"Русско-турецкая война 1877-1978гг"

0
0
Материал опубликован 23 November

Разработка урока истории в 9 классе

Учитель: Черепова Т.В.

Тема урока: Русско – турецкая война 1877–1878 гг.

Урок разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями, внесёнными в ФГОС основного общего образования приказом Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015г., по программе курса «История России». 6-9 классы (Авторы: Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.).

УМК:  История России XIX – начала XX в. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова, учебное пособие для 8-9 классов «Казачество на Ставрополье», книга П.С.Федосов «Два века станицы Расшеватской».

Класс: 9

Продолжительность: 35 минут

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Цель урока: изучить причинs, ход, итоги и значение русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., а также проследить участие казаков в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

 Задачи урока:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

умение анализировать, обобщать, сравнивать факты (на данном уроке – причины, ход, итоги и значение русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.), формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

 - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

 - развивающие (формирование регулятивных УУД):

умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-Оборудование урока: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», видеоролик фильма «Турецкий гамбит» или музыка «Прощание славянки», видеоролик «Русский крест» - А. Денисов.

Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, системно-деятельностный подход.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная

Основные понятия и даты:

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

Берлинский конгресс – июнь 1878 г.

Плевна

Шипкинский перевал

Ход урока

План урока:

Причины войны.

Повод войны.

Ход военных действий.

Участие казаков в войне.

Итоги и значение войны.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Слайд 1.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Настраивает на активную деятельность. (Здравствуйте, ребята! Посмотрите на рабочее место, друг на друга, на меня. Мы начинаем наш урокИ хочу начать его с притчи: «Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.

Так как мы изучаем внутреннюю и внешнюю политику Александра 2 уже не первый урок, то начнем с проверки домашнего задания. Для проверки домашнего задания я предлагаю небольшой тест.

Слайд 2. Время 5 минут

Слайд 3. (на слайде ответы для взаимопроверки)

Отложили тест и давайте посмотрим фрагмент фильма.

Слайд 4.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на активную работу.



Учащиеся выполняют тест

Проверяют сами.


2. Мотивация и целеполагание


Учитель:

Ребята, скажите, пожалуйста, а кто-нибудь знает, народы каких государств являются главными героями в этом фильме?

Так, о чем же этот фильм?

Абсолютно верно. Так какая война?)

УчительДа, речь поведём о войне

Слайд 5

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Учитель: У вас на партах лежат рабочие листы, в них записываем тему урока.

Учитель: У меня в руках карточка (Учитель показывает карточку: 200 000). 200 тысяч русских солдат, казаков, добровольцев погибло в этой войне. Какой вопрос возникает в связи с этим?

Внимательно слушают учителя,

Отвечают на вопросы





Формулируют тему и цели урока.

Причины войны, ход, итоги.



Формулируют проблему урока

Проблемный вопрос:


Слайд 5.

Учитель: Стоило ли России участвовать в этой войне?


3. Изучение нового материала.

Первичное закрепление новых знаний




























































































В течение урока мы постараемся на него ответить. Так как мы изучаем уже не первую войну в истории России, то давайте вспомним план изучения военного события.

Слайд 6.

И по ходу урока постараемся его наполнить содержанием.

(Кластер отображается на экране)

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы с вами будем выполнять различные практические задания.

Учитель:

История отношений России и Турции издавна носила противоречивый, взрывной характер. Как вы думаете, а что же являлось источником конфликта этих двух государств?

Это можно считать причиной войны?

Открываем учебник и находим еще причину.

Работа с текстом учебника: параграф 21, пункт 5

Учитель: Итак, причины войны:

Слайд 7.

Освободительное движение в Боснии, Герцеговине, Болгарии против Турции.

Борьба европейских стран за влияние на Балканскую политику.

Конфликт России и Турции за статус проливов, а также желание реванша за поражение в Крымской войне 1853-1856

Учитель: зверско подавленное башибузуками восстания в Болгарии (15 мая 1876 г.)

Турки сожгли в одном Филиппольском санджаке 118 сел и дере­вень. Пострадавшее от того население насчитывается до ста тысяч. В одном лишь селе Клисуре башибузуки умертвили 180 детей, обучавшихся в школе.

Кровавые распри турецких властей вызвали возмущение русского общества. Ширилось движение в защиту южнославянских народов

Все свои надежды на освобождение народы Балканского полуострова связывали с Россией. Та, в свою очередь, пыталась решить вопрос путем мирных переговоров и соглашений, но Турция, поддерживаемая Англией, была непреклонна.

Здесь и появился повод к войне.

Каков был повод? Из учебника

Слайд 8.

Повод: Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.

Слайд 9.

Учитель: И российский император Александр 2 в Манифесте от 12 апреля 1877 года объявил войну Турции. А мы с вами вместе с доблестными солдатами, добровольцами, казаками, врачами, медсестрами, художниками и писателями отправляемся за пределы Российского государства воевать с враждебной Османской империей, освобождать угнетаемых турками братьев-славян.

Слайд 10.

И сейчас, просмотрев интерактивную карту хода войны, учебник, выполните, пожалуйста, следующие задания.

1 группа – выписать основные события русско-турецкого конфликта.

2 группа – выписать имена главных действующих лиц русской армии.

3 группа - итоги войны


Заслушиваем ответы учащихся

1 группа:

Слайд 11

- 15 июня 1877 г. Переправа русской армии через Дунай у Зимницы

Слайд 12.

- 7 июля 1877 г. Занятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко

Слайд 13.

- 28 декабря 1877 г. Сражение у Шейново, Шипки и на Шипкинском перевале. Поражение турецкой армии

Слайд 14.

- 12 октября - 28 ноября 1877 г. Блокада и взятие Плевны, пленение гарнизона Плевны

- 23 декабря 1877 г. Занятие Софии войсками И.В. Гурко

- 10 января 1878 г. Взятие Адрианополя русскими войсками

- 18 января 1878 г. Занятие Сан-Стефано русскими войсками

- 19 февраля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор России и Турции

Слайд 15.

- 12 апреля 1877 г. Переход русских войск через русско-турецкую границу на Кавказе

Слайд 16.

- 7-28 июня Оборона Баязета

- 6 ноября 1877 г. Штурм Карса русскими войсками

- 10 февраля 1878 г. Взятие Эрзерума русскими войсками.

Слайд 17.

Учитель: Русско-турецкая война 1877-1878 годов по традиции стала «минутой славы» для многих солдат и военоначальников. В частности прославились несколько российских генералов

Слайд 18.

2 группа:

М.Д.Скобелев

И.В.Гурко

Слайд 19.

Н.П.Криденер

Н.Г.Столетов

Слайд 20,21.

М.Т.Лорис-Меликов

Слайд 22.

Казачий компонент:

Ребята, я вас просила на урок поискать материал об участии казаков в войне.

Ответ ученика (Гайдуков Михаил).

Кубанские полки и батальоны были разделены по 2-м фронтам-балканскому и кавказскому. 2-й кубанский полк вместе с Владикавказко-осетинским, 30-м донским казачьими полками вошел в состав Кавказской казачьей бригады. Они воевали на самых трудных участках.

Царева Елена.

А я прочла, что 2 сотни казаков –пластунов были включены в состав передового отряда под командованием генерал-лейтенанта И.В. Гурко. Они отличились храбростью при штурме Шипского перевала.

Слайд 23.

В русско-турецкой войне 1877-1878 года приняли участие казачьи военные соединения на Кавказском и Балканском фронтах. На главный, балканский, театр военных действий посланы 2-й Кубанский казачий полк, 2 сотни 7-го пешего пластунского батальона. 2 казачьих лейб-гвардии кубанских эскадрона из Собственного Его Императорского Величества конвоя.

В Закавказье действовало 6 полков: Ейский, Кавказский, 1-й Кубанский, Полтавский, Уманский, 2-й Хоперский, а также сотня 7-го пластунского батальона и 2 конные батареи. На Кавказском фронте казаки сражались в составе корпуса под командование генерал-адьютанта М.Т. Лорис-Меликова. 5 мая 1877 года была взята крепость Ардаган, а в июне в тяжелейших условиях казаки принимали участи в осаде крепости Баязет. Среди ее участников были и расшеватцы. В нашем школьном музее есть фотография с казаками, участниками этого сражения, которую передал наш житель И.А. Митрофанов. На фотографии его прадед.

Иванов Дима, про крепость Карс.

1-й кубанский конный и, 2- Ейский полки осенью 1877г принимали участие в осаде крепости Карс. Она считалась непреступной

Горлова Алина.

А я читала в книге П. С. Федосова, что казаки станицы Расшеватской, как и казаки других линейных станиц вошли в 6-ю сотню под началом хорунжего Свидина, уроженца станицы Суворовской. Сам 2-ой Кубанский полк вместе с донцами и терцами оказались включены в Кавказскую казачью дивизию генерал-лейтенанта М.Д. Скобелева.

Слайд 24.

Всего Кубанское казачье войско выставило около 21 000 казаков. Сотни пластунов 7-го батальона Кубанского казачьего войска сражались под командованием генерала И.В.Гурко и были в числе первых, вошел в древнюю столицу Болгарии город Тырново. Казаки участвовали и в защите Шипского перевала и осаде крепости Плевна. С конца июня 1877года казаки Кубанского полка помимо охранной службы еще осуществляли связь между русскими частями и местными жителями, поставляли продовольствие и фураж. Им не раз приходилось сталкиваться с черкесами и турецкими башибузуками, которые грабили и вырезали болгарское население в окрестностях Плевны.

Олег Сверчков

Обращаемся к книге П.С. Федосова

В послужном списке расшеватского казака, урядника Новичихина Федора Ларионовича указано, что в ноябре 1877 года он был удостоен орденом Святого Георгия 4 степени (№45772). Он участвовал в осаде Плевны.

Слайд 25

Помимо Георгиевских крестов казаки были награждены бронзовыми медалями «В память войны 1877-1878гг» и специальными знаками отличия на головные уборы с надписью «За отличие в турецкой войне 1877 и 1878гг».

Все кубанские казачьи части награждены Георгиевскими знаменами с надписью «За отличие в турецкую войну 1877-1878гг».

Слайд 26.

Название кубанских частей можно встретить на многих памятниках в Болгарии. Более 1500 казаков отдали жизнь за свободу болгарского народа. Помня об этом, одно из сел Ловечского округа благодарные болгары назвали Казачево.

Следует отметить, что действия кубанских казаков в Болгарии заслужили самую высокую оценку, одного из героев русско-турецкой войны генерала М.Д. Скобелева, который отмечал: для России было бы лучше, если б у нее было побольше таких полков, каким был 2-й Кубанский казачий полк.

Учитель: И лишь, захватив Плевну, преодолев Шипкинский перевал, был открыт путь на Стамбул. И Турция запросила мир.

Учитель: По итогам русско – турецкой войны было подписано два документа: Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский трактат.

3 группа -итоги Сан-Стефанского мирного договора.

Слайд 27.

Сербия, Черногория, Румыния – независимость.

Болгария – автономное княжество в составе Османской империи.

Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет

Учитель:

Но европейским государствам эти итоги не нравились, и они настояли на их пересмотре. В итоге был подписан Берлинский трактат

Сравнивать 2 документа вы будете дома.

План изучения войны:

1.Причины войны.

2. Повод.

3.Ход военных действий.

4. Герои

5.Итог войны

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопрос

Восточный вопрос:

- желание России обладать проливами Босфор и Дарданеллы

Помощь славянским народам (болгарам, сербам) в их освободительной борьбе против турок.

(работают в парах)

Работа с документами, текстом учебника, с. 156, пункт 5, абзац 1











Работа с учебником, стр.156.

(работают в группах)

Работа по карте учебника, с. 158-159;



Работа с документами, составить кластер, работа в группах.





Ответы учащихся





На экране фотографии казаков. Краткая информация.

Подведение итога урока

Учитель: Давайте вернёмся к проблеме урока: Стоило ли России участвовать в этой войне?

Ученик. Да стоило. Война стала важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против400-летнего османского ига.

Учитель: Опыт русско-турецкой войны вошел во многие наставления и уставы. Наконец-то, в русской армии появились талантливые командиры. Берлинский договор урезал результаты побед России, но одно неизменно: балканские народы получили свободу от турецкого господства, и принесла эту свободу русская армия.

Цена этой свободы – более 200 тысяч погибших русских солдат. Видеоролик «Русский крест» - А. Денисов.

Слайд 28.

Беседа, ответы

















Видеоролик «Русский крест» - А. Денисов

Рефлексия учебной деятельности

Какая цель была сегодня у нас на уроке? Смогли ли мы выполнить ее? Справились ли с задачами?

Ребята, как вы считаете, все ли сегодня старались на уроке выполнять различные задания?

Проведение рефлексии.

Выбор карточек различного цвета с заданием.

Белый – не совсем усвоил новый материал.

Желтый – понял многое, но нужно еще поработать.

Красный - справился со всеми заданиями, все получается!


Задание на карточках для выполнения дома.

Заполнить пропущенные слова в фразе из предложенного списка.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Инструктаж по домашнему заданию:

Учитель: И мы должны о помнить о том, что идеалом М.Скобелева была могучая неделимая Россия, окружённая славянскими странами-союзницами, свободными и независимыми, но спаянными единой кровью, единой верой.

Варианты ответов

Вспоминают поставленную цель урока.

Ответы детей.


Выбор карточек по цвету.


Домашнее задание

§ 21,

Работа по карточке.

Сравнить два мирных договора окончания русско-турецкой войны.

Сообщение

1 «Памятники, посвященные событиям русско-турецкой войны в литературе, кинематографе, скульптуре, архитектуре».

2. «Казаки в боях за Баязет и Карс»









Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.

Я за…

Я против…

Потому что…

Уважение, защита от насилия,

честь и достоинство,

гуманное обращение, оказание медицинской помощи,

посягательство на жизнь, пытки,

взятие заложников,

причинение тяжелых страданий, жизнь и любовь.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.