Урок литературы на тему «Русская народная сказка "Рукавичка"» (1 класс)
1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
2. Тип урока: Открытие нового знания.
3. Представление о результатах:
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,
анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;
4.Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки по ролям, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5.Технология: системно-деятельностный метод обучения.
6.Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка", презентация, листы саооценивания.
№ п/п |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ууд |
|||||||||||||||||||||
1. |
Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности) |
Создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался и нацелился на "покорение новых вершин" |
Уточнять и конкретизировать действия учащегося.
1. - Урок мне хотелось бы начать с такого вопроса: какие качества нам необходимо проявить на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей?
|
.
внимательность трудолюбие уверенность уважение терпение активность взаимопомощь дружелюбие |
Готовность к учебной деятельности. Личностные:проявляют познавательный интерес к новому учебному мктериалу, стремятся к приобретению новых знаний и умений. |
|||||||||||||||||||||
|
2. Рифмованное начало урока
-Послушайте меня внимательно и помогите мне закончить стих-е...
О чём-то скрипит половица, И спицам опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка.(хором) |
-Сказка. |
Личностные:С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные:С помощью учителя составляет целое из частей, выделяют и формулируют познавательную цель, строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: С помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера в соответствии с ситуацией, С помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка |
|||||||||||||||||||||||
- Любите ли вы читать сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Что такое сказка?( опора на слайд)
-Кто сочиняет сказки?
|
-Да. перечисляют -Сказка-это
-Писатели, народ. |
|
||||||||||||||||||||||||
3. Напутствие - У вас на партах лежат красные карточки. Работаем в парах. Прочитайте (ШЕПОТОМ) стихотворение… Чтоб умным человеком стать- Учись читать, учись читать. И помни: каждый ученик
- Для чего нужны уроки чтения в школе? - Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
Самооценивание -Если у вас все в поряке, вы настроены на урок, поставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный
|
-Чтобы как можно больше знать.
-Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли, составлять планы, цепочки, пересказывать тексты.
Отмечают. |
|
||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний. Постановка учащимися цели урока.
|
Формулировать познавательную цель с помощью учителя. Таблица
Подготовлены двух цветов карточки в конвертах: Мышка -норушка Лягушка-квакушка Заяц - на горе увертыш Лисичка-сестричка Волк -из-за кустов хватыш Медведь -тяпыш-ляпыш
На карточках
Презентация
|
1. Начало работы по составлению сравнительной таблицы
1) - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?( Таблица)
- Что такое теремок?
2)- Кто автор этой сказки? - Значит по виду эта сказка какая? ( Таблица) 3) Какими словами начинается сказка?
- Что вы помните об авторе сказки – Е. Чарушине?
4) Работа в парах - В каком порядке появлялись животные и какие прозвища были у животных в сказке? А также вспомним как они разговаривают...Проведем игру Игра «Угадай, чей голос» - Я даю характеристику голоса, вы находите название этого героя тихий, дрожащий (заяц) вкрадчивый, льстивый, заискивающий(лисичка) низкий, говорит медленно(медведь) хриплый, грубый(волк) тоненький, писклявый(мышка) громкий, говорит отрывисто(лягушка)
- В правильном ли порядке вы расположили героев сказки ?(проверяют) - рядом с названиями животных разложите их прозвища. (разлаживают)
А теперь давайте проверим ( прикрепить названия с прозвищами на таблицу)
5) -Каким был конец сказки?
6)-Какие качества проявили герои? Самооценивание -Если вы отвечали на вопросы, правильно выполнялипоставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный 1. Речевая разминка - А сейчас давайте проведем речевую разминку. К чему она нас готовит? Ру-са – са – са – в лесу бегает лиса ; Со – ка - со – со – у Вовы колесо; Ос –вич- ос – ос – на поляне много ос ; Ка - су – су – су – было холодно в лесу.
Медленно и тихо, четко и громко, с вопросительной интонацией, выразительно. - Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)
-А кто мне может сказать, что такое рукавичка? -А вот в толковом словаре С.И. Ожегова написано рукавичка-предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Меховые рукавицы. Брезентовые рукавицы (рабочие) -Из чего вяжут? -Для чего они нужны?
Самооценивание - Если вы правильно определили название сказки, поставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный
|
- Теремок.
- Дом с высокой крышей.
- Евгений Чарушин.
- Авторская.
- Стоит в поле теремок...
- Писал сказки и рассказы о животных.
В парной работе отгадывают названия животных:
Мышка Лягушка Заяц Лиса Волк Медведь
Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. уважение терпение взаимопомощь дружелюбие гостеприимство
Читают.
Подчеркивают лишние слоги.
Отвечают.
-Из ниток. Их шьют. -Защитить руки от мороза. |
Личностные: С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Регулятивные:С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные:С помощью учителя составляет целое из частей, выделяют и формулируют познавательную цель, строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: С помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера в соответствии с ситуацией, С помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка |
|||||||||||||||||||||
3. Этап выявления места и причины затруднений |
Дать возможность осознать, в чем именно состоит затруднение, каких ЗУН им не хватает для решения пробного задания. |
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор . (Две ученицы ) Разыгрывается проблемный диалог 1 лисичка: -Привет! 2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут? 1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как? 2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка! 1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь? 2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где? 1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»! 2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)
|
|
возможность осознать, в чем именно состоит затруднение, каких ЗУН им не хватает для решения пробного задания.
|
||||||||||||||||||||||
4. |
Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации |
|
-Сказку теремок мы прочитали, а сказку Рукавичка... -Вы можете назвать все героев этой сказки
- Какую цель мы поставим на уроке?
- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям? - Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»? - Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? … - Тогда давайте послушаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.
Знакомство со сказкой
Слушают сказку. |
-нет
-нет
-Прочитать , познакомиться со сказкой
|
личностные:проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. - метапредметные результаты: а) Познавательные УУД:выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме. б) Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно сучителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. предметные результаты: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка
|
|||||||||||||||||||||
5. |
Реализация построенногопроекта |
Создать проект выхода и попробовать применить его на практике.
Конверты другого цвета с карточками в парах |
- Понравилась ли вам сказка?
- Вы конечно очень внимательно слушали сказку, назовите ее героев.
Словарная работа
Восстанавливаем последовательность героев
Мышка - поскребушка Лягушка - попрыгушка Зайчик - побегайчик Лисичка - сестричка Волчок - серый бочок Кабан - клыкан Медведюшка - батюшка
- Как вы считаете, мы правильно восстановили последовательность героев. Что нужно сделать, чтобы быть твердо уверенными в ответе?
- Давайте продолжим нашу работу, в тексте встретятся такие слова
бре-дет – бредет не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться под-хо-дит – подходит ра-зо-рве-тся [ца] –разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
- Давайте откроем учебник на с. ____ Читаем
|
-да
2-3 пары отвечают
- прочитать самим |
Создают проект выхода и пробуют применить его на практике. |
|||||||||||||||||||||
6.
7. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
Решают задания по выбранному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия
На доске лесенка, по ходу заполняем ступеньки( картинки животных -вверху, цитаты- внизу).
Самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону. Учитель создает ситуацию успеха для учеников. |
Чтение с остановками
- Я буду говорить стоп, на этом месте вы ставите черту.
Составляем цитатный план по ходу чтения, последовательность героев 1. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: - Тут я буду жить. 2. - А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня! 3. - А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня! 4. -А я лисичка-сестричка. Пустите и меня! 5. - А я волчок - серый бочок. Пустите и меня! 6. - А я кабан - клыкан. Пустите и меня! 7.- А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
-А сейчас проверим по нашему плану правильно ли вы указали порядок появления животных в рукавичке? -Ребята, поможет ли нам такой план при пересказе текста сказки? Самооценивание - Если вы правильно указали последовательность появления животных,, поставьте галочку в -зеленый круг, если все таки нет- в красный
-А мне чего-то не хватает. Разве можно начать пересказ с таких слов?...
-Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: - Тут я буду жить.? Давайте составим тонкие и толстые вопросы по началу сказки.... Тонкие:
Толстые:
|
По мере составления плана проводят проверку последовательности героев
Проверяют, я прикрепляю эталон на таблицу
-да
-нет, ведь сказка не так начинается |
|
|||||||||||||||||||||
8. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. |
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто обронил рукавичку?
- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?
- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».
Наводящие вопросы: «Куда пошёл дедушка?» «Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?» «Можно ли догадаться?» «Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?» «Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»
- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали? - Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать. - Назовите родственное слово к слову «рукавички».
- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица». - Что услышали? - Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».
|
Ответ детей: «Нет, не можем».
Ответы детей.
(слайд №5)
Ответ детей: «Рукавицы».
Ответ детей: «Слово состоит из двух частей: «рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки». (слайд №6)
|
Поставленная проблема решена. |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
9. |
Первичное закрепление. |
Проговаривание нового знания.
|
Подготовка к пересказу. Составление картинного плана: - Как начинается сказка? - Кто первый стал жить в рукавичке? - Кто за кем появился в сказке? - Кто был последним? - Пустили звери медведя в рукавичку? 2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану. 3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». - Чем они похожи? - Чем они отличаются?
4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке: «В тесноте, да не в обиде». «Знает сорока, где зиму зимовать». «Согласие крепче каменных стен». - Чему нас учат данные сказки?
|
(слайд №8)
Ответы детей.
Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке.
Дети пересказывают сказку.
(слайд №9) Название; Главные герои; (слайд №10) Содержание сказки; Конец сказки.
(слайд №11)
Ответ детей: «В тесноте, да не в обиде».
|
Самооценка.
|
|||||||||||||||||||||
10. |
Введение знаний в систему. |
Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.
|
- Вы знаете, в нашей библиотеке, к сожалению, не оказалось таких книжек, как сказки «Теремок» и «Рукавичка».
- Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который делает книжки?
- Я предлагаю первой группе изготовить обложку для книжки, которую назовём «Теремок», а второй группе обложку для книги под названием «Рукавичка». Но будьте внимательны, в работе нужна точность, ошибок не должно быть. Эти книжки, в которых вы сделали обложки своими руками, помогут ребятам (будущим первоклассникам) познакомиться с этими интересными сказками. |
Дети работают в группах. (дети вклеивают в заготовку обложки героев сказки)
Самоконтроль. (слайд №12)
|
Самооценка.
|
|||||||||||||||||||||
11.
|
Итог урока.
|
Самооценка результатов деятельности.
|
Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.
- Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?
- Как мы решили эту проблему?
|
Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.
Ответ детей: «Почему сказка называется «Рукавичка»?
«Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы». |
Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели. |
|||||||||||||||||||||
12. |
Рефлексия. |
Оценка своих достижений на уроке. |
- Что вам больше всего понравилось на уроке? - Какое задание было самым трудным? - Какое – самым простым? - Продолжите предложение:
На уроке я узнал… Я запомнил… Мне понравилось… Похвалил бы себя за… После урока мне захотелось…
- А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?
- У кого весёлые смайлики?
- У кого серьёзные смайлики?
- Спасибо всем за урок.
-Урок окончен. |
Ответы детей.
|
|