12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Даричева Валентина Григорьевна26

Муниципальное образовательное учреждение Чертолинская средняя общеобразовательная школа Ржевского района Тверской области


Тема урока: “Пунктуация простого осложненного предложения”

/Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе с использованием информационно-компьютерных технологий/
 

Декабрь 2017 год


 


 

Грамматика повелевает даже царями.

Ж. Мольер


 

Цель урока: 1.Повторение пунктуации простого осложненного предложения.

2.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

3. Закрепить знания по пунктуации простого осложненного предложения.

4.Сформировать у учащихся уверенность выполнения заданий 15 – 17 ЕГЭ по русскому языку.

/Слайд №2/

1.Организационный момент. /1 мин./

2. Разминка. /Слайд №3/ / 1 мин/

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Тюл..вый

Претерп..вающий

Зате..ть

Заманч..вый

Остр..нький

/Источник Банк ФИПИ/

3.

Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем. /6 мин/

-Каковы признаки простого предложения?

-Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у нас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

/Слайд № 4, таблица/

Простое предложение может быть

Распространено при помощи

Осложнено при помощи

Второстепенных членов предложения

Однородных членов предложения

Обособленных оборотов

Слов, не являющихся членами предложения

определений

дополнений

обстоятельств

главных

второстепенных

причастных

деепричастных

Сравнительных, уточняющих

обращений

Вводных слов, предложений, конструкций


 

-Так с какими пунктограммами мы сегодня встретимся? /Ответы учеников/

-Что нужно учитывать при выборе знака препинания? /Ответ ученика/

Всегда необходимо видеть и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Надо помнить о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию.

Перед вами известная шутка:

Кисель там варят из резины,

Галоши делают из глины,

Кувшины лепят пирожки…

/слайд №5 /

А чтобы у вас не получался кисель из резины, будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

4. /4 мин/

-Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Начнем с однородных и неоднородных определений.

/Слайд №6 /

Определение характеризуют предмет

С одной стороны

С разных сторон. Можно ли найти для них объединяющий признак?

 

да

Нет

однородные

Неоднородные

О, О

О О


 

1.Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… /И.Бунин/

2 .Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. /Н. Некрасов/

3.Стояла темная июльская ночь. /М. Пришвин/

-Прокомментируйте содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений. /Ответы учеников/

5. Самостоятельная работа. /4 мин/

-Расставить знаки препинания в следующих предложениях /Слайд № 7/(без знаков препинания)

1. Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

2. Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

3. Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

/Проверка работы – сверка со слайдом №8 /

Ребята, в задании №1 часто допускаются ошибки. Все дело в том, что не все видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:

/слайд №9 /

Перед одиночным союзом И, который соединяет

Два однородных члена

Две части сложносочиненного предложения

О и О

-------------------, и ------------------

-Смотрим на экран, озвучиваем содержание таблицы. /ответ ученика/

6. /5 мин/

-Спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

/Слайд №10 /

1.Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

2.Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А.Пушкин)

3.Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

/Ответы учеников/

Проверка задания по схемам, нарисованным на доске.

/ О и О, О и О, - = и -=)

7. /4 мин/

-Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания. /Слайд №11 /

О и О и О

И О и О и О

-Каким принципом расстановки запятых пользуемся? (Ставим запятые после каждого однородного члена предложения)

-Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

/ответы учеников/

8. /5 мин/

-Следующую остановку сделаем на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все – таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

/слайд № 12/

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все – таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

-Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить – заставить войти, включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

/Слайд №13 /

1.Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы ?

Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.

Ветер здесь может быть очень сильным.

-Задание №17 на ЕГЭ связано со знаками препинания при вводных словах и вставных конструкциях.

-Особый разговор был у нас о слове ОДНАКО. Кто помнит?

(Слово ОДНАКО не выделяется запятой, если стоит в начале предложения)

9. /3 мин/

-Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

/Слайд №14 /

Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

(По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов). /Ответы учеников/

-Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями 15, 16, 17 ЕГЭ.

10. /8 мин/

Проверочная работа в формате ЕГЭ. (Печатные задания индивидуально для каждого ученика)

1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.

2)У людей экваториальной расы курчавые или волнистые волосы.

3)При вторжении воздушных масс из Арктики летом и зимой чаще всего наступает похолодание.

4)Где – то встревоженные чибисы и грачи плакали и жаловались на судьбу.

5)Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.

2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2 ) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

3.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все стало (1) очевидно (2 )с первого взгляда. Гости (3) очевидно ( 4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен. Проверка работ по доске /Слайд №15 /

15

1

3 4

11. /2 мин/

-А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Чувствую ли я себя готовым к выполнению заданий 15,16,17 ?

2.Есть ли необходимость еще раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно я хотел бы повторить и в какой форме?

12. /1 мин/

Домашнее задание. Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку 2018 год.

Варианты 10-14, задания 15, 16,17 /слайд №16 /.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.