12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гасанова Эмиля43

Урок русского языка. 5 класс.

Тема урока: Местоимение.

Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.

Вступление в урок.

на доске слова из наших словариков. Поставьте ударение.

Что проходили на прошлых уроках? (существительное и прилагательное)


 

2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное», содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)


 

Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чем-то не согласны. С чем? (Дети отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас скажите сами.


 

Изучение темы.


 

1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.

Каждый, кто весел, пой с нами вместе.

- Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет петь?

Назовите слова-дублеры, заменяющие существительное, прилагательное.

Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.

Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.

С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.

- Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?

Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи: кто? что? какой? чей? сколько?


 

2. Шуточная викторина.

- Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная семья.?

- Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по лицам, числам и падежам).


 

Упр.112

3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной. Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант). Упр.114

Белка и волк.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

- Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)

4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка». «Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.


 

Р_сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о_цвела весной и осталась на вишенк_ одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.

- Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по «цепочке» пропущенные орфограммы.

- Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно ли его исправить.

Итог урока. Выставление и комментирование оценок.

Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но слов-дублеров гораздо больше. Есть и вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними мы познакомимся позже.

Домашнее задание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.