12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чулпан Гиззатуллина17
Россия, Татарстан респ., Елабужский район, село Яковлево

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок русского языка или литературы по ФГОС»

Автор: Гиззатуллина Чулпан Махсутовна

Урок в 5 классе по теме «Диалог. Оформление диалога на письме»

 

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «диалог», «реплика», знаками препинания при диалоге

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; частично-поисковый, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Диалог, реплика

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия­

 

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Время

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветственное слово учителя (слайд 1).

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Чулпан Махсутовна и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Сегодня мне хотелось бы начать урок с пожелания. Желаю вам хорошего настроения, и я надеюсь на вашу активную работу.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем

месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

1 мин.

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Выполняется структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group),

выполнение мультимедийного интерактивного упражнения

 

Повторение пройденной темы.

А) Сейчас вы под музыку СМЕШИВАЕТЕСЬ, когда музыка прекращается, то ЗАМИРАЕТЕ, ваша задача состоит в том, чтобы объединиться в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на мой вопрос.

Сколько видов предложения по цели высказывания?

Сколько типов предложения по интонации?

Сколько букв в слове речь?

Вот мы с вами сформировали группы, это ваша новая команда, с которой вы будете работать сегодня на уроке. Поприветствуйте друг друга. Садимся за столы.

 

Б) Посмотрите, пожалуйста, на экран

http://learningapps.org .

Ребята вам нужно найти слова автора и прямую речь и записать в тетради предложения по порядку.

Выпишете отдельно слова автора и прямую речь.

Затем, чтобы собрать предложения обсуждают в группе. Заслушиваются ответы индивидуально.

«Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»?» – спросил Витя. «Руслан», - ответил Максим. «А почему?» – поинтересовался Витя. «Я переживал за него», - добавил Максим. «Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе?» – переспросил Витя. «Смелость и целеустремленность», - сказал Максим.

-Молодцы, какое произведение мальчики обсуждают?

-Правильно, ребята. (слайд 2)

-Да, Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила» (1818-1820). В ней тесно переплелись чувства и события, присущи реальности и настоящим людям с мифическими персонажами, магией и волшебством.

(Слайд 3)

- Ребята, у вас появилась картинка. Попробуйте ответить на вопрос устно, при ответе поднимаем руки: «Что изображено на этом рисунке? Что делают люди на этом рисунке?».

- Ребята, а как можно это назвать одним словом.

- Итак, тема нашего урока сегодня – диалог. (Слайд 4)

Отвечают на во­просы и формируют группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Три

 

Два

 

Четыре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.

 

Индиви­

дуальная,

групповая, фронтальная

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения

5 мин.

2. Выявле­ние места и причины затрудне­ния

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Кто знаком с этим понятием?

А сейчас возьмите карточки (№ 1) и заполните только левый столбик:

Карточка № 1 (слайд 5)

Известная информация и предположения (что мне известно по данной теме)

Новая информация (что я нового узнал на уроке)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (Различать предложения с прямой речью и диалогом, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, отличать их на слух.) (слайд 6)

 

(слайд 7) Физкультминутка «Диалог».

-Как живёте?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёте?

- Вот так! (маршируют).

- Ночью спите?

- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как плывёте?

- Вот так! (руками разводят)

- Как шалите?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозите?

- Вот так! (пальцем указательным машут)

- Как садитесь?

- Вот так! (Садятся)

 

- Что представляет из себя наша физкультминутка? (Диалог)

Обдумывают от­веты на вопросы и осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов. Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

5 мин.

3. Целепо- лагание и постро­ение про­екта вы­хода

из затруд­нения

Просмотр муль­тимедийной презентации «Диалог. Знаки препинания при диалоге». Подбор своих примеров, ил­люстрирующих природу изу­чаемого языко­вого явления, составление связных расска­зов об изучен­ных нормах

Обратимся к учебнику. Прочитайте правило в учебнике (п. 49). Слайд (8)

Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

дополняет ответы

- Какие незнакомые слова встретились?

- А что же такое реплика? (слайд 8)

- Давайте обратимся к толковому словарю, созданному известным советским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым и посмотрим значение этих слов. (слайд 9 - 10)

- Вернемся к примеру прямой речи, где мальчики обсуждают поэму (слайд 11). Давайте вместе попробуем переделать в диалог.

- Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Витя.

- Руслан, - ответил Максим.

- А почему? – поинтересовался Витя.

- Я переживал за него, - добавил Максим.

- Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе? – переспросил Витя.

- Смелость и целеустремленность, - сказал Максим.

(Слайд 12)

- Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

- Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?

Смотрят презен­тацию, восприни­мают на слух информацию, ос­ваивают лингвис­тические термины. Отвечают на во­просы, выполня­ют упражнения

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассу­ждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием. Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объ­яснения учителя, высказы­ваний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5 мин.

4.Первич­ное закре­пление.

 

5.Само­стоятель­ная работа

Письменная ра­бота. Создание проекта

- (слайд 13) Ребята, у вас на столах лежат листы и фломастеры.

Вам нужно будет написать или нарисовать определение диалога? и составить диалог, используя при этом вежливые слова, которые даны в рамке на стр. 118, в конце свои проекты защитить.

Придумайте диалог, состоящий из 4х реплик на тему:

1 ряд – «Разговор по телефону»;

2 ряд – «Встреча с другом»;

3 ряд – «Визит к врачу»;

4 ряд – «Разговор на перемене».

- Разыграйте диалоги.

Принимают уча­стие в работе, создают проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в разыгрывании диалогов.

 

Индиви­

дуальная,

групповая

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления

10 минут

6. Включе­ние в сис­тему зна­ний и по­вторение

Обобщение полученных на уроке сведе­ний

А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она сформулирована?

Какая цель была поставлена нами на уроке? (Познакомиться
с диалогом.)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы в карточке № 1. (слайд 14)

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что… (письменно)

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая повторов.

Отвечают на вопросы

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре­тают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

2 мин.

7. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам; монологические высказывания

(слайд 15)Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и покажите их. Урок понравился – выбираете зеленую карточку, нет – красную карточку.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

(слайд 16)

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

2 мин.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.