Урок русского языка в 5 классе на тему «Местоимения»
Урок русского языка. 5 класс.
Тема урока: Местоимение.
Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.
Вступление в урок.
на доске слова из наших словариков. Поставьте ударение.
Что проходили на прошлых уроках? (существительное и прилагательное)
2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное», содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)
Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чем-то не согласны. С чем? (Дети отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас скажите сами.
Изучение темы.
1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.
Каждый, кто весел, пой с нами вместе.
- Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет петь?
Назовите слова-дублеры, заменяющие существительное, прилагательное.
Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.
Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.
С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.
- Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?
Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи: кто? что? какой? чей? сколько?
2. Шуточная викторина.
- Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная семья.?
- Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по лицам, числам и падежам).
Упр.112
3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной. Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант). Упр.114
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
- Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)
4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка». «Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.
Р_сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о_цвела весной и осталась на вишенк_ одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.
- Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по «цепочке» пропущенные орфограммы.
- Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно ли его исправить.
Итог урока. Выставление и комментирование оценок.
Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но слов-дублеров гораздо больше. Есть и вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними мы познакомимся позже.
Домашнее задание.