Русский язык "Что такое фразеологизмы?"

0
0
Материал опубликован 10 September





ПРОЕКТ УРОКА

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

Русский язык 3 класс



Тема: Что такое фразеологизмы?


Лыско Таиса Борисовна,

учитель начальных классов

ГБОУ «Кутейниковская школа»

Амвросиевского м.о.» ДНР











Донецк, 2024


Введение

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход. Обязательной частью фундаментального ядра содержания начального общего образования являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие Программы формирования универсальных учебных действий в комплексе Федеральной основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы, что ведет к освоению педагогами технологического подхода к проектированию урока.

Все, выше сказанное, обуславливает актуальность формирования у педагогов умения планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять достижение планируемых результатов обучения, нашедших отражение в ФГОС НООО, ФОП НОО, Федеральных рабочих программах по учебным предметам.

На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Русский язык очень богат фразеологизмами. И чем больше человек их знает, тем выразительнее и богаче его речь. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях: в споре, в выступлениях, в написании сочинений, в житейском разговоре. Но, чтобы, «не попасть впросак», необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм. Поэтому мы считаем, что данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.


Проект урока (технологическая карта) в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО

При разработке проекта был реализован урок «открытия» новых знаний, использованы базовые технологии: технология проектного обучения, технология деятельностного метода, технология смыслового чтения.

Класс: 3

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: что такое фразеологизмы?

Цель урока (стратегия деятельности учителя): первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое фразеологизмы?».

Предметные: получат возможность научиться осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах учебной деятельности; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

познавательные – будут развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; осваивать способы решения проблем поискового характера; работать с учебными моделями.

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

регулятивные – будут определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие с поставленной задачей, осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):

Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами.

Базовая технология: проблемное обучение.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Электронные средства обучения, дидактические материалы, оборудование

Самоопределение к деятельности.





Организационный момент.


- Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я – от сердца ключик». (После этих слов поворачиваются, глядя в глаза своему партнёру, проговаривают) «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодятся сегодня на уроке.

- Пусть удача и успех сопровождают вас всегда и дарят вам свои лучики тепла, добра и взаимопомощи. Начинаем наш урок. А вот и первый лучик «Удача» заглянул к нам на урок. Прочитайте, что он нам принес.

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!



Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Приветствуют друг друга. Повторяют движения.

Настраиваются на урок.

Читают текст на лучике.

Личностные: научатся применять знания для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях;

способствовать развитию интереса к изучению учебного предмета.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f708

Учебник, рабочая тетрадь. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Ребята, вам все было понятно? Все ли вы смогли разобрать? Вам все слова показались понятными и обычными.

- Вам не кажется, что в тексте употребляются какие - то необычные выражения?

Подчеркните и выпишите выражения, которые вам были не понятны.


Отвечают на вопрос. Высказывают предположения.

Записывают число, классная работа

Подчеркивают. Зачитывают. Записывают

Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Регулятивные:

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

целеполагание.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Познавательные:

проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания. Предметные:

обобщать знания о приёмах устного и письменного умножения на двузначное число.


Постановка учебной задачи.

- Может быть, кто-то из вас знает, как называются эти выражения?

Откройте учебник на стр. 49. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока.

Как вы ответите на этот вопрос?

Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него.

Давайте попробуем поставить цель нашего урока.

Знать:

Уметь:

Воспитывать:

Диалог с учителем.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.


Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ставят цель урока.

Знать понятие фразеологизмы;

Роль фразеологизмов в речи человека.

Уметь находить в предложении фразеологизмы.

правильно употреблять фразеологизмы

Познавательные: уметь отличать новое знание от уже известного, умение классифицировать объекты.

Коммуникативные: учиться высказывать свое мнение.

Регулятивные: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя.


Изучение нового мате-

риала.

1. Работа

по учебнику

Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

Кого называют словом «тапи́р»?

Что означает выражение «повесил нос»?

Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Работа с правилом.

Прочитайте правило и выделите ключевые слова, которые нам помогут понять, что значит «устойчивое сочетание»

Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык»

Выполняют

задание.

Ответы учащихся.

Внимательно слушают.




Читают. Выделяют. Зачитывают:

Нельзя заменить слово, смысл всего выражения, а не отдельных слов.



Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах.

Познавательные:

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания.

Предметные:

умение выделять главное.


2. Работа
со словарем фразеологизмов

Обратите внимание, что в учебнике на с. 157–
158 помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.

Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84?

Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.







Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем-

Надо косточки встряхнуть.

Открывают
и рассматривают словарь. Работают со словарем.


Зачитывают выражения








Выполняют упражнения физкультминутки

Личностные:

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

выполнять устные и письменные приемы умножения.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах.

Познавательные:

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать знания.

Предметные:

работа со словарем с использованием алгоритма.


Первичное закрепление (усвоение нового)

Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю.

Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания, работа в парах.

Составляют предложения, употребив в нем одно из данных фразеологизмов

Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные: использование начальных сведения о фразеологизмах.


Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Найдите упр. 87. Прочитайте. Найдите устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их значение.


Выполните письменное задание. Проверьте написанное.

Учитель на доске демонстрирует правильное написание слов
в словосочетаниях.

Выполняют
задание. Осуществляют
самопроверку



Итог урока.

Рефлексия деятельности

Над какой темой работали на уроке?

Какую роль выполняют в нашей речи фразеологизмы? Какие фразеологизмы вы слышали в устной речи?

Задание: соедините фразеологизмы с соответствующей картинкой. Объясните их значение. Витать в облаках, висеть на волоске, войти в историю, волосы становятся дыбом, клевать носом, курам на смех

t1725973600aa.pngt1725973600ab.pngt1725973600ac.pngt1725973600ad.pngt1725973600ae.pngt1725973600af.png

Что выполняли на уроке?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Вот, посмотрите наш второй лучик «Наши успехи» Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на доске. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:


1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук. Показ слайда

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.


Отвечают
на вопросы. Записывают ответы в тетрадь.





По одному ученику у доски соединяют картинку с фразеологизмом, объясняют, как они понимают данный фразеологизм.






Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные: использование начальных сведений о жарких районах Земли.

Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: осознание личностного смысла учения;

закрепление

положительная мотивация на учебную деятельность


Задание на дом

Списать из фразеологического словаря два фразеологизма; и до завтра дома постараться употреблять в речи как можно больше фразеологизмов. А завтра вы мне расскажете, какие фразеологизмы вы использовали, и их значение.


с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов в разделе «Страничка для любознательных»)

-Спасибо за урок!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.