Урок русского языка в 5 классе на тему «Русский язык в диалоге культур»

2
0
Материал опубликован 26 May 2019 в группе

Тема: «Русский язык в диалоге культур»

 

Цель: формирование знаний об особенностях функционирования русского языка в условиях диалога культур.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап (деление на группы, определение темы и целей урока)

Составить высказывание:

Группа: «С русским/ языком /можно /творить/ чудеса». (К.Паустовский)

Группа: «Государство/ заботится о создании условий /для изучения и развития/ языков народа/ Казахстана». (Конституция РК, ст.7, п.3)

 

О чем пойдет речь на уроке?

(Запись темы на доске: «Русский язык в диалоге культур»)

Что в формулировке темы известно?

Какие слова в формулировке незнакомы?

Чему вы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться объяснять (понимать) роль русского языка в диалоге культур)

 

II. Этап актуализации прежних знаний

 

Учитель: В культуре каждого народа проявляются его духовные потребности, эстетические представления, нравственные устремления. Все они наиболее полно выражены в языке.

Очень точно об этом сказал Петр Вяземский:

Язык есть исповедь народа:

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

Задания:

В толковом словаре С.И.Ожегова дается статья о языке:

 

Язык -а, мн. -и, -ов, м. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, участвующий также в артикуляции. Попробовать на язык (т.е. на вкус).

2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный язык – высшая форма общенародного языка.

 

1. В каком значении это слово употреблено в высказывании П.Вяземского?

Какая особенность языка выражена в словах поэта?

Какова роль языка в жизни общества?

III. Информационно-операционный этап

Изучение нового материала.

Работа с текстом. Использование стратегии активного обучения «Я-ты-мы»

 

Задание: внимательно прочтите текст

Выполните задания:

Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут).

Обменяйтесь идеями с партнером (3 минуты).

Поделитесь вашими идеями с другой парой в группе (5 минут).

Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы, выберите выступающего (2 минуты).

 

Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков, ставший общим праздником для всех народов Казахстана. Объединяющей идеей праздника стало осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык – это часть духовного наследия всего человечества, а культура всякого народа – это бесценный вклад в мировую цивилизацию.

В Республике Казахстан насчитывается 126 языков, которые по численности говорящих на них можно распределить на следующие группы:

языки-миллионники, т.е. языки с числом носителей более 1 млн.,– это казахский и русский;

языки с числом носителей от 50000 до 500000 человек – это белорусский, немецкий, татарский, узбекский, уйгурский, украинский, корейский, азербайджанский, турецкий;

языки с числом носителей от 10000 до 50000 человек – это армянский, башкирский, греческий, дунганский, ингушский, кыргызский, курдский, молдавский, мордовский (мокша, эрзя), польский, таджикский, чеченский, чувашский и другие;

языки с числом носителей от 1000 до 10000 человек – это аварский, болгарский, грузинский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский, латышский, лезгинский, литовский, марийский (луговой, горный), осетинский, турецкий (месхетинский), туркменский, удмуртский, цыганский, эстонский и другие;

языки с числом носителей от 500 до 1000 человек – это алтайский, бурятский, гагаузский, даргинский, калмыкский, коми-зырянский, кумыкский, лакский, монгольский, румынский, талышский, финский, чешский и другие;

языки с числом носителей от 10 до 500 человек – это абазинский, абхазский, агульский, адыгейский, албанский, вепсский, долганский, ижорский, кабардинский, караимский, карельский, коми-пермяцкий, корякский, нанайский, ненецкий, рутульский, рушанский, словацкий, татский, табасаранский, тофаларский, тувинский, удинский, удыгейский, хакасский, хантыйский, хорватский, цахурский, черкесский, чуванский, чукотский, шорский, шугнанский, эвенкийский, эвенский, якутский (саха) и другие;

языки с числом носителей менее 10 – это алеутский, ительменский, кетский, ливский, мансийский, негидальский, нивхский, орочский, саамский, селькупский, сербский, ульчский, энецкий, юкагирский и другие языки.

Важно знать, что, согласно переписи 2009 года, казахи составляют 63,1%, русские – 23, 7 %, остальные этносы – 13,2% населения. Это делает казахский и русский языки главными участниками языковой ситуации, а все остальные языки – языками малочисленных народов.

Казахский и русский языки – языки-миллионники, принадлежат по количеству носителей к 4 % языков мира и лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. Кроме того, в стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков.

 

1 группа

2 группа

Как можно озаглавить текст?

А. Языки-миллионники

Б. День языков в Казахстане

В. О языковой ситуации в Республике Казахстан

Г. Язык – часть духовного наследия человечества.

 

Какова идея праздника Дня языков?

 

По какому признаку распределены языки на группы в тексте?

 

Почему для Республики Казахстан важен диалог культур? Обоснуйте свой ответ.

 

Когда в Казахстане отмечается День языков?

Кто такие билингвы?

А. Переводчики

Б. Двукратные победители языковых олимпиад

В. Люди, занимающиеся языковой статистикой

Г. Лица, владеющие двумя языками

 

Что увеличивает коммуникативную мощность казахского и русского языков?

 

Какова роль русского языка в диалоге культур? Обоснуйте свое мнение.

 

 

Ответы:

1. – В

2. Осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык - это часть духовного наследия всего человечества.

3. По численности говорящих на этих языках.

4. Казахстан – полиэтническая, многоязычная, мультикультурная страна. Язык - это хранитель истории, хранитель культуры. Культура и язык одного народа закрепляется на уровне речи другого – и рождается диалог культур, что важно для сохранения мира и стабильности в нашей республике.

1. Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков.

2. – Г.

3. Казахский и русский языки лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. В стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков.

4. Русский язык широко используется во всех сферах общения в Казахстане, особую значимость ему придает использование в качестве средства общения, непосредственно включенного в диалог культур всех живущих в республике народов.

 

 

Выступление представителей групп.

Оценивание работ групп по критериям.

Обведите кружком количество баллов

 

Критерии оценивания

1 группа

2 группа

1. Раскрытие темы

1 2 3

1 2 3

2. Доступность и ясность изложения

1 2 3

1 2 3

3. Логичность высказывания

1 2 3

1 2 3

4. Аргументированность своей точки зрения

1 2 3

1 2 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IVЗадание домашней работы

П.1, упр. 17 (написать сочинение-миниатюру:

1 группа – первый тезис «Русский язык – это язык диалога неповторимых и самобытных культур народов Казахстана»

2 группа – второй тезис «Русский язык – это составная часть духовной культуры казахстанского общества и мощное коммуникативное средство»)

 

V. Рефлексивно-оценочный этап

Прием «SMS-сообщение другу»

– Я сегодня сделал открытие…

– Помоги мне разобраться в …

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.