Методическая разработка занятия по теме «Рябина»
Методическая разработка занятия по теме «Рябина»
Для жителей средней полосы России, Сибири рябина давно стала символом природы родного края. Везде — в лесу, в садах, на городских улицах — встретите вы это растение. За что? Не за съедобные после морозов плоды (хотя и все равно горькие), не за иную практическую благость, — за поэтичность и нежность, которым окружено это дерево в народе.
Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о Рябине. Воспитывать любовь к родной природе, через устное народное творчество. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к русским традициям.
Задачи:
1.Обощить и систематизировать знания детей о пользе рябины.
2.Развивать представления детей о приметах, поговорках и поверьях о рябине.
3.Развивать словарный запас по данной теме.
4.Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение за рябиной ранней осенью, рисование на тему «Рябина в саду», чтение и заучивание стихотворений о рябине, лепка на тему «Гроздья рябины», оригами «Ветка рябины», сбор и рассматривание листьев рябины, сбор плодов рябины на зиму, д/и «Найди лист рябины».
Материал к занятию: письмо ( которое принесла птичка) с приглашением на экскурсию в парк, фото рябины ранней осенью, корзина, плоды рябины, рисунок птички, лента, мел для указания пути к беседке.
Ход
1.Организационный момент (ребята давайте все встанем в круг)
Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день, (встали)
Нам здороваться не лень.
Здравствуйте, добры молодцы и девицы красавицы.
Поздоровайтесь с гостями.
(дети здороваются с гостями)
2.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я нашла письмо. Посмотрите, от кого оно? (от птички)
Правильно. Семейка птичек приглашает нас к себе в гости на экскурсию, где нас ждет много интересного и нового.
Хотите узнать, куда именно они нас сегодня приглашают? (да)
Тогда откроем и прочитаем письмо? Согласны?
текст: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня я, со своей семьей хочу пригласить вас в рябиновый парк и отправляю вам приглашение. (Раздаю пригласительные детям, подписано имя каждого ребенка и изображена рябины.)
Воспитатель: Что же нам покажут на экскурсии? Данил, сможешь понять по рисунку, который нарисован на ваших пригласительных? (ответ) Кира, а как ты считаешь, что нам покажут в парке? (ответ).
Кто знает, что обозначает слово приметы? (дети тянут руки- ответы)
Воспитатель: Примета - это старинное поверье, о каком-то событии, или по-другому вера.
Воспитатель: Посмотрите, у всех есть приглашение? Да.
Тогда, отправляемся на экскурсию. (Дети одеваются, строятся и мы отправляемся в парк. В парке осмотрели/познакомились с деревьями, находим беседку, проходим и усаживаемся)
3.Показ мини-театра по поверию.
Воспитатель: По старинному поверью жили-были муж с женой и были у них дочь -Восьмуха лентяйка и злючка и сын Романушка -добрый да ласковый. Не возлюбила сестра братца и решила его погубить, заманила его в болото и решила утопить. Но не удалось ей совсем сгубить Романушку - выросло на том месте кудрявое, приветливое дерево, которое назвали рябинкой. И растет оно до сих пор по всей земле, радует нас и оберегает от злых духов. (актерами стали сопровождающие на экскурсию)
4.Основная часть
Воспитатель: Ребята, а сейчас в парке мы видели такое приветливое дерево, которое оберегает нас от злых духов? (да)
А давайте вместе найдем это дерево (на дерево предварительно повешали ленту, именно она дала им понять/поверить что это то дерево). Дети подходят к рябине.
Знакомо вам это дерево? (да)
Как оно называется? (рябина)
-Правильно. Это рябина обыкновенная - дерево с плодами в виде пучка оранжево-красных ягод.
Воспитатель: С давних времен рябину считали символом мудрости, счастья и мира и поэтому, всегда высаживали ее возле дома. Ее ветки развешивали на воротах или дверях дома во время эпидемических заболеваний. Это дерево считалась также символом плодородия. Рябина, посаженная возле строящегося дома, выступала в роли генеалогического(родового) древа и должна была содействовать увеличению семьи. При закладке дома удмурты втыкали в середину будущего сруба рябиновую палку, которая должна была охранять дом от порчи.
Люди верили, что она убережет их от злых духов и принесет счастье. В старину говорили: от рябины да от красной нити, ведьмы не так уж резвы.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Давайте поздороваемся с рябиной. Погладим ее, это ей очень нравится. И очень ей не нравится, когда ее обижают: ломают ветки и сдирают кору.
Посмотрите на ее ствол. Какой он? (прямой, высокий, тонкий)
Чем он покрыт? (корой)
Потрогайте ее, какая, она? (шероховатая или гладкая, мокрая или сухая, теплая или холодная)
Рассмотрите внимательно, какого она цвета? чем покрыта кора?
(обратить внимание детей, что на коре есть серые черточки-чечевички и лишайники.)
-У какого еще дерева есть чечевички? Для чего дереву нужны чечевички? Чечевички есть у березы. Оно ими дышит.
-Далее предлагается рассмотреть лишайники, потрогать их на ощупь. Обратить внимание детей на то, что лишайники растут на старых деревьях и чем больше лишайников, тем чище воздух.
Воспитатель: Сколько лишайников на нашей рябинке: много или мало? Значит, какой у нас воздух? (чистый)
А наше дерево старое или молодое? Почему?
5.Ф/м «Найди и определи возраст»
(вместе с детьми найти другую рябину и определить- старое или молодое это дерево, сделать вывод о возрасте рябин)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на нашей рябинке появился какой-то знак. Что он означает? (рисунок птички)
Оказывается рябинку, называют «столовая для птиц». Как вы думаете, почему?
(потому что к ней прилетают птицы, отведать ягод)
Воспитатель: Вспомните, какие птицы прилетают к рябинке? (синички, вороны, снегири)
А еще охотники называют рябину «ловящая птиц», по тому, что плоды рябины очень любят дрозды-рябчики, они собираются большими стаями на рябинке, чтобы отведать ягод, и издалека видны охотникам.
Иногда гроздья рябины падают на землю, где их с удовольствием поедают полевые мыши, ежи, лоси и даже медведи.
А вы пробовали ягоды рябинки? Давайте вспомним, какие они на вкус.
Предлагаю детям ягоды рябины. Какие они на вкус?
(ягоды эти лекарственные, полезные - их используют для укрепления желудка, повышения аппетита и как поливитаминное средство)
В народе существует еще одно поверье о рябине говорят, что достаточно побыть под рябиной, чтобы ее запах отпугнул все болезни.
Давайте мы тоже все встанем под рябинку и отпугнем наши болезни. (беремся за руки и все вместе обнимаем рябину)
6.Практическая часть
Воспитатель: Но оказывается не только плоды рябины лекарственные. В народной медицине используют еще и кору, как средство от жара. Цветки- при простуде и кашле, ветки при болях в спине.
Но это еще не все полезные свойства рябины, ведь она еще отличный косметолог. Кто такой косметолог?
(специалист, занимающийся изучением ухода за кожей, ногтями, волосами)
Предлагаю побыть немого косметологами, давайте соберем ягоды и вернувшись в группу мы попробуем сделать маску.
Воспитатель: И на этом еще не заканчивается польза, которую приносит рябина.
В народном календаре существует праздник рябинки-23 сентября. (Павла рябинника)
С этого дня разрешают собирать и заготавливать ягоды на зиму.
-Для чего собирают плоды рябины? Что из рябины готовят ваши мамы? (варят компот, варенье, пекут пироги)
Вот сколько пользы приносит обыкновенная рябина: и оберегает от злых духов, и является кормом для многих птиц, и обладает лекарственными свойствами, и пригодна для пищи человеку, ее используют и в косметологии, а еще она очень красива осенью, когда на фоне кружевных листьев видны красные горьковатые плоды. Вспомните, какая она нарядная, в багряно-красном сарафане стояла ранней осенью, когда мы ее фотографировали (показываю фото).
7.Развитие речи.
Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх — она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?
Это дерево — рябина!
Грозди рябины ярко краснеют,
Летнего солнца жар излучая.
Стояла рябина почти неприметной,
Сегодня собою лес украшает.
Легкий морозец только на пользу,
Снежная пудра — как украшенье.
Рябиновых ягод не трогай, прохожий,
Оставим для птичек ее угощенье.
(Анализ стихотворения детьми)
Воспитатель: Благодаря своей красоте она является поэтическим символом России. Многие композиторы слагали песни, поэты писали стихи о ней.
Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина- красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.
(дети исполняют хоровод вокруг рябины)
8.Рефлексия.
Воспитатель: Вот какое полезное и красивое дерево растет у нас в России.
Предлагаю встать вокруг рябины. Я говорила уже сегодня, что рябина любит когда ее гладят, предлагаю по очереди мы подходим, гладим ее и называем что нового и интересного вы сегодня узнали и возвращаемся в круг.
Спасибо Вам дети!
А теперь возвращаемся в наш детский сад, с плодами рябины, примерять на себя роль косметологов.