Урок музыки на тему «Русские народные музыкальные инструменты» (2 класс)
Ход урока
1.Организационный. Мотивация.
Звучит р.н.м. «Полянка»
Дети заходят в класс, учитель предлагает взять разноцветные фишки из мешочка, предлагает сесть за парты, выбрав свой цвет. Дети делятся на группы, согласно цвету фишки, и рассаживаются по местам.
Приветствие «Музыка, здравствуй!»
Учитель: Добрый день, ребята! Вы хотите со мной отправиться в путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки и хорошего настроения?
Но, чтобы знать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки
(Учитель раздаёт каждой группе загадки про музыкальные инструменты)
Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это?
(дудочка)
А на ней пастух играет
Стадо быстро собирает.
Тонко он выводит трель,
Эта дудочка - … (свирель)
Музыкальный инструмент узнаём в один момент.
С ней в оркестре веселей, развлекает малышей.
Деревянная на вид, из дощечек состоит
Длинных и коротких, и трещит (трещотка).
Он - старинный инструмент.
Как же нравится он всем!
Издревле на нём играли:
Нам былины рассказали.
Он тоску разгонит, грусть ли.
Заиграйте звонче…(гусли.)
Учитель: Один ученик от каждой группы скажет нам отгадки.
(Учитель раздаёт картинки с изображением инструмента на каждый стол)
Вы – молодцы! Отгадали все загадки. Как вы думаете, что это за страна?
Дети: Музыкальная.
Учитель: Правильно, это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты, но какие инструменты в ней живут, мы узнаем, сложив правильно буквы, которые находятся в конвертах на ваших столах.
(Конверты с буквами «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»)
2. Определение темы урока, постановка цели и задач.
Учитель: Ребята, так какие же инструменты в ней живут?
Дети: Русские народные.
Учитель: Я закреплю эти слова на доске, это будет ТЕМОЙ НАШЕГО УРОКА. Как вы думаете, для чего мы отправляемся в путешествие?
Дети: Чтобы познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, послушать их звучание, поиграть на них.
Учитель: Правильно, ребята, значит, мы должны поставить перед путешествием задачи:
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ с инструментами
- ПОСЛУШАТЬ их звучание
- ПОИГРАТЬ на них
(Учитель прикрепляет слова-глаголы к доске)
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель: Скажите, ребята, а что такое русское народное творчество?
Дети: Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни.
Учитель: Да. Русский народ очень любил исполнять песни без сопровождения музыкальных инструментов, но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете?
Дети: Гусли, свирель, флейта.
Учитель: Молодцы! Ну что ж, тогда пора отправляться нам в путь, чтобы продолжить знакомство с другими музыкальными инструментами русского народа. Задачи нашего путешествия ясны. Но перед тем как отправиться в путь, я хочу вас предупредить, что в это путешествие приглашаются все, кто хочет и любит петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну, что ж, тогда в путь!
(ПЕСЕНКА «ПАРОВОЗИК» дети на местах выполняют движения)
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Итак, название 1-ей остановки вы узнаете, отгадав мою загадку:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша…
Дети: Балалайка
Учитель: Правильно! Балалайка. Название «балалайка», иногда её называли в «балабайка» – что означает «Болтать» «Балаболить». В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещотки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры).
Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и гармонь. В 18-19 и начале 20вв, балалайка была одним из самых распространённых народных инструментов, о чём свидетельствуют многочисленные песни, сказки, пословицы, а также изображения балалайки на лубочных картинках и др. Корпус балалайки деревянный, гриф длинный, звучит балалайка не громко, но звонко. В старину делали балалайки из тыквы, в разных местностях она имела разный вид и разный звук, её вид зависел от фантазии умельца.
Так как же называется эта остановка?
Дети: «Балалайкино» (ПОКАЗАТЬ НАЗВАНИЕ) Показать балалайку
ЗАПИСАТЬ НАЗВАНИЕ В ТЕТРАДЬ
Как вы думаете, к какой группе инструментов относится балалайка?
Дети: К струнной группе, потому что у неё струны.
(ВИДЕОФРАГМЕНТ «БАЛАЛАЙКА»)
Учитель: И снова в путь, ребята!
(ПЕСЕНКА «ПАРОВОЗИК»)
Учитель: Ребята, на этой остановке нас дожидается ещё один инструмент. Послушайте загадку о нём:
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная!
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)
Молодцы! Так как мы назовём нашу 2-ю остановку:
Дети: «Гармошкино»
Учитель: Да, назовём её «Гармошкино». (ПОКАЗАТЬ НАЗВАНИЕ и ИНСТРУМЕНТ)
ЗАПИСАТЬ НАЗВАНИЕ В ТЕТРАДЬ.
Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Этот инструмент и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он - клавишно-пневматический.
Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух.
(ВИДЕОФРАГМЕНТ «ГАРМОШКА»)
Учитель: Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. Поехали!
(ПЕСЕНКА «ПАРОВОЗИК»)
(Учитель играет в бубен) Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, звенит! Ребята, вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь?
Учитель: К какой группе относятся эти инструменты?
Дети: Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные.
Учитель: Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударялкино». (ПОКАЗАТЬ НАЗВАНИЕ)
Вот – бубен. Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко он применялся в военном деле и у скоморохов.
(ВИДЕОФРАГМЕНТ «БУБЕН»)
Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это…?
Дети: Деревянные ложки.
Учитель: Правильно! А Соня Шмакова знает стихотворение про ложки.
(Соня Ш. читает стихотворение «Ложки»)
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.
Учитель: Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более чист и ярок по тембру.
ЗАПИСАТЬ НАЗВАНИЯ В ТЕТРАДЬ
(ВИДЕОФРАГМЕНТ «ЛОЖКИ И КОЛОКОЛЬЧИКИ»)
Учитель: Ребята, одинаково ли звучали инструменты , с которыми мы познакомились?
Дети: Нет. Инструменты звучали не одинаково.
Учитель: Правильно, у каждого инструмента своя окраска звучания, как и у человеческого голоса. В музыке окраска звучания называется ТЕМБР.
Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится?
Дети: Оркестр.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? (ответы детей) Да, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Сейчас мы с вами поиграем в оркестре, как настоящие музыканты!
Ах, бубен, колокольчики,
Да деревянные ложки!
Поиграем на них, ребята, немножко!
(Исполняется песня «Добрый мастер».)
Учитель: Молодцы! Ну, и – снова в путь! Следующая остановка – самая любимая у всех ребят! А называется она… «Отдыхайкино». Вот мы с вами здесь и отдохнём! (ПОКАЗЫВАЕТ НАЗВАНИЕ)
(проводится игра «Весёлый бубен»)
Ты катись, наш звонкий бубен,
Быстро-быстро по рукам.
Где найдёшь ты остановку –
Там на нём сыграют нам.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,
Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать, пофантазировать на тему «Музыкальные инструменты будущего». Кто-то из вас нарисует эти инструменты, а кто-то напишет сочинение-сказку. Какие, по вашему мнению, инструменты будут в будущем?
7. ИТОГ УРОКА,
Итак, друзья, наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в наш класс.
(Песенка «Паровозик»)
- В какую страну мы сегодня совершили путешествие?
Дети: Музыкальную.
- Ребята, мы познакомились сегодня с новыми музыкальными инструментами? (Возвращаемся к первой задаче)
- Вы ПОСЛУШАЛИ голоса инструментов? Они одинаковы? (ответы детей) Как называется окраска звучания инструмента? ( Возвращаемся ко второй задаче)
Дети : Тембр.
Учитель: А играть на инструментах вам понравилось? (Возвращаемся к третьей задаче).
Как называется дружный инструментальный коллектив?
Дети: Оркестр.
8. РЕФЛЕКСИЯ,
Поставленные нами задачи мы выполнили. Значит, наше путешествие прошло с пользой.
Ребята, какое настроение сопровождало вас в путешествии: радостное или грустное?
Здесь лежат нотки – смайлики, кому путешествие понравилось, тот выбирает розовую нотку, кому было скучно в путешествии – зелёную, возьмите, пожалуйста, фишки - магнитики и прикрепите нотки на балалайку.
(ДЕТИ КРЕПЯТ НОТКИ-СМАЙЛИКИ К БАЛАЛАЙКЕ)
Учитель: Какую мелодию нам исполнила балалайка? Грустную или радостную?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
9.ОРГАНИЗАЦИЯ ОКОНЧАНИЯ УРОКА,
Наш урок заканчивается, и за хорошую работу я дарю вам картинки-раскраски с музыкальными инструментами. Спасибо за урок!
До свидания, ребята.