Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Диалог»
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Диалог»
Выполнила: Файзуллина Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
Новоатьялово, 2016 г.
Технологическая карта урока
Дата: 2016
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок развития речи
Тема урока: Диалог
Цели урока:
Обучающая: формирование у учащихся умения правильно ставить знаки препинания при диалоге ;
Развивающая: развить логическое развивать умение формулировать мысль, выбирать главное
Воспитательная: воспитывать культуру общения.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствие. Проговаривают девиз к уроку. Записывают число, классная работа. |
Здравствуйте, Садитесь! Мы команда дружная Веселая послушная, Мы пишем и читаем И все на свете знаем. |
Приветствие, настрой на урок. |
Проверка готовности к уроку. |
Коммуникативные-установка на общение Регулятивные-прогнозирование. |
Проверка домашнего задания |
Дети. Записывают схему. По одному учащиеся записывают схему на доске. 1) А: «П!» 2) «П», - а. 3) А: «П». 4) «П!» - а. 5) «П?» - а. |
На доске записаны схемы предложений с прямой речью. Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению. -На прошлом занятии мы проходили тему прямая речь. Прошу каждого написать схемы предложений на доске по одному. 1) Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» А: «П!» 2) «Нечего делать, видно судьба такая», - подумал я. «П», - а. 3) Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». А: «П». 4) «Какое чудо!» - воскликнул мальчик. «П!» - а. 5) «Кто здесь?» - раздалось в тишине. «П?» - а. |
Проверка полученных знаний. |
Знание правил и умение их применять и приводить примеры. |
Коммуникативные-. |
Изучение нового материала |
1)Дети записываю слова под диктовку. 2)Составляют словосочетания из данных слов. Ответы детей: (Просьба друга, ловкий спортсмен, брошюра на столе, прекрасный день, радостная встреча). 3)Дети составляют предложение из любого словосочетания. Дети зачитывают текст, отвечают на вопрос, доказывают что фрагмент изображенный на экране является текстом: (Есть заголовок, связь по смыслу) Для сравнения: дети определяют в чем различие двух текстов. Называют тему урока и записывают в тетрадь: «Диалог». Ставят перед собой задачи. Записывают определение «диалог» |
1) Записываем слова под диктовку Просьба, спортсмен, брошюра, Прекрасный, радостный. Оцените результат + + 2) Составьте словосочетания с данными словами. — Оцените результат + + 3. Составьте предложение с одним из словосочетаний Обратимся к данному на экране или к раздаточному материалу: ТСО Прочитайте про себя , а затем вслух выразительно Осень. Наступила золотая осень. Дует резкий ветер. Кружатся в воздухе,летят разноцветные листья . Я люблю наблюдать листопад. На дорожке под ногами шуршит опавшая листва. — Это текст? Докажите. — Сколько предложений в тексте?(5) — Какие знаки препинания стоят в конце предложения? — А какие ещё знаки могут быть в конце предложения? А от чего это зависит ? (От интонации) Оцените результат + + Посмотрите внимательно на эти два текста и быстро определите их резкое отличие (Тире 4 раза) Оцените результат + + Прочитайте выразительно.( Участвуют в чтении два человека)
В лагере. — Ребята! Что тут происходит? — У нас сегодня соревнование за чистоту в спальне! — Почему же вы так кричите? — По тишине мы вчера соревновались! — Что же необычного вы заметили в записи этого текста? (В начале каждой строки стоит тире.) — А как вы думаете , почему этот текст записан в такой форме? — Этот текст—диалог. Назовите тему урока. Запись учителем на доске и уч-ся в тетради. — Запишите: ДИАЛОГ—диа—«два» логос—«слово»(греч) 4. Постановка учебной задачи Чего же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться? (Ставить тире при диалоге) Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «диалог» и научимся правильно записывать диалог. Скажите, как вы думаете, что такое диалог? Диалог – это разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Реплики каждого лица пишутся с новой строки, перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи, но без кавычек. Послушайте два текста и определите, где здесь диалог. |
1)орфографическая разминка. 2).Лингвистическая разминка : III. Изучение новой темы |
Применение полученных знаний. |
Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики. |
Закрепление нового материала |
Дети зачитывают правило в учебнике 4. Физкультминутка «Диалог». -Как живёшь? - Вот так! (поднимают вверх большой палец). - Как идёшь? - Вот так! (маршируют). - Как бежишь? - Вот так! (показывают на месте). - Ночью спишь? - Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку). - Как даёшь? - Вот так! - Как берёшь? - Вот так! - Как плывёшь? - Вот так! - Как шалишь? - Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк). - Как грозишь? - Вот так! |
Работа по учебнику: Работая с текстами , обращайте внимание на постановку тире — В виде чего представлена наша физкультминука? (диалог) Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»
— Что ты еж такой колючий? Записываем диалог. Закрепление. Записываем диалог. Воробей и Синица
— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие? Скажите, кто участвует в этом диалоге? (воробей и синица) Ребята, приведите примеры того, где могут встретиться диалоги? В вашей жизни, где встречаются диалоги? (диалог между учителем и учеником, в магазине, в автобусе, между одноклассниками, с родителями и т.п.) Запомните три важных вопроса в диалоге: Кто говорит? Где? С какой целью? Записываем диалог: Поймал кот воробья и говорит: — Неплохо я сейчас позавтракаю. — Что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть? — А что мне, любоваться тобою что ли? — Да, постыдитесь, пан кот. Ведь вы забыли умыться. — Ой! Правда! Я сейчас умоюсь! А воробей взмахнул крыльями и улетел. |
Выполнение задания |
Применение полученных знаний. |
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Контроль |
Выполняют задание для самопроверки. Разыгрывают тему в форме свободного диалога. |
А теперь давайте поиграем. Я вызываю сюда первую пару, даю им задание. Они должны сообща сочинить диалог, обыгрывая ту или иную ситуацию, случившуюся в каком-то определенном месте. 1. Магазин (продавец и покупатель) 2. Библиотека (библиотекарь и читатель) 3. Больница (врач и пациент). А остальные оценивают. |
IV. Подведение итогов урока. |
Применение полученных знаний. |
Личностные-применение полученных знаний. |
Рефлексия |
Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их : — Сегодня я узнал… — Я выполнял задания и запомнил… — Я научился… — У меня получилось… — Теперь я могу… |
Д/З Творческое задание : составить диалог из 6-8 реплик на тему школьной жизни. |
Личностные- способность к самооценке на основе успешности. |
Альзонова Людмила Даниловна
Яшина Ирина Константиновна