Урок русского языка в 5 классе на тему «Русский язык в диалоге культур»
Тема: «Русский язык в диалоге культур»
Цель: формирование знаний об особенностях функционирования русского языка в условиях диалога культур.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап (деление на группы, определение темы и целей урока)
Составить высказывание:
Группа: «С русским/ языком /можно /творить/ чудеса». (К.Паустовский)
Группа: «Государство/ заботится о создании условий /для изучения и развития/ языков народа/ Казахстана». (Конституция РК, ст.7, п.3)
– О чем пойдет речь на уроке?
(Запись темы на доске: «Русский язык в диалоге культур»)
– Что в формулировке темы известно?
– Какие слова в формулировке незнакомы?
– Чему вы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться объяснять (понимать) роль русского языка в диалоге культур)
II. Этап актуализации прежних знаний
Учитель: В культуре каждого народа проявляются его духовные потребности, эстетические представления, нравственные устремления. Все они наиболее полно выражены в языке.
Очень точно об этом сказал Петр Вяземский:
Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
Задания:
В толковом словаре С.И.Ожегова дается статья о языке:
Язык -а, мн. -и, -ов, м. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, участвующий также в артикуляции. Попробовать на язык (т.е. на вкус).
2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный язык – высшая форма общенародного языка.
1. В каком значении это слово употреблено в высказывании П.Вяземского?
Какая особенность языка выражена в словах поэта?
Какова роль языка в жизни общества?
III. Информационно-операционный этап
Изучение нового материала.
Работа с текстом. Использование стратегии активного обучения «Я-ты-мы»
Задание: внимательно прочтите текст
Выполните задания:
Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут).
Обменяйтесь идеями с партнером (3 минуты).
Поделитесь вашими идеями с другой парой в группе (5 минут).
Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы, выберите выступающего (2 минуты).
Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков, ставший общим праздником для всех народов Казахстана. Объединяющей идеей праздника стало осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык – это часть духовного наследия всего человечества, а культура всякого народа – это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
В Республике Казахстан насчитывается 126 языков, которые по численности говорящих на них можно распределить на следующие группы:
языки-миллионники, т.е. языки с числом носителей более 1 млн.,– это казахский и русский;
языки с числом носителей от 50000 до 500000 человек – это белорусский, немецкий, татарский, узбекский, уйгурский, украинский, корейский, азербайджанский, турецкий;
языки с числом носителей от 10000 до 50000 человек – это армянский, башкирский, греческий, дунганский, ингушский, кыргызский, курдский, молдавский, мордовский (мокша, эрзя), польский, таджикский, чеченский, чувашский и другие;
языки с числом носителей от 1000 до 10000 человек – это аварский, болгарский, грузинский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский, латышский, лезгинский, литовский, марийский (луговой, горный), осетинский, турецкий (месхетинский), туркменский, удмуртский, цыганский, эстонский и другие;
языки с числом носителей от 500 до 1000 человек – это алтайский, бурятский, гагаузский, даргинский, калмыкский, коми-зырянский, кумыкский, лакский, монгольский, румынский, талышский, финский, чешский и другие;
языки с числом носителей от 10 до 500 человек – это абазинский, абхазский, агульский, адыгейский, албанский, вепсский, долганский, ижорский, кабардинский, караимский, карельский, коми-пермяцкий, корякский, нанайский, ненецкий, рутульский, рушанский, словацкий, татский, табасаранский, тофаларский, тувинский, удинский, удыгейский, хакасский, хантыйский, хорватский, цахурский, черкесский, чуванский, чукотский, шорский, шугнанский, эвенкийский, эвенский, якутский (саха) и другие;
языки с числом носителей менее 10 – это алеутский, ительменский, кетский, ливский, мансийский, негидальский, нивхский, орочский, саамский, селькупский, сербский, ульчский, энецкий, юкагирский и другие языки.
Важно знать, что, согласно переписи 2009 года, казахи составляют 63,1%, русские – 23, 7 %, остальные этносы – 13,2% населения. Это делает казахский и русский языки главными участниками языковой ситуации, а все остальные языки – языками малочисленных народов.
Казахский и русский языки – языки-миллионники, принадлежат по количеству носителей к 4 % языков мира и лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. Кроме того, в стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков.
1 группа |
2 группа |
Как можно озаглавить текст? А. Языки-миллионники Б. День языков в Казахстане В. О языковой ситуации в Республике Казахстан Г. Язык – часть духовного наследия человечества.
Какова идея праздника Дня языков?
По какому признаку распределены языки на группы в тексте?
Почему для Республики Казахстан важен диалог культур? Обоснуйте свой ответ.
|
Когда в Казахстане отмечается День языков? Кто такие билингвы? А. Переводчики Б. Двукратные победители языковых олимпиад В. Люди, занимающиеся языковой статистикой Г. Лица, владеющие двумя языками
Что увеличивает коммуникативную мощность казахского и русского языков?
Какова роль русского языка в диалоге культур? Обоснуйте свое мнение.
|
Ответы:
1. – В 2. Осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык - это часть духовного наследия всего человечества. 3. По численности говорящих на этих языках. 4. Казахстан – полиэтническая, многоязычная, мультикультурная страна. Язык - это хранитель истории, хранитель культуры. Культура и язык одного народа закрепляется на уровне речи другого – и рождается диалог культур, что важно для сохранения мира и стабильности в нашей республике. |
1. Ежегодно в третье воскресенье сентября в Казахстане отмечается День языков. 2. – Г. 3. Казахский и русский языки лидируют по количеству говорящих на них в Республике Казахстан. В стране велико число билингвов со вторым казахским и со вторым русским языком, что также значительно увеличивает коммуникативную мощность обоих языков. 4. Русский язык широко используется во всех сферах общения в Казахстане, особую значимость ему придает использование в качестве средства общения, непосредственно включенного в диалог культур всех живущих в республике народов.
|
Выступление представителей групп.
Оценивание работ групп по критериям.
– Обведите кружком количество баллов
Критерии оценивания |
1 группа |
2 группа |
1. Раскрытие темы |
1 2 3 |
1 2 3 |
2. Доступность и ясность изложения |
1 2 3 |
1 2 3 |
3. Логичность высказывания |
1 2 3 |
1 2 3 |
4. Аргументированность своей точки зрения |
1 2 3 |
1 2 3 |
IV. Задание домашней работы
П.1, упр. 17 (написать сочинение-миниатюру:
1 группа – первый тезис «Русский язык – это язык диалога неповторимых и самобытных культур народов Казахстана»
2 группа – второй тезис «Русский язык – это составная часть духовной культуры казахстанского общества и мощное коммуникативное средство»)
V. Рефлексивно-оценочный этап
Прием «SMS-сообщение другу»
– Я сегодня сделал открытие…
– Помоги мне разобраться в …