Урок чтения в 4 классе: С. Вербова «Сочинение на тему»
Урок чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
Тема урока: С. Вербова «Сочинение на тему».
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока:
Цель: Знакомство с рассказом «Сочинение на тему» С. Вербовой
Задачи: 1) Формировать навык правильного и осознанного чтения рассказа,
выразительного чтения по ролям; закрепить умения составлять
полные ответы на вопросы по прочитанному тексту.
2) Корригировать чёткость произношения путём работы над
чистоговорками; развивать у обучающихся зрительное восприятие и
внимание при выполнении упражнения «Найди ошибку».
3) Воспитывать положительные качества личности, такие как доброта,
прощение, любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные –
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Ценить и принимать базовые ценности «Родина», «семья».
Воспитывать уважение к своей семье, любовь к Родине.
Предметные –
чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
чтение текста по ролям.
Оборудование: учебники, предметные картинки «Птицы», ноутбук, экран, проектор, презентация
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Сядет тот, кто продолжит предложение:
- На улице сейчас время года …
- Сегодня 22 …
- На улице погода …
- Сейчас у нас урок …
- Раздел, который мы изучаем называется …
- Страна, в которой мы живём называется …
-Столица нашей страны -…
- Главная площадь Москвы – это …
-В центре Москвы находится …
- Санкт – Петербург построен на берегу …
- Царь Пётр построил на небольшом острове …
- В центре Петропавловской крепости находится …
2. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок.
Начинаем мы урок.
На уроке не зевайте,
А работайте, читайте.
3.Речевая зарядка.
Работа над чистоговорками. Слайд № 1
На – на – на – наша Родина … сильна.
Ны – ны – ны – все народы в ней … дружны.
Не – не – не - скажем дружно нет … войне.
- прочитайте вполголоса, голосом;
- прочитайте грустным голосом, радостным голосом, злым голосом;
- прочитайте так, как запомнили.
II. Актуализация знаний.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто написал это стихотворение?
- Среди портретов найдите портрет Дмитрия Павлычко. Слайд № 2
- Чему оно посвящено?
III. Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание вы выполняли?
с. 81, выразительное чтение стихотворения «Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко
- С кем ведёт разговор автор?
- О чём автор спросил солнышко?
- Что солнышко ответило на вопрос «Где всего прекрасней на земле?»
IV. Подготовка к восприятию.
Прекраснее всего там, где ты родился и растёшь.
- А как называется это место, где мы родились и живём? (Правильно это место называется Родина.)
- А как называется наша Родина?
V. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом, в котором говорится о Родине.
- А как называется рассказ, вы узнаете, если расшифруете слова.
Слайд № 3
с | ш | н | ф | д |
б | ч | к | п | и |
о | и | т | н | ж |
в | ю | е | ы | е |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Слайд № 4
2 | 4 | 1 | 6 | 3 | 5 |
а | е | н | у | т | м |
- Как мы запишем слова «на тему»?
- Как зовут автора этого рассказа, вы узнаете, если прочитаете слова наоборот.
АВОБРЕВ АНАЛТЕВС Слайд № 5
- Назовите тему урока. (Светлана Вербова. Сочинение на тему.)
Светлана Вербова «Сочинение на тему». Слайд № 6
– Сегодня мы познакомимся с рассказом «Сочинение на тему» С. Вербовой, узнаем, на какую тему должен написать сочинение герой рассказа.
Будем читать рассказ выразительно по ролям.
VI. Словарная работа.
- Что такое «сочинение»? Слайд № 7
Сочинение - это письменная школьная работа, в которой записывают
свои мысли и знания по заданной теме, рассуждают.
Слайд № 8
Справедливость - честное, правдивое отношение к кому – нибудь.
VII. Первичное чтение учителем.
- Я прочитаю, а вы подумайте над вопросом «Кто является героем рассказа?»
VIII. Проверка первичного восприятия.
- Кто является героем рассказа?
- Какой был Серёжа?
IX. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём.
Встанем – глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево – вправо поворот.
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз, затем поднять.
Руки плавно опустили,
X. Вторичное чтение учащимися.
- Почему Серёжа был грустный?
XI. Анализ произведения.
- На какую тему задали Серёже сочинение?
- Что посоветовал ему отец?
- Чего больше всего хотел Серёжа, когда лежал в больнице? Почему?
Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- А о ком вспоминает мальчик, когда ему бывает плохо?
- Что сделала бабушка, когда Серёжа ушиб коленку?
- Как вы думаете, почему она его пожалела?
- А пожалела ли мальчика мама, когда он пришёл из школы и у него была на голове шишка? Почему?
- Какой совет дала мама Серёже? Последовал ли он ему?
- Найдите и прочитайте слова папы, в которых говорится о том, за что мы любим свою семью.
- С кем сравнивается в рассказе Родина? Объясните почему?
- Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о том, что значит любить свою Родину.
- Объясните, как вы понимаете эти слова.
XII. Чтение по ролям. с. 82 – 83
- Кого нужно выбрать для чтения по ролям? (Автор, Серёжа, папа.)
XIII. Работа с пословицами.
Люди сочинили много пословиц о Родине.
- Прочитайте первую пословицу внизу страницы.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Найдите и прочитайте строчки, которые подходят к этой пословице.
- Прочитайте вторую пословицу.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Какие ещё пословицы о Родине вы знаете?
XIV. Упражнение «Найди ошибку». Проверка внимания. Слайды № 9-11
- Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.
1) - Вот видишь, внучок, - сказал дедушка. – Ты любишь свою семью за то,
что и тебя любят: когда надо – поругают, а когда надо – пожалеют, но
всегда по справедливости.
2) Родина переживает за тебя, как твоя бабушка, она гордится тобой, но если
ты сделаешь что – нибудь хорошее, ей будет радостно.
3) Любить свою Родину – это значит огорчаться, когда у неё горе, и помогать
ей в трудные дни.
XV. Итог.
- С каким произведением познакомились?
- Кто написал рассказ?
- Почему рассказ называется «Сочинение на тему»?
- Чему учит нас рассказ?
- Что значит любить Родину?
XVI. Домашнее задание.
1, 2 уровень - с.82 - 83, читать по ролям
3 уровень - прочитать
XVII. Рефлексия. Оценивание. Слайд № 12
Урок прошёл отлично.
Мне было легко на уроке.
Я доволен своей работой.
Урок прошёл хорошо.
Мне было трудно на уроке.
Я вполне доволен своей работой.
Урок прошёл плохо.
Мне было очень трудно.
Я не доволен своей работой.