Урок русского языка в 5 классе «Культура речи. Соблюдение норм современного русского языка

2
0
Материал опубликован 26 April 2016

Урок русского языка в 5 классе

Культура речи. Соблюдение норм современного русского языка

Цели:

  • знакомство с культурой речи как особым разделом лингвистики; формирование
  • представления о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств.

Задачи:

  • изучение понятия «культура речи», норм русского языка (орфоэпических, грамматических и лексических), повторение орфограмм «Правописание безударных гласных в корне», обучение редактированию предложений;
  • развитие орфографической зоркости, логического мышления, умения исправлять речевые ошибки;
  • воспитание речевой культуры.

Тип урока: урок открытия знаний.

Методы: практические методы (упражнения, творческая работа).

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/ ; учебник, тетрадь , презентация

Планируемые результаты:

личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения;

предметные результаты: понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо; усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа слова, использования выразительных средств языка;

осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование: дифференцированные карточки (Приложение 1), учебник, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень» (Приложение 2), фотографии осеннего пейзажа (Приложение 3)

План урока

Оргмомент.

Мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Обобщение.

Домашнее задание.

Рефлексия. Итоги.

 

Ход урока

Оргмомент. Мотивационный этап.

Формируемые УУД:

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, со-

вершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

 

Актуализация знаний.

А) Индивидуальные карточки дифференцированного характера.

Б) Орфографическая диктовка (подобрать проверочные слова, выделить корень)

Св..тить - …, л..теть -…, скр..пучий -…, в..лна -…, п..хучий -…, с..деть -… .

Формируемые УУД:

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют

для решения учебных задач операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать нормы русского языка, познакомимся с понятием «культура речи».

- Как вы думаете, зачем нужно изучать языковые нормы?

Создание проблемной ситуации

- Как вы понимаете, что такое культура речи?

Формируемые УУД:

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения

необходимой для решения проблемы информации

 

Усвоение новых знаний

1.Работа с учебником в парах – изучение теоретического материала на с.113-114.

2.Беседа

- Что изучает культура речи как раздел лингвистики?

- Какие требования к речи вы узнали?

- Какие виды норм вы запомнили? Что они означают?

- Все ли было понятно при чтении? Какие вопросы появились?

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Какие будут предложения по дальнейшему ходу урока? (Ученики говорят, что необходимо обратиться к практике).

Формируемые УУД:

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

 

Первичное закрепление.

Орфоэпический практикум.

Итак, начнем мы с орфоэпических норм.

Задание: запишите слова, расставив ударения.

*С одним из слов составьте предложение, подчеркнуть в нем грамматическую основу.

Магазин, щавель, портфель, досуг, столяр, километр.

Выборочный диктант (взаимопроверка).

Продолжим нашу работу мы с формами слов: посмотрим, всегда ли правильно мы изменяем слова.

Задание: выпишите правильные формы слов.

Много апельсинов, лес красивше, ихняя книга, был в лесу, на шкафе, поклади, ляг.

- Давайте исправим ошибочные формы слов.

- Какие нормы языка мы с вами рассмотрели, выполняя данное задание?

 

Физкультминутка (упражнение для глаз)

а)Аналитическое упражнение. Коллективная работа – упр. 301(устно)

Мы посмотрели с вами, как правильно произносить слова, как правильно их изменять. Но ведь люди не употребляют в своей речи отдельные слова, они оформляют свои мысли с помощью слов в предложения. Как вы думаете, допускаются ли при этом ошибки? Почему?

Задание: прочитайте предложения (упр. 301), найдите в них ошибки. Сделайте вывод, какие ошибки мы будем относить к речевым.

б)Редактирование предложений. Работа в парах – упр. 304( выборочная проверка)

Задание: найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их, записав верный вариант.

Формируемые УУД:

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

 

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Р.р. Творческая работа с текстом.

А теперь мы посмотрим, как вы поняли, что значит соблюдать языковые нормы, что такое культура речи. Вам предстоит составить мини-текст.

Конечно, вы не раз бывали в лесу или в парке ранней осенью. Какие краски этой прекрасной поры года вам запомнились? Расскажите об этом, используя иллюстративный материал – репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень» и фотографии осеннего пейзажа.

Задание: составьте на основе записи текст.

Красив,   наряден   лес   в   дни   ранней осени. Золотятся ... . Костром горят ... . Словно груды малахита, зеленеют   молодые   ... .   Шелестят под ногами опавшие листья.  От дерева к дереву протянуты ... нити ... паутины. Прозрачен и ... воздух.

Формируемые УУД:

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие

трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

Итак, в начале урока мы с вами поставили перед собой вопрос: « Как мы понимаем, что такое культура речи?» Давайте ответим на него.

- Какие виды норм изучает культура речи?

- Что значит отредактировать предложение?

- Нужно ли соблюдать языковые нормы? Зачем?

Формируемые УУД:

Личностные: понимают значение знаний для чело­века.

Познавательные: приобре­тают умения использовать знания и умения в практиче­ской деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

 

Д/з: упр. 307, правило на стр.113-114; * составить словарь «Орфоэпический минимум».

 

Рефлексия. Итоги

- Какие задания вам показались интересными, сложными? Почему?

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке (выставление оценок за урок).

Формируемые УУД:

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникаитвные: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

 

Приложение 1

Карточка дифференцированного характера

Унылая п..ра! Очей оч..рованье!

Приятна мне твоя прощальная кр..са –

Люблю я пышное природы ув..данье,

В багрец и в зол..то одетые л..са... (А. Пушкин)

Прочитайте текст, выберите одно из заданий и выполните его.

Задание базового уровня: выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним проверочные слова, обозначьте орфограмму.

Задание среднего уровня: спишите текст, вставив пропущенные буквы, в скобках указывая проверочные слова; выполните морфемный разбор слова ОЧАРОВАНЬЕ.

Задание повышенной сложности: напишите ответ-рассуждение на вопрос: «Что нужно знать и уметь при выборе на письме безударного гласного в корне слова?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста.

 

Приложение 2.

Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»

 

Приложение 3

Фотографии осеннего пейзажа

Комментарии
Комментариев пока нет.