок льна, приготовленный для пряжи

«веретено» - приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити.

«устьице» - выходное отверстие печи

- Как вы понимаете: «Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась.

«Зачем на глаза явилась? – Зачем пришла?

- Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими.

VII. Физкультминутка

- Клубок нас привел на 5 станцию «Чистоговорка». (Слайд №11).

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Я как печь пыхчу:

- Пых! Пых! Пых!



VIII.Чтение сказки и составление плана.

- Клубок нас привел на 6 станцию «Сказочная».

- Рассмотрите рисунки к сказке. (Слайд № 12).

- Сколько частей в сказке? Составьте план по картинкам.

План. (Слайды№13).

Потеря брата.

Поиск.

В избушке у Бабы-Яги.

Возвращение домой.

- А сейчас будем читать сказку по частям плана.

-Какая беда приключилась у сестрицы? ( Гуси-лебеди унесли брата.)

- Почему же с детьми случилась беда? (Девочка не послушалась старших.)

- Как сестра догадалась, кто унёс братца? ( «Про гусей давно шла дурная слава, что они пошаливали...)

- Прочитаем вторую часть.

-О чём девочку просили печка, яблонька, речка? Как она им отвечала?

- Где встречается троекратный повтор? (Печка, яблонька, река.)

-Почему в первый раз они не помогли девочке? ( Не выполнила их просьбу.)

- Прочитаем третью часть сказки.

- Где же нашла сестра своего брата? (У Бабы-Яги.)

-Что мышка попросила у девочки?

-Как мышка отблагодарила девочку?

- Прочитаем последнюю часть сказки.

-Кому больше всего сочувствуешь? Кто главный герой?

-Кто помог сестрице во 2раз?

-Как яблонька помогла девочке?

- Как заканчивается сказка? (Добро побеждает зло.)

- Какой урок вы вынесли из сказки? ( Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добро.)

IX. Закрепление изученного материала и проверка знаний.

1. Выставка рисунков.

-Посмотрите, какие замечательные рисунки вы нарисовали. Что вас затронуло и волновало вы отразили в своих рисунках. Перед нами раскрылись великолепные таланты.

2. Физкультминутка.

- Клубок нас привел на 7 станцию «Спортивная».(Слайд № 14).

В тёмном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперёд (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-Яга живёт (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.



3. Мини - проекты.

- Клубок нас привел на 8 станцию «Проектная». (Слайд № 15).

- Некоторые ребята приготовили интересные доклады о персонажах сказки. Пришло время отчитаться.





а) « Русская печка» (Слайд № 16).

1.Положительные персонажи часто любят сидеть и лежать на печи. Илья Муромец провёл на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и баба-яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Русская печь большая и долго сохраняет тепло. При помощи неё на Руси изгоняли простудные заболевания, готовили очень вкусную еду: блины, пироги, каши.



б) Яблоня - род листопадных деревьев и кустарников с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами.  Золотистый цвет яблок - символ красоты, здоровья, свежести и молодости. В сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает сестрице спасти брата. Целительной силой обладают яблоки в сказке «Иван-царевич и серый волк». Съешь яблочко и станешь молодым и красивым. (Слайды №17-18).



в) Кисельные реки, молочные берега. Нам в столовой часто дают на завтрак кисель. Он ягодный, хотя и густой по сравнению с молоком, но всё равно жидкий, никакие берега из него не получатся. Однако в русских деревнях ели овсяный кисель, пресную и невкусную пищу, как жидкую кашу светло-серого цвета, напоминающую по цвету берега реки. Это выражение означает безбедную, беззаботную жизнь, когда всё есть. (Слайды №19-20).



г) Баба-Яга. Лесная старуха-волшебница. Вид у неё страшный: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Летает на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные: чёрные коты, вороны и змеи. Живёт в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу. (Слайды №21-22).

- Молодцы, вы нашли интересный материал о персонажах сказки и подготовили хороший отчет.

X. Итог урока.

- Удалось ли нам разгадать  тайны сказок?

- Что было интересным на уроке?

- Теперь мы можем открыть нашу шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным человеком на уроке. (Слайд №23).

- Что там лежит? (Зеркало.) (Слайд №24).

- Если посмотреть в него, кого вы там увидите? (Себя)

- Вы удивлены?

- Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

- Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

Рефлексия

В сказке встретилась нам яблонька. Она грустит без яблочек и ждет их от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.

Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке красное яблочко.

Кому было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке желтое.

Кому было не интересно на уроке, подарите ей зеленое яблочко.

ХI. Домашнее задание.

Прочитать сказку стр. 48-53.

Нарисовать иллюстрацию к сказке "Гуси-лебеди".

ХII. Обобщение. Итоги.

- Какие бывают сказки? ( О животных, бытовые, волшебные.)

-Чему учат сказки?



Дополнительно:

- Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.