Урок русского языка в 5 классе по теме «Диалог. Оформление диалога на письме»

4
0
Материал опубликован 9 October 2019 в группе

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок русского языка или литературы по ФГОС»

Автор: Гиззатуллина Чулпан Махсутовна

Урок в 5 классе по теме «Диалог. Оформление диалога на письме»

 

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «диалог», «реплика», знаками препинания при диалоге

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; частично-поисковый, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Диалог, реплика

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия­

 

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Время

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветственное слово учителя (слайд 1).

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Чулпан Махсутовна и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Сегодня мне хотелось бы начать урок с пожелания. Желаю вам хорошего настроения, и я надеюсь на вашу активную работу.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем

месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

1 мин.

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Выполняется структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group),

выполнение мультимедийного интерактивного упражнения

 

Повторение пройденной темы.

А) Сейчас вы под музыку СМЕШИВАЕТЕСЬ, когда музыка прекращается, то ЗАМИРАЕТЕ, ваша задача состоит в том, чтобы объединиться в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на мой вопрос.

Сколько видов предложения по цели высказывания?

Сколько типов предложения по интонации?

Сколько букв в слове речь?

Вот мы с вами сформировали группы, это ваша новая команда, с которой вы будете работать сегодня на уроке. Поприветствуйте друг друга. Садимся за столы.

 

Б) Посмотрите, пожалуйста, на экран

http://learningapps.org.

Ребята вам нужно найти слова автора и прямую речь и записать в тетради предложения по порядку.

Выпишете отдельно слова автора и прямую речь.

Затем, чтобы собрать предложения обсуждают в группе. Заслушиваются ответы индивидуально.

«Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»?» – спросил Витя. «Руслан», - ответил Максим. «А почему?» – поинтересовался Витя. «Я переживал за него», - добавил Максим. «Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе?» – переспросил Витя. «Смелость и целеустремленность», - сказал Максим.

-Молодцы, какое произведение мальчики обсуждают?

-Правильно, ребята. (слайд 2)

-Да, Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила» (1818-1820). В ней тесно переплелись чувства и события, присущи реальности и настоящим людям с мифическими персонажами, магией и волшебством.

(Слайд 3)

- Ребята, у вас появилась картинка. Попробуйте ответить на вопрос устно, при ответе поднимаем руки: «Что изображено на этом рисунке? Что делают люди на этом рисунке?».

- Ребята, а как можно это назвать одним словом.

- Итак, тема нашего урока сегодня – диалог. (Слайд 4)

Отвечают на во­просы и формируют группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Три

 

Два

 

Четыре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.

 

Индиви­

дуальная,

групповая, фронтальная

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения

5 мин.

2. Выявле­ние места и причины затрудне­ния

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Кто знаком с этим понятием?

А сейчас возьмите карточки (№ 1) и заполните только левый столбик:

Карточка № 1 (слайд 5)

Известная информация и предположения (что мне известно по данной теме)

Новая информация (что я нового узнал на уроке)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (Различать предложения с прямой речью и диалогом, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, отличать их на слух.) (слайд 6)

 

(слайд 7) Физкультминутка «Диалог».

-Как живёте?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёте?

- Вот так! (маршируют).

- Ночью спите?

- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как плывёте?

- Вот так! (руками разводят)

- Как шалите?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозите?

- Вот так! (пальцем указательным машут)

- Как садитесь?

- Вот так! (Садятся)

 

- Что представляет из себя наша физкультминутка? (Диалог)

Обдумывают от­веты на вопросы и осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов. Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

5 мин.

3. Целепо- лагание и постро­ение про­екта вы­хода

из затруд­нения

Просмотр муль­тимедийной презентации «Диалог. Знаки препинания при диалоге». Подбор своих примеров, ил­люстрирующих природу изу­чаемого языко­вого явления, составление связных расска­зов об изучен­ных нормах

Обратимся к учебнику. Прочитайте правило в учебнике (п. 49). Слайд (8)

Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

дополняет ответы

- Какие незнакомые слова встретились?

- А что же такое реплика? (слайд 8)

- Давайте обратимся к толковому словарю, созданному известным советским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым и посмотрим значение этих слов. (слайд 9 - 10)

- Вернемся к примеру прямой речи, где мальчики обсуждают поэму (слайд 11). Давайте вместе попробуем переделать в диалог.

- Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Витя.

- Руслан, - ответил Максим.

- А почему? – поинтересовался Витя.

- Я переживал за него, - добавил Максим.

- Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе? – переспросил Витя.

- Смелость и целеустремленность, - сказал Максим.

(Слайд 12)

- Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

- Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?

Смотрят презен­тацию, восприни­мают на слух информацию, ос­ваивают лингвис­тические термины. Отвечают на во­просы, выполня­ют упражнения

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассу­ждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием. Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объ­яснения учителя, высказы­ваний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5 мин.

4.Первич­ное закре­пление.

 

5.Само­стоятель­ная работа

Письменная ра­бота. Создание проекта

- (слайд 13) Ребята, у вас на столах лежат листы и фломастеры.

Вам нужно будет написать или нарисовать определение диалога? и составить диалог, используя при этом вежливые слова, которые даны в рамке на стр. 118, в конце свои проекты защитить.

Придумайте диалог, состоящий из 4х реплик на тему:

1 ряд – «Разговор по телефону»;

2 ряд – «Встреча с другом»;

3 ряд – «Визит к врачу»;

4 ряд – «Разговор на перемене».

- Разыграйте диалоги.

Принимают уча­стие в работе, создают проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в разыгрывании диалогов.

 

Индиви­

дуальная,

групповая

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления

10 минут

6. Включе­ние в сис­тему зна­ний и по­вторение

Обобщение полученных на уроке сведе­ний

А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она сформулирована?

Какая цель была поставлена нами на уроке? (Познакомиться
с диалогом.)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы в карточке № 1. (слайд 14)

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что… (письменно)

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая повторов.

Отвечают на вопросы

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре­тают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

2 мин.

7. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам; монологические высказывания

(слайд 15)Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и покажите их. Урок понравился – выбираете зеленую карточку, нет – красную карточку.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

(слайд 16)

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

2 мин.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.