Урок русского языка в 5 классе «Культура речи. Соблюдение норм современного русского языка
Урок русского языка в 5 классе
Культура речи. Соблюдение норм современного русского языка
Цели:
- знакомство с культурой речи как особым разделом лингвистики; формирование
- представления о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств.
Задачи:
- изучение понятия «культура речи», норм русского языка (орфоэпических, грамматических и лексических), повторение орфограмм «Правописание безударных гласных в корне», обучение редактированию предложений;
- развитие орфографической зоркости, логического мышления, умения исправлять речевые ошибки;
- воспитание речевой культуры.
Тип урока: урок открытия знаний.
Методы: практические методы (упражнения, творческая работа).
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/ ; учебник, тетрадь , презентация
Планируемые результаты:
личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
предметные результаты: понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа слова, использования выразительных средств языка;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Оборудование: дифференцированные карточки (Приложение 1), учебник, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень» (Приложение 2), фотографии осеннего пейзажа (Приложение 3)
План урока
Оргмомент.
Мотивационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока.
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
Обобщение.
Домашнее задание.
Рефлексия. Итоги.
Ход урока
Оргмомент. Мотивационный этап.
Формируемые УУД:
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, со-
вершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия
Актуализация знаний.
А) Индивидуальные карточки дифференцированного характера.
Б) Орфографическая диктовка (подобрать проверочные слова, выделить корень)
Св..тить - …, л..теть -…, скр..пучий -…, в..лна -…, п..хучий -…, с..деть -… .
Формируемые УУД:
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют
для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать нормы русского языка, познакомимся с понятием «культура речи».
- Как вы думаете, зачем нужно изучать языковые нормы?
Создание проблемной ситуации
- Как вы понимаете, что такое культура речи?
Формируемые УУД:
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения
необходимой для решения проблемы информации
Усвоение новых знаний
1.Работа с учебником в парах – изучение теоретического материала на с.113-114.
2.Беседа
- Что изучает культура речи как раздел лингвистики?
- Какие требования к речи вы узнали?
- Какие виды норм вы запомнили? Что они означают?
- Все ли было понятно при чтении? Какие вопросы появились?
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Какие будут предложения по дальнейшему ходу урока? (Ученики говорят, что необходимо обратиться к практике).
Формируемые УУД:
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Первичное закрепление.
Орфоэпический практикум.
Итак, начнем мы с орфоэпических норм.
Задание: запишите слова, расставив ударения.
*С одним из слов составьте предложение, подчеркнуть в нем грамматическую основу.
Магазин, щавель, портфель, досуг, столяр, километр.
Выборочный диктант (взаимопроверка).
Продолжим нашу работу мы с формами слов: посмотрим, всегда ли правильно мы изменяем слова.
Задание: выпишите правильные формы слов.
Много апельсинов, лес красивше, ихняя книга, был в лесу, на шкафе, поклади, ляг.
- Давайте исправим ошибочные формы слов.
- Какие нормы языка мы с вами рассмотрели, выполняя данное задание?
Физкультминутка (упражнение для глаз)
а)Аналитическое упражнение. Коллективная работа – упр. 301(устно)
Мы посмотрели с вами, как правильно произносить слова, как правильно их изменять. Но ведь люди не употребляют в своей речи отдельные слова, они оформляют свои мысли с помощью слов в предложения. Как вы думаете, допускаются ли при этом ошибки? Почему?
Задание: прочитайте предложения (упр. 301), найдите в них ошибки. Сделайте вывод, какие ошибки мы будем относить к речевым.
б)Редактирование предложений. Работа в парах – упр. 304( выборочная проверка)
Задание: найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их, записав верный вариант.
Формируемые УУД:
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Р.р. Творческая работа с текстом.
А теперь мы посмотрим, как вы поняли, что значит соблюдать языковые нормы, что такое культура речи. Вам предстоит составить мини-текст.
Конечно, вы не раз бывали в лесу или в парке ранней осенью. Какие краски этой прекрасной поры года вам запомнились? Расскажите об этом, используя иллюстративный материал – репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень» и фотографии осеннего пейзажа.
Задание: составьте на основе записи текст.
Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся ... . Костром горят ... . Словно груды малахита, зеленеют молодые ... . Шелестят под ногами опавшие листья. От дерева к дереву протянуты ... нити ... паутины. Прозрачен и ... воздух.
Формируемые УУД:
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие
трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Включение в систему знаний и повторение
Итак, в начале урока мы с вами поставили перед собой вопрос: « Как мы понимаем, что такое культура речи?» Давайте ответим на него.
- Какие виды норм изучает культура речи?
- Что значит отредактировать предложение?
- Нужно ли соблюдать языковые нормы? Зачем?
Формируемые УУД:
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Д/з: упр. 307, правило на стр.113-114; * составить словарь «Орфоэпический минимум».
Рефлексия. Итоги
- Какие задания вам показались интересными, сложными? Почему?
Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке (выставление оценок за урок).
Формируемые УУД:
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникаитвные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Приложение 1
Карточка дифференцированного характера
Унылая п..ра! Очей оч..рованье!
Приятна мне твоя прощальная кр..са –
Люблю я пышное природы ув..данье,
В багрец и в зол..то одетые л..са... (А. Пушкин)
Прочитайте текст, выберите одно из заданий и выполните его.
Задание базового уровня: выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним проверочные слова, обозначьте орфограмму.
Задание среднего уровня: спишите текст, вставив пропущенные буквы, в скобках указывая проверочные слова; выполните морфемный разбор слова ОЧАРОВАНЬЕ.
Задание повышенной сложности: напишите ответ-рассуждение на вопрос: «Что нужно знать и уметь при выборе на письме безударного гласного в корне слова?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста.
Приложение 2.
Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»
Приложение 3
Фотографии осеннего пейзажа