12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жмурова Оксана Михайловна105
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

2. Тип урока: Открытие нового знания.

3. Представление о результатах:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- предметные результаты: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,

анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;

 

4.Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки по ролям, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

 

5.Технология: системно-деятельностный метод обучения.

 

6.Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка", презентация, листы саооценивания.

 

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ууд

1.

Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности)

Создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался и нацелился на "покорение новых вершин"

Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

 

1. - Урок мне хотелось бы начать с такого вопроса: какие качества нам необходимо проявить на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей?

 

.

 

 

внимательность

трудолюбие

уверенность

уважение

терпение

активность

взаимопомощь

дружелюбие

Готовность к учебной деятельности.

Личностные:проявляют познавательный интерес к новому учебному мктериалу, стремятся к приобретению новых знаний и умений.

 

2. Рифмованное начало урока

 

-Послушайте меня внимательно и помогите мне закончить стих-е...

 

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.(хором)

 

 

 


 


 


 


 


 

-Сказка.

Личностные:С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Регулятивные:С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные:С помощью учителя составляет целое из частей, выделяют и формулируют познавательную цель, строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: С помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера в соответствии с ситуацией, С помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка

 

- Любите ли вы читать сказки?

 

- Какие сказки вы знаете?

 

- Что такое сказка?( опора на слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто сочиняет сказки?

 

 

 

 

-Да.

перечисляют

-Сказка-это


 


 


 


 

-Писатели, народ.

 

 

3. Напутствие

- У вас на партах лежат красные карточки. Работаем в парах.

Прочитайте (ШЕПОТОМ) стихотворение…

Чтоб умным человеком стать-

Учись читать, учись читать.

И помни: каждый ученик


Не может жить без добрых книг.

- Для чего нужны уроки чтения в школе?

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?


 


 

Самооценивание

-Если у вас все в поряке, вы настроены на урок, поставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтобы как можно больше знать.

 

-Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли, составлять планы, цепочки, пересказывать тексты.

 

 

 

Отмечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Актуализация знаний. Постановка учащимися цели урока.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Формулировать познавательную цель с помощью учителя.

Таблица

1.Название

теремок

 

2.Вид

авторская

 

3.Начало

Стоит в поле теремок

 

4.Главные герои

Мышка

Лягушка

Заяц

Лиса

Волк

Медведь

 

 

5.Конец

грустный

 

6.Смысл сказки заключается в проявлении

Дружелюбие

гостеприимтсво

 

 


 


 


 


 

Подготовлены двух цветов карточки в конвертах:

Мышка -норушка

Лягушка-квакушка

Заяц - на горе увертыш

Лисичка-сестричка

Волк -из-за кустов хватыш

Медведь -тяпыш-ляпыш


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

На карточках


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Презентация


 

1. Начало работы по составлению сравнительной таблицы

 

 

1) - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?( Таблица)

 

- Что такое теремок?

 


 

2)- Кто автор этой сказки?

- Значит по виду эта сказка какая? ( Таблица)

3) Какими словами начинается сказка?

 

- Что вы помните об авторе сказки – Е. Чарушине?

 

 

4) Работа в парах

- В каком порядке появлялись животные и какие прозвища были у животных в сказке? А также вспомним как они разговаривают...Проведем игру

Игра «Угадай, чей голос»

- Я даю характеристику голоса, вы находите название этого героя

тихий, дрожащий (заяц)

вкрадчивый, льстивый, заискивающий(лисичка)

низкий, говорит медленно(медведь)

хриплый, грубый(волк)

тоненький, писклявый(мышка)

громкий, говорит отрывисто(лягушка)

 

- В правильном ли порядке вы расположили героев сказки ?(проверяют)

- рядом с названиями животных разложите их прозвища. (разлаживают)

 

А теперь давайте проверим ( прикрепить названия с прозвищами на таблицу)

 

5) -Каким был конец сказки?

 

 


 

6)-Какие качества проявили герои?

Самооценивание

-Если вы отвечали на вопросы, правильно выполнялипоставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный

1. Речевая разминка

- А сейчас давайте проведем речевую разминку. К чему она нас готовит?

Ру-са – са – са –

в лесу бегает  лиса ;

Со – ка - со – со –

у Вовы колесо;

Ос –вич- ос – ос –

на поляне много ос ;

Ка - су – су – су –

было холодно в лесу.


 

Медленно и тихо, четко и громко, с вопросительной интонацией, выразительно.

- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)


 

-А кто мне может сказать, что такое рукавичка?

-А вот в толковом словаре С.И. Ожегова написано рукавичка-предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно.

Меховые рукавицы. Брезентовые рукавицы (рабочие)

-Из чего вяжут?

-Для чего они нужны?

 

Самооценивание

- Если вы правильно определили название сказки, поставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный

 

 

 

 

 

- Теремок.

 

 


 

- Дом с высокой крышей.

 

- Евгений Чарушин.

 

- Авторская.

 

 

- Стоит в поле теремок...

 

 

- Писал сказки и рассказы о животных.


 


 

В парной работе отгадывают названия животных:


 


 


 


 


 

Мышка

Лягушка

Заяц

Лиса

Волк

Медведь


 


 


 


 


Проверяют.


 

Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались.

уважение

терпение

взаимопомощь

дружелюбие

гостеприимство


 


 


 


 

Читают.


 


 


 


 


 


 


 

Подчеркивают лишние слоги.


 


 


 

Отвечают.


 


 


 


 

-Из ниток. Их шьют.

-Защитить руки от мороза.

Личностные:

С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Регулятивные:С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные:С помощью учителя составляет целое из частей, выделяют и формулируют познавательную цель, строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: С помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера в соответствии с ситуацией, С помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка

3. Этап выявления места и причины затруднений

Дать возможность осознать, в чем именно состоит затруднение, каких ЗУН им не хватает для решения пробного задания.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор .

(Две ученицы )

Разыгрывается проблемный диалог

1 лисичка: -Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?

2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!

2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)


 

 

 

 

 

 

 

возможность осознать, в чем именно состоит затруднение, каких ЗУН им не хватает для решения пробного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

 

-Сказку теремок мы прочитали, а сказку Рукавичка...

-Вы можете назвать все героев этой сказки


 

- Какую цель мы поставим на уроке?


 

- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?

- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?

- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

- Тогда давайте послушаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.

 

Знакомство со сказкой

 

Слушают сказку.

 

-нет

 

-нет

 

 

 

 

-Прочитать , познакомиться со сказкой

 


 

личностные:проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра. Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно сучителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

предметные результаты: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка

 

 

 

 

 

5.

Реализация построенногопроекта

Создать проект выхода и попробовать применить его на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверты другого цвета с карточками в парах

- Понравилась ли вам сказка?

 

- Вы конечно очень внимательно слушали сказку, назовите ее героев.

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

Восстанавливаем последовательность героев

 

Мышка - поскребушка

Лягушка - попрыгушка

Зайчик - побегайчик

Лисичка - сестричка

Волчок - серый бочок

Кабан - клыкан

Медведюшка - батюшка

 

- Как вы считаете, мы правильно восстановили последовательность героев. Что нужно сделать, чтобы быть твердо уверенными в ответе?

 

- Давайте продолжим нашу работу, в тексте встретятся такие слова

 

бре-дет – бредет

не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться под-хо-дит – подходит

ра-зо-рве-тся [ца] –разорвется

 

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

 

 

- Давайте откроем учебник на с. ____

Читаем

 

-да


 


 


 


 


 


 


 

2-3 пары отвечают


 


 


 


 

- прочитать самим

Создают проект выхода и пробуют применить его на практике.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Решают задания по выбранному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия

 

 

 

На доске лесенка, по ходу заполняем ступеньки( картинки животных -вверху, цитаты- внизу).

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону. Учитель создает ситуацию успеха для учеников.

Чтение с остановками

 

- Я буду говорить стоп, на этом месте вы ставите черту.

 

 

Составляем цитатный план по ходу чтения, последовательность героев

1. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

2. - А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!

3. - А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

4. -А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

5. - А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

6. - А я кабан - клыкан. Пустите и меня!

7.- А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!


 


 


 


 


 


 


 

-А сейчас проверим по нашему плану правильно ли вы указали порядок появления животных в рукавичке?

-Ребята, поможет ли нам такой план при пересказе текста сказки?

Самооценивание

- Если вы правильно указали последовательность появления животных,, поставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный


 


 


 


 


 


 


 


 

-А мне чего-то не хватает. Разве можно начать пересказ с таких слов?...

 

 

-Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.?

Давайте составим тонкие и толстые вопросы по началу сказки....

Тонкие:


 

Толстые:


 


 

По мере составления плана проводят проверку последовательности героев

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проверяют, я прикрепляю эталон на таблицу


 

-да


 


 

-нет, ведь сказка не так начинается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Понравилась ли вам сказка?

 

- Кто обронил рукавичку?

 

- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?

 

- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

 

- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:

«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».

 

Наводящие вопросы:

«Куда пошёл дедушка?»

«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»

«Можно ли догадаться?»

«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»

«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»

 

- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

- Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.

- Назовите родственное слово к слову «рукавички».

 

 

- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

- Что услышали?

- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей: «Нет, не можем».

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

(слайд №5)

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей: «Рукавицы».

 

 

 

Ответ детей: «Слово состоит из двух частей:

«рука» и «виться»,

то есть «виться вокруг руки».

(слайд №6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставленная проблема решена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания.

 

 

Подготовка к пересказу.

Составление картинного плана:

- Как начинается сказка?

- Кто первый стал жить в рукавичке?

- Кто за кем появился в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили звери медведя в рукавичку?

2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану.

3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка».

- Чем они похожи?

- Чем они отличаются?

 

 

 

 

4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:

«В тесноте, да не в обиде».

«Знает сорока, где зиму зимовать».

«Согласие крепче каменных стен».

- Чему нас учат данные сказки?

 

 

 

(слайд №8)

 

 

Ответы детей.

 

Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке.

 

Дети пересказывают сказку.

 

 

(слайд №9)

Название;

Главные герои;

(слайд №10)

Содержание сказки;

Конец сказки.

 

(слайд №11)

 

 

Ответ детей:

«В тесноте, да не в обиде».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.



 

10.

Введение знаний в систему.

Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.

 

 

- Вы знаете, в нашей библиотеке, к сожалению, не оказалось таких книжек, как сказки «Теремок» и «Рукавичка».

 

- Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который делает книжки?

 

- Я предлагаю первой группе изготовить обложку для книжки, которую назовём «Теремок», а второй группе обложку для книги под названием «Рукавичка».

Но будьте внимательны, в работе нужна точность, ошибок не должно быть.

Эти книжки, в которых вы сделали обложки своими руками, помогут ребятам (будущим первоклассникам) познакомиться с этими интересными сказками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в группах. (дети вклеивают в заготовку обложки героев сказки)

 

 

 

 

Самоконтроль.

(слайд №12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.



 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка результатов деятельности.

 

 

Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.

 

 

 

 

- Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?

 

 

- Как мы решили эту проблему?

 

 

 

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.

 

Ответ детей:

«Почему сказка называется «Рукавичка»?

 

«Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы».

Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.

12.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое – самым простым?

- Продолжите предложение:

 

На уроке я узнал…

Я запомнил…

Мне понравилось…

Похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

 

- А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

 

- У кого весёлые смайлики?

 

- У кого серьёзные смайлики?

 

- Спасибо всем за урок.

 

-Урок окончен.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.