Русский язык "Что такое фразеологизмы?"
ПРОЕКТ УРОКА
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО
Русский язык 3 класс
Тема: Что такое фразеологизмы?
Лыско Таиса Борисовна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Кутейниковская школа»
Амвросиевского м.о.» ДНР
Донецк, 2024
Введение
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход. Обязательной частью фундаментального ядра содержания начального общего образования являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие Программы формирования универсальных учебных действий в комплексе Федеральной основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы, что ведет к освоению педагогами технологического подхода к проектированию урока.
Все, выше сказанное, обуславливает актуальность формирования у педагогов умения планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять достижение планируемых результатов обучения, нашедших отражение в ФГОС НООО, ФОП НОО, Федеральных рабочих программах по учебным предметам.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.
Русский язык очень богат фразеологизмами. И чем больше человек их знает, тем выразительнее и богаче его речь. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях: в споре, в выступлениях, в написании сочинений, в житейском разговоре. Но, чтобы, «не попасть впросак», необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм. Поэтому мы считаем, что данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Проект урока (технологическая карта) в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО
При разработке проекта был реализован урок «открытия» новых знаний, использованы базовые технологии: технология проектного обучения, технология деятельностного метода, технология смыслового чтения.
Класс: 3
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: что такое фразеологизмы?
Цель урока (стратегия деятельности учителя): первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое фразеологизмы?».
Предметные: получат возможность научиться осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах учебной деятельности; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
познавательные – будут развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; осваивать способы решения проблем поискового характера; работать с учебными моделями.
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
регулятивные – будут определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие с поставленной задачей, осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):
Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами.
Базовая технология: проблемное обучение.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная
Сценарий урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Электронные средства обучения, дидактические материалы, оборудование |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | - Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я – от сердца ключик». (После этих слов поворачиваются, глядя в глаза своему партнёру, проговаривают) «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодятся сегодня на уроке. - Пусть удача и успех сопровождают вас всегда и дарят вам свои лучики тепла, добра и взаимопомощи. Начинаем наш урок. А вот и первый лучик «Удача» заглянул к нам на урок. Прочитайте, что он нам принес. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Приветствуют друг друга. Повторяют движения. Настраиваются на урок. Читают текст на лучике. | Личностные: научатся применять знания для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях; способствовать развитию интереса к изучению учебного предмета. Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f708 Учебник, рабочая тетрадь. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Ребята, вам все было понятно? Все ли вы смогли разобрать? Вам все слова показались понятными и обычными. - Вам не кажется, что в тексте употребляются какие - то необычные выражения? Подчеркните и выпишите выражения, которые вам были не понятны. | Отвечают на вопрос. Высказывают предположения. Записывают число, классная работа Подчеркивают. Зачитывают. Записывают | Личностные: уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; целеполагание. Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. Познавательные: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; проводить несложные обобщения и использовать знания. Предметные: обобщать знания о приёмах устного и письменного умножения на двузначное число. | |
Постановка учебной задачи. | - Может быть, кто-то из вас знает, как называются эти выражения? – Откройте учебник на стр. 49. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока. – Как вы ответите на этот вопрос? – Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него. Давайте попробуем поставить цель нашего урока. Знать: Уметь: Воспитывать: | Диалог с учителем. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ставят цель урока. Знать понятие фразеологизмы; Роль фразеологизмов в речи человека. Уметь находить в предложении фразеологизмы. правильно употреблять фразеологизмы | Познавательные: уметь отличать новое знание от уже известного, умение классифицировать объекты. Коммуникативные: учиться высказывать свое мнение. Регулятивные: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя. | |
Изучение нового мате- риала. 1. Работа по учебнику | – Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок. – Кого называют словом «тапи́р»? – Что означает выражение «повесил нос»? – Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. Работа с правилом. Прочитайте правило и выделите ключевые слова, которые нам помогут понять, что значит «устойчивое сочетание» – Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык» | Выполняют задание. Ответы учащихся. Внимательно слушают. Читают. Выделяют. Зачитывают: Нельзя заменить слово, смысл всего выражения, а не отдельных слов. | Личностные: уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах. Познавательные: делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; проводить несложные обобщения и использовать знания. Предметные: умение выделять главное. | |
2. Работа | – Обратите внимание, что в учебнике на с. 157– – Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84? – Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова. Физкультминутка Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем- Надо косточки встряхнуть. | Открывают Зачитывают выражения Выполняют упражнения физкультминутки | Личностные: уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; выполнять устные и письменные приемы умножения. Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах. Познавательные: делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; проводить несложные обобщения и использовать знания. Предметные: работа со словарем с использованием алгоритма. | |
Первичное закрепление (усвоение нового)
| – Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю. – Выполните письменное задание упражнения | Выполняют Составляют предложения, употребив в нем одно из данных фразеологизмов | Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия. Предметные: использование начальных сведения о фразеологизмах. | |
Самостоятельная работа (закрепление способа действия) | – Найдите упр. 87. Прочитайте. Найдите устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их значение. – Выполните письменное задание. Проверьте написанное. Учитель на доске демонстрирует правильное написание слов | – Выполняют | | |
Итог урока. Рефлексия деятельности | – Над какой темой работали на уроке? – Какую роль выполняют в нашей речи фразеологизмы? Какие фразеологизмы вы слышали в устной речи? Задание: соедините фразеологизмы с соответствующей картинкой. Объясните их значение. Витать в облаках, висеть на волоске, войти в историю, волосы становятся дыбом, клевать носом, курам на смех
– Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Вот, посмотрите наш второй лучик «Наши успехи» Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на доске. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения: 1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. Я устал и вышел из себя. 3. Я работал, не покладая рук. Показ слайда 4. Я устал, но взял себя в руки. 5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
| Отвечают По одному ученику у доски соединяют картинку с фразеологизмом, объясняют, как они понимают данный фразеологизм. | Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия. Предметные: использование начальных сведений о жарких районах Земли. Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: осознание личностного смысла учения; закрепление положительная мотивация на учебную деятельность | |
Задание на дом | Списать из фразеологического словаря два фразеологизма; и до завтра дома постараться употреблять в речи как можно больше фразеологизмов. А завтра вы мне расскажете, какие фразеологизмы вы использовали, и их значение. с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов в разделе «Страничка для любознательных») -Спасибо за урок! | | | |