"Русско-турецкая война 1877-1978гг"
Разработка урока истории в 9 классе
Учитель: Черепова Т.В.
Тема урока: Русско – турецкая война 1877–1878 гг.
Урок разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями, внесёнными в ФГОС основного общего образования приказом Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015г., по программе курса «История России». 6-9 классы (Авторы: Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.).
УМК: История России XIX – начала XX в. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова, учебное пособие для 8-9 классов «Казачество на Ставрополье», книга П.С.Федосов «Два века станицы Расшеватской».
Класс: 9
Продолжительность: 35 минут
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-практикум.
Цель урока: изучить причинs, ход, итоги и значение русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., а также проследить участие казаков в русско-турецкой войне 1877-1878гг.
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
умение анализировать, обобщать, сравнивать факты (на данном уроке – причины, ход, итоги и значение русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.), формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-Оборудование урока: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», видеоролик фильма «Турецкий гамбит» или музыка «Прощание славянки», видеоролик «Русский крест» - А. Денисов.
Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, системно-деятельностный подход.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная
Основные понятия и даты:
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.
Берлинский конгресс – июнь 1878 г.
Плевна
Шипкинский перевал
Ход урока
План урока:
Причины войны.
Повод войны.
Ход военных действий.
Участие казаков в войне.
Итоги и значение войны.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | Слайд 1. Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Настраивает на активную деятельность. (Здравствуйте, ребята! Посмотрите на рабочее место, друг на друга, на меня. Мы начинаем наш урок. И хочу начать его с притчи: «Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ» Так как мы изучаем внутреннюю и внешнюю политику Александра 2 уже не первый урок, то начнем с проверки домашнего задания. Для проверки домашнего задания я предлагаю небольшой тест. Слайд 2. Время 5 минут Слайд 3. (на слайде ответы для взаимопроверки) Отложили тест и давайте посмотрим фрагмент фильма. Слайд 4. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на активную работу. Учащиеся выполняют тест Проверяют сами. |
2. Мотивация и целеполагание | Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а кто-нибудь знает, народы каких государств являются главными героями в этом фильме? Так, о чем же этот фильм? Абсолютно верно. Так какая война?) Учитель: Да, речь поведём о войне Слайд 5 Учитель: Тема сегодняшнего урока «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» Учитель: У вас на партах лежат рабочие листы, в них записываем тему урока. Учитель: У меня в руках карточка (Учитель показывает карточку: 200 000). 200 тысяч русских солдат, казаков, добровольцев погибло в этой войне. Какой вопрос возникает в связи с этим? | Внимательно слушают учителя, Отвечают на вопросы Формулируют тему и цели урока. Причины войны, ход, итоги. Формулируют проблему урока |
Проблемный вопрос: | Слайд 5. Учитель: Стоило ли России участвовать в этой войне? | |
3. Изучение нового материала. Первичное закрепление новых знаний | В течение урока мы постараемся на него ответить. Так как мы изучаем уже не первую войну в истории России, то давайте вспомним план изучения военного события. Слайд 6. И по ходу урока постараемся его наполнить содержанием. (Кластер отображается на экране) Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы с вами будем выполнять различные практические задания. Учитель: История отношений России и Турции издавна носила противоречивый, взрывной характер. Как вы думаете, а что же являлось источником конфликта этих двух государств? Это можно считать причиной войны? Открываем учебник и находим еще причину. Работа с текстом учебника: параграф 21, пункт 5 Учитель: Итак, причины войны: Слайд 7. Освободительное движение в Боснии, Герцеговине, Болгарии против Турции. Борьба европейских стран за влияние на Балканскую политику. Конфликт России и Турции за статус проливов, а также желание реванша за поражение в Крымской войне 1853-1856 Учитель: зверско подавленное башибузуками восстания в Болгарии (15 мая 1876 г.) Турки сожгли в одном Филиппольском санджаке 118 сел и деревень. Пострадавшее от того население насчитывается до ста тысяч. В одном лишь селе Клисуре башибузуки умертвили 180 детей, обучавшихся в школе. Кровавые распри турецких властей вызвали возмущение русского общества. Ширилось движение в защиту южнославянских народов Все свои надежды на освобождение народы Балканского полуострова связывали с Россией. Та, в свою очередь, пыталась решить вопрос путем мирных переговоров и соглашений, но Турция, поддерживаемая Англией, была непреклонна. Здесь и появился повод к войне. Каков был повод? Из учебника Слайд 8. Повод: Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом. Слайд 9. Учитель: И российский император Александр 2 в Манифесте от 12 апреля 1877 года объявил войну Турции. А мы с вами вместе с доблестными солдатами, добровольцами, казаками, врачами, медсестрами, художниками и писателями отправляемся за пределы Российского государства воевать с враждебной Османской империей, освобождать угнетаемых турками братьев-славян. Слайд 10. И сейчас, просмотрев интерактивную карту хода войны, учебник, выполните, пожалуйста, следующие задания. 1 группа – выписать основные события русско-турецкого конфликта. 2 группа – выписать имена главных действующих лиц русской армии. 3 группа - итоги войны Заслушиваем ответы учащихся 1 группа: Слайд 11 - 15 июня 1877 г. Переправа русской армии через Дунай у Зимницы Слайд 12. - 7 июля 1877 г. Занятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко Слайд 13. - 28 декабря 1877 г. Сражение у Шейново, Шипки и на Шипкинском перевале. Поражение турецкой армии Слайд 14. - 12 октября - 28 ноября 1877 г. Блокада и взятие Плевны, пленение гарнизона Плевны - 23 декабря 1877 г. Занятие Софии войсками И.В. Гурко - 10 января 1878 г. Взятие Адрианополя русскими войсками - 18 января 1878 г. Занятие Сан-Стефано русскими войсками - 19 февраля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор России и Турции Слайд 15. - 12 апреля 1877 г. Переход русских войск через русско-турецкую границу на Кавказе Слайд 16. - 7-28 июня Оборона Баязета - 6 ноября 1877 г. Штурм Карса русскими войсками - 10 февраля 1878 г. Взятие Эрзерума русскими войсками. Слайд 17. Учитель: Русско-турецкая война 1877-1878 годов по традиции стала «минутой славы» для многих солдат и военоначальников. В частности прославились несколько российских генералов Слайд 18. 2 группа: М.Д.Скобелев И.В.Гурко Слайд 19. Н.П.Криденер Н.Г.Столетов Слайд 20,21. М.Т.Лорис-Меликов Слайд 22. Казачий компонент: Ребята, я вас просила на урок поискать материал об участии казаков в войне. Ответ ученика (Гайдуков Михаил). Кубанские полки и батальоны были разделены по 2-м фронтам-балканскому и кавказскому. 2-й кубанский полк вместе с Владикавказко-осетинским, 30-м донским казачьими полками вошел в состав Кавказской казачьей бригады. Они воевали на самых трудных участках. Царева Елена. А я прочла, что 2 сотни казаков –пластунов были включены в состав передового отряда под командованием генерал-лейтенанта И.В. Гурко. Они отличились храбростью при штурме Шипского перевала. Слайд 23. В русско-турецкой войне 1877-1878 года приняли участие казачьи военные соединения на Кавказском и Балканском фронтах. На главный, балканский, театр военных действий посланы 2-й Кубанский казачий полк, 2 сотни 7-го пешего пластунского батальона. 2 казачьих лейб-гвардии кубанских эскадрона из Собственного Его Императорского Величества конвоя. В Закавказье действовало 6 полков: Ейский, Кавказский, 1-й Кубанский, Полтавский, Уманский, 2-й Хоперский, а также сотня 7-го пластунского батальона и 2 конные батареи. На Кавказском фронте казаки сражались в составе корпуса под командование генерал-адьютанта М.Т. Лорис-Меликова. 5 мая 1877 года была взята крепость Ардаган, а в июне в тяжелейших условиях казаки принимали участи в осаде крепости Баязет. Среди ее участников были и расшеватцы. В нашем школьном музее есть фотография с казаками, участниками этого сражения, которую передал наш житель И.А. Митрофанов. На фотографии его прадед. Иванов Дима, про крепость Карс. 1-й кубанский конный и, 2- Ейский полки осенью 1877г принимали участие в осаде крепости Карс. Она считалась непреступной Горлова Алина. А я читала в книге П. С. Федосова, что казаки станицы Расшеватской, как и казаки других линейных станиц вошли в 6-ю сотню под началом хорунжего Свидина, уроженца станицы Суворовской. Сам 2-ой Кубанский полк вместе с донцами и терцами оказались включены в Кавказскую казачью дивизию генерал-лейтенанта М.Д. Скобелева. Слайд 24. Всего Кубанское казачье войско выставило около 21 000 казаков. Сотни пластунов 7-го батальона Кубанского казачьего войска сражались под командованием генерала И.В.Гурко и были в числе первых, вошел в древнюю столицу Болгарии город Тырново. Казаки участвовали и в защите Шипского перевала и осаде крепости Плевна. С конца июня 1877года казаки Кубанского полка помимо охранной службы еще осуществляли связь между русскими частями и местными жителями, поставляли продовольствие и фураж. Им не раз приходилось сталкиваться с черкесами и турецкими башибузуками, которые грабили и вырезали болгарское население в окрестностях Плевны. Олег Сверчков Обращаемся к книге П.С. Федосова В послужном списке расшеватского казака, урядника Новичихина Федора Ларионовича указано, что в ноябре 1877 года он был удостоен орденом Святого Георгия 4 степени (№45772). Он участвовал в осаде Плевны. Слайд 25 Помимо Георгиевских крестов казаки были награждены бронзовыми медалями «В память войны 1877-1878гг» и специальными знаками отличия на головные уборы с надписью «За отличие в турецкой войне 1877 и 1878гг». Все кубанские казачьи части награждены Георгиевскими знаменами с надписью «За отличие в турецкую войну 1877-1878гг». Слайд 26. Название кубанских частей можно встретить на многих памятниках в Болгарии. Более 1500 казаков отдали жизнь за свободу болгарского народа. Помня об этом, одно из сел Ловечского округа благодарные болгары назвали Казачево. Следует отметить, что действия кубанских казаков в Болгарии заслужили самую высокую оценку, одного из героев русско-турецкой войны генерала М.Д. Скобелева, который отмечал: для России было бы лучше, если б у нее было побольше таких полков, каким был 2-й Кубанский казачий полк. Учитель: И лишь, захватив Плевну, преодолев Шипкинский перевал, был открыт путь на Стамбул. И Турция запросила мир. Учитель: По итогам русско – турецкой войны было подписано два документа: Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский трактат. 3 группа -итоги Сан-Стефанского мирного договора. Слайд 27. Сербия, Черногория, Румыния – независимость. Болгария – автономное княжество в составе Османской империи. Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет Учитель: Но европейским государствам эти итоги не нравились, и они настояли на их пересмотре. В итоге был подписан Берлинский трактат Сравнивать 2 документа вы будете дома. | План изучения войны: 1.Причины войны. 2. Повод. 3.Ход военных действий. 4. Герои 5.Итог войны Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопрос Восточный вопрос: - желание России обладать проливами Босфор и Дарданеллы Помощь славянским народам (болгарам, сербам) в их освободительной борьбе против турок. (работают в парах) Работа с документами, текстом учебника, с. 156, пункт 5, абзац 1 Работа с учебником, стр.156. (работают в группах) Работа по карте учебника, с. 158-159; Работа с документами, составить кластер, работа в группах. Ответы учащихся На экране фотографии казаков. Краткая информация. |
Подведение итога урока | Учитель: Давайте вернёмся к проблеме урока: Стоило ли России участвовать в этой войне? Ученик. Да стоило. Война стала важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против400-летнего османского ига. Учитель: Опыт русско-турецкой войны вошел во многие наставления и уставы. Наконец-то, в русской армии появились талантливые командиры. Берлинский договор урезал результаты побед России, но одно неизменно: балканские народы получили свободу от турецкого господства, и принесла эту свободу русская армия. Цена этой свободы – более 200 тысяч погибших русских солдат. Видеоролик «Русский крест» - А. Денисов. Слайд 28. | Беседа, ответы Видеоролик «Русский крест» - А. Денисов |
Рефлексия учебной деятельности | Какая цель была сегодня у нас на уроке? Смогли ли мы выполнить ее? Справились ли с задачами? Ребята, как вы считаете, все ли сегодня старались на уроке выполнять различные задания? Проведение рефлексии. Выбор карточек различного цвета с заданием. Белый – не совсем усвоил новый материал. Желтый – понял многое, но нужно еще поработать. Красный - справился со всеми заданиями, все получается! Задание на карточках для выполнения дома. Заполнить пропущенные слова в фразе из предложенного списка. Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. Инструктаж по домашнему заданию: Учитель: И мы должны о помнить о том, что идеалом М.Скобелева была могучая неделимая Россия, окружённая славянскими странами-союзницами, свободными и независимыми, но спаянными единой кровью, единой верой. | Варианты ответов Вспоминают поставленную цель урока. Ответы детей. Выбор карточек по цвету. |
Домашнее задание | § 21, Работа по карточке. Сравнить два мирных договора окончания русско-турецкой войны. Сообщение 1 «Памятники, посвященные событиям русско-турецкой войны в литературе, кинематографе, скульптуре, архитектуре». 2. «Казаки в боях за Баязет и Карс» | |
Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. | Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. |
Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. | Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. |
Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. | Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. |
Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. | Я за… Я против… Потому что… Уважение, защита от насилия, честь и достоинство, гуманное обращение, оказание медицинской помощи, посягательство на жизнь, пытки, взятие заложников, причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь. |